Исихазм

Автор Тема: Словесно-умная молитва  (Прочитано 2766 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Словесно-умная молитва
« : 10 Февраль 2014, 10:53:48 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1739.msg31969#msg31969

Вопрос:… Он мне посоветовал эксперименты прекратить. Сказал что такое внимание практике (поясню позже) может быть и уделяли на Афоне, а на Руси мол практике (в смысле техники) вообще не уделялось внимания…
…во время молитвы, творя ее не вслух, параллельно со словами молитвы в голове как бы появляется еще поток мыслей, мыслишек и мыслищ, которые не дают сосредоточится. Это думаю знакомо всем. Сначала как мог гнал это дело, сосредотачиваясь на слове, потом понял что и тот поток я могу занять, вытеснив его содержимое своим. И первое что попробовал - параллельно с молитвой Иисусовой читать "как бы в том потоке  "Богородице Дево, радуйся" и надо сказать получалось. Когда лучше когда хуже. Потом просто стал переносить туда молитву Иисусову. Так практически легче. Начали мыслишки лесть еще третьим потоком. Начал в параллель направлять молитву и туда. Но дальше мне пока трудно, похоже процесс бесконечный…

Ответ: 1. Священник дал ответ, который трудно назвать правильным. Если бы он сказал "не знаю", и напомнил, что следует искать самое главное, было бы достаточно, а так произошло превышение полномочий на основе сложившихся (неверных) представлений о малой важности техники молитвы.

2. Несоблюдение технических приемов в любой области (будь она сугубо технической, творческой или молитвенной) к хорошим результатам не приводит. Если, скажем, иконописец не соблюдает технику и технологию написания иконы, то и икона получится не самой удачной. В молитве строится словесно-мысленная икона, очищается и расширяется ум, меняются чувства. Несоблюдение правил (в т.ч. технических) на этом пути - признак неорганизованности, неочищенности и невежества ума.

3. Мысленные потоки бывают разных типов. Один из них: мысленные формации, которыми заполнено ментальное пространство (условно: вокруг головы человека). Другой: как бы внешний - по горизонали. Это мыслепотоки и формации других людей и существ, находящихся примерно на этом же ментальном этаже. Третий - по вертикали. Этот тип познается при восхождении и нисхождении по лестнице ума-сознания.

Мысленные потоки первого типа должно отводить и успокаивать, а затем утишать, растворять, если они нужны, организовывать, - поскольку они являются (стали по каким-то причинам) собственностью молящегося.

Мысленные потоки второго типа - отводить, уметь наблюдать их со стороны как бы краешком глаза, научиться принимать, если они полезны (напр., при молитвенном чтении святоотеческой литературы), или отвергать, если вредны.

Третий тип открывается как первый и второй при подъеме либо спуске по лестнице ума. Только для продвижения вверх или вниз по этой лестнице затрачивается особая сила ума.

Естественно, попытка наблюдать и регулировать сразу несколько разрозненных потоков будет приводить к излишнему напряжению ума. По мере очищения, успокоения и расширения ума будут и настраиваться мысленные потоки. Тогда на одном этаже своего ума можно будет молиться или размышлять, а на другом - решать бытовые вопросы. Появится универсальность ума и разовьется умение быстро переключаться между задачами. И очень важная способность - умение восходить по лестнице ума.

Каждый решает сам, быть ему хозяином своего дома ума и души или быть рабом, влекомым скрытыми от него силами.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Словесно-умная молитва
« Ответ #1 : 10 Февраль 2014, 10:55:16 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1739.msg31971#msg31971

Цитата: а Вы попробуйте для разнообразия(в конце концов, это имхо, творческий процесс) хотя бы раз плюнуть на технику вообще, просто молиться от сердца, ощутите свое одиночество, ведь мы и вправду так одиноки!!! Оди на один со своим внутренним злом!!!
И молитесь как дышите, просто зовя, "Господи, приди и виждь как я одинок и немощен!!!"
Я не призываю напрочь забыть о технике хранения ума, а просто попробовать не молиться дня два, накопить что ли, эту тоску по встрече с Ним и потом ее выплеснуть...

Ответ: Дионисий К описывает один из приемов, позволяющих перейти на другой уровень ума-сознания, прибегая к эмоциональному "топливу".
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1739.msg31980#msg31980

Вопрос:Alexander, прошу Вас прокомментировать вот этот мой вопрос:
Цитировать
Другое дело, что я совершенно не уверен, насколько такой образ молитвы соответствует святоотеческому стандарту безОбразности???

С одной стороны голое ожидание, желание Его пришествия, голое ощущение поиска, этот зов, лишен грубой образности, с другой стороны не является ли это чувство тоже своего рода образом, только более утонченного плана???
 
Ответ: В устремлении, о котором вы говорите, есть несколько составляющих. Центральную ось устремления составляет волевое усилие, воление, зажженное Божьим зовом (Словом). Воление вовлекает в действие. Действие же строится сообразно миру (уровню, слою), в котором оно осуществляется.

Совлекаемся одежд действия - остается "голое ожидание", которое само вызвано Логосом и Его действованием. Вот и связь. Вхождение в сверхобразное происходит за счет искреннего (от Бога) волевого усилия, облеченного в одежды-образы действия, которые соответствуют тому миру (ступени, телу), в котором действие осуществляется. Когда  ступень проходится, то и соответствующие ей одежды (действия) совлекаются. Скажем, когда словесная молитва переходит в умную, утихают физические действия. Затем в созерцании утихают душевные и умственные действия, затем растворяется и сама зеркальная поверхность созерцания ( с нее начинает строится образ)...

Например, на чувственном уровне желание Его пришествия одевается в эмоциональные и страстные одежды. Для этих одежд-действий характерно чувство покаяния, ощущение своей греховности, умиление, слезы и другие переживания. Соответствуют ли такие переживания "святоотеческому стандарту" молитвы? Безусловно, соответствуют! Как необходимая и очень важная ступень. Но в этих одеждах на брачный пир не пройти, они должны быть совлечены...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Словесно-умная молитва
« Ответ #2 : 10 Февраль 2014, 10:56:21 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=292.msg97506#msg97506

Вопрос: я нахожусь на первом уровне (словесной).ВОПРОС! когда мне переходить на втором уровень тоесть умную,какие есть признаки этого.Вроде бы многие участники этого форума на втором уровне(умной), расскажите по опыту как у вас ПРОИЗОШЕЛ этот переход. Заранее благодарен

Ответ: Предупреждение. Пока идет сильная мысленная брань (на первом, словесном этапе молитвы), не стоит злоупотреблять приемами чувственного разгорячения. Можно возгревать чувство покаяния, можно (и нужно) обращаться к слезам, но не следует возбуждать чувства и слезы слишком искусственно. Важнее воспитание в себе чистой искренности и устремленности к Богу. Когда ум успокоится и начнет спускаться к сердцу, он неизбежно войдет в мир эмоциональных переживаний. Преждевременное вхождение чревато прелестью.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2468.msg102058#msg102058

Цитата: Советовалось одно: внимать словам. И все. И так уже больше десяти лет.

Ответ: И все. И так уже больше десяти лет... А в чем тогда цель молитвы? Ответ уже есть: в стяжании Святого Духа. Если десять лет молитвы прошли только за попыткой внимать словам, а благодать не пришла и не просветила, то вывод-то однозначный: не было покаяния... не было умоперемены. Т.е. Вас не научили покаянию... Или все же были благодатные посещения? И Вы не только пытались - на уровне внешнего человека - внимать словам, а было еще чего-то?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Словесно-умная молитва
« Ответ #3 : 10 Февраль 2014, 14:56:39 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3202.msg140973#msg140973

Думаю, следует понять механизм молитвы на этом этапе. Человеку, не умеющему входить внутрь себя и не освоившему молитву на уровне мысленном, полезна внешняя зацепка в виде проговаривания слов, шевеления губами, языком, напряжения связок... Для занимающегося интеллектуальной деятельностью и владеющему хоть как-то связной работой мысли длительный этап устной молитвы не особо нужен. Он уже знаком с навыками умственного (без подключения физики) проговаривания и легко ими пользуется. Посему долгое шевеление устами ему уже будет мешать сосредоточенно и углубленно молиться.   
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3202.msg140978#msg140978

Цитата: Это путь внутрь, а есть путь изнутри наружу, где слово человеческое, по образцу Божественного творит реальность. Очень впечатлило, когда один знакомый начинал молитву от сотворения мира постепенно опускаясь до земных реалий, творя молитву на ходу, не по книгам, и проговаривая каждое слово четко вслух…Но это очень высокий уровень...

Ответ:lily, Вы верно резюмировали - про своего знакомого - это высокий уровень. Мы обсуждаем здесь путь восхождения, а есть и путь нисхождения с высот. И иногда для донесения высоких знаний не хватает речевого аппарата. Так Моисею был нужен Ааарон, а Силуану - Софроний...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3202.msg140982#msg140982

Цитата:Alexander, это не было донесение, а именно молитва, в данном случае за меня. Всего один раз, больше года назад, когда приехала в Италию в совсем ужасном состоянии. Этот человек очень далек от того, чтобы что-то кому-то доносить... молится и ухаживает за садом.

Ответ:lily, я понял. И хотел лишь сказать, что слово взошедшего на высоту может обладать действенной силой (молитвы). Даже если звучит в устах ученика.