http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?PHPSESSID=d95c48cc6ee35e90bdf8179c4004aa7a&topic=2882.msg135706#msg135706Вопрос: У меня еще вопрос к Александру.
В одной из ранних форумских тем (времен основания форума) кто-то поделился или своим опытом, или опытом близкого знакомого. Какой-то человек (вроде даже священник) делал попытки вхождения в молитвенное делание. Как только он начинал последовательно систематически молиться Иисусовой молитвой, это отражалось на здоровье жены - она серьезно заболевала. Прекращал - болезнь проходила. В конце-концов он эти свои молитвенные попытки забросил. Из-за того, что не хотел вредить жене.
Помню тогда вы, Александр, сказали, что нужно было продолжать творить молитву несмотря ни на что.
Вы можете прокомментировать это ваше мнение в контексте данной темы?
Ответ: Извиняюсь за паузу. Эта историю рассказывал я. Поведал ее мне священник, ныне он - настоятель околопитерского храма, в те времена еще относительно молодой и ревностный. Не помню, чтобы его жена серьезно заболевала, когда он начинал молиться, но какие-то ухудшения здоровья были. В Псково-Печерском монастыре его отругали за то, что из-за болячек жены бросил молитву. И я считал так же, только без добавки "несмотря ни на что".
Схематично. Есть (условно) два типа специфических искушений, возникающих при молитве. Первый - для новоначальных. Он характеризуется различными неурядицами, затруднениями и соблазнами, отводящими от молитвы. Эти искушения обычно не очень большие, и при некоторой настойчивости и постоянстве довольно быстро отступают. С другой стороны, отсев дают большой.
Второй тип искушений - для тех, кто почувствовал вкус молитвы и явственно соприкоснулся с благодатью. Действенные изменения происходят не только с самим человеком, но и с его окружением, родными и близкими. Обычная реакция ветхой природы на приходящую благодать - отказ (от благодати) или поломка. Такая же реакция, вообще, может происходить, когда вливается поток мощной невидимой силы, не обязательно благодатной. А вот далее... Какой путь изберет молитвенник? Он может отказаться от своих родных, назвать их помехой или источником искушений и болезней на пути к Богу. Также и родственники могут отказаться от такого молитвенника, который рушит их жизнь. И тогда произойдет разрыв в мягкой или жесткой форме. Молитвенник может не отказываться от своих родных, но частично взять их нелегкую ношу на себя. И тогда есть шанс, очень непростой, вытянуть за собой тех, кто не отошел. Да, при таком варианте, а именно он предлагается Господом, молитвеннику приходится вдвойне и втройне не сладко, но и результаты впечатляют.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2882.msg135754#msg135754Цитата: Спасибо, что ответили.
Насколько поняла, данную сложность, сопровождающую делание молитвы, вы отнесли к искушениям. Но в целом, ваш ответ мной воспринимается как не совсем ясный. Суть истории была в том, что молитва сопрягалась с отрицательными (на первый взгляд) последствиями для ближних. Подразумевался вопрос, как на это реагировать, продолжать ли молитву...
Ответ: Назвал искушениями - для привычного восприятия. Можно назвать проработкой совместного (напр., родового) внутреннего пространства. Эта проработка будет вызывать изменения, иногда болезненные.
Если молитва человека такова, что может оказать влияние, поначалу отрицательное, на ближних, то этот человек способен и взять немощи ближних (более слабых) на себя. Другими словами, его молитва и сама деятельность будет распространяться на ближних. Молитву же продолжать. Только не автоматически и не эгоистически.