http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1739.msg31969#msg31969Вопрос:… Он мне посоветовал эксперименты прекратить. Сказал что такое внимание практике (поясню позже) может быть и уделяли на Афоне, а на Руси мол практике (в смысле техники) вообще не уделялось внимания…
…во время молитвы, творя ее не вслух, параллельно со словами молитвы в голове как бы появляется еще поток мыслей, мыслишек и мыслищ, которые не дают сосредоточится. Это думаю знакомо всем. Сначала как мог гнал это дело, сосредотачиваясь на слове, потом понял что и тот поток я могу занять, вытеснив его содержимое своим. И первое что попробовал - параллельно с молитвой Иисусовой читать "как бы в том потоке "Богородице Дево, радуйся" и надо сказать получалось. Когда лучше когда хуже. Потом просто стал переносить туда молитву Иисусову. Так практически легче. Начали мыслишки лесть еще третьим потоком. Начал в параллель направлять молитву и туда. Но дальше мне пока трудно, похоже процесс бесконечный…
Ответ: 1. Священник дал ответ, который трудно назвать правильным. Если бы он сказал "не знаю", и напомнил, что следует искать самое главное, было бы достаточно, а так произошло превышение полномочий на основе сложившихся (неверных) представлений о малой важности техники молитвы.
2. Несоблюдение технических приемов в любой области (будь она сугубо технической, творческой или молитвенной) к хорошим результатам не приводит. Если, скажем, иконописец не соблюдает технику и технологию написания иконы, то и икона получится не самой удачной. В молитве строится словесно-мысленная икона, очищается и расширяется ум, меняются чувства. Несоблюдение правил (в т.ч. технических) на этом пути - признак неорганизованности, неочищенности и невежества ума.
3. Мысленные потоки бывают разных типов. Один из них: мысленные формации, которыми заполнено ментальное пространство (условно: вокруг головы человека). Другой: как бы внешний - по горизонали. Это мыслепотоки и формации других людей и существ, находящихся примерно на этом же ментальном этаже. Третий - по вертикали. Этот тип познается при восхождении и нисхождении по лестнице ума-сознания.
Мысленные потоки первого типа должно отводить и успокаивать, а затем утишать, растворять, если они нужны, организовывать, - поскольку они являются (стали по каким-то причинам) собственностью молящегося.
Мысленные потоки второго типа - отводить, уметь наблюдать их со стороны как бы краешком глаза, научиться принимать, если они полезны (напр., при молитвенном чтении святоотеческой литературы), или отвергать, если вредны.
Третий тип открывается как первый и второй при подъеме либо спуске по лестнице ума. Только для продвижения вверх или вниз по этой лестнице затрачивается особая сила ума.
Естественно, попытка наблюдать и регулировать сразу несколько разрозненных потоков будет приводить к излишнему напряжению ума. По мере очищения, успокоения и расширения ума будут и настраиваться мысленные потоки. Тогда на одном этаже своего ума можно будет молиться или размышлять, а на другом - решать бытовые вопросы. Появится универсальность ума и разовьется умение быстро переключаться между задачами. И очень важная способность - умение восходить по лестнице ума.
Каждый решает сам, быть ему хозяином своего дома ума и души или быть рабом, влекомым скрытыми от него силами.