Исихазм

Автор Тема: О ненависти и гневе  (Прочитано 2428 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

О ненависти и гневе
« : 21 Октябрь 2014, 19:47:38 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=237.msg1170#msg1170

Вопрос: Прочитал в серой книжице "Молитва" (серия "Букварь школьника"), что заниматься методом молитвы по 3-му образу внимания прп. Симеона Нового Богослова нельзя тем, кто, например, хоть слегка увлекается страстью гнева.

Ответ: "Молитву" из серии "Букварь школьника" хочется назвать книжищей, а не книжицей, - ведь в ней более тысячи страниц. Я полагаю, в книге найдутся многоразличные советы, которые при быстром чтении могут показаться противоречивыми. Посему надо рассмотреть: кто, где, когда, кому и что именно говорил.

В общем следует сказать, что молиться надо! Сама молитва является действенным оружием в борьбе со страстями (с целью их преобразить). Молитва приобретается навыком - в ней не полезно и даже опасно забегать вперед.

Что касается гнева, то в определенные периоды молитвенной практики на молящегося обрушиваются приступы гневливости. Если человек не приучил себя к ровности и сдержанности, он может в таком состоянии совершить неблаговидные поступки.

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1996.msg47680#msg47680

Цитата: Полочки ...
1\Ненависть мирская...та которая направлена на людей, предметы ...

2\ненависть к бесам и помыслам от них всеваемым...ненависть как ко злу...

3\Ненависть совершенная?

Ответ: А полезны ли такие полочки? Вот говорит ап.Иоанн, что в любви нет страха. Пытаются же, не взирая его слова, говорить о совершенном страхе, опираясь на ВЗ. А ведь, опираясь на ВЗ, можно почти любую подлость оправдать и гадость Богу приписать. Теперь вот совершенная ненависть.. опять-таки из ВЗ. И получается у них, что бог по своим энергиям - совершенный страх и (теперь) совершенная ненависть?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О ненависти и гневе
« Ответ #1 : 21 Октябрь 2014, 19:49:01 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1996.msg47690#msg47690

В целом я согласен с Маской: Ненависть не имеет бытийных корней. И также верно, что ненависть направлена на разрыв связей вплоть до уничтожения и убийства. Любовь же (вспомним гимн любви ап.Павла) направлена на преображение.

mirnestranik, все-таки надо как-то различать Св.Писания (а в них видеть огромное отличие НЗ от ВЗ) и святоотеческие тексты (в частности, Добротолюбие).

Найди любовь, и найдешь место ненависти. Если же будешь искать пусть и самую-самую совершенную ненависть, пройдешь мимо любви.

Что касается "полочек"... Я уже раньше предлагал на этом форуме провести мысленный эксперимент. Где бы был я в Ту пятницу: предстоя Господу на Голгофе или в иерусалимском храме, где служит "правильнорукоположенный" Кайафа? Если следовать "полочкам", то - в храме, предстоя Кайафе и отрекаясь Господа...

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1996.msg47705#msg47705

mirnestranik, связь с "полочками" простая. Они (полочки) суть продукт человеческого ума. Продукт, который становится вехой, а затем правилом и законом, а по сути является иллюзией или навязанным порядком. По правилам полочек человек должен быть в "иерусалимском храме", а по зову сердца - предстоять на "голгофе". Совершенная ненависть, если и приведет на "голгофу", то в качестве распинателя. Или не доведет до "голгофы", оставив ревностным исполнителем - в "иерусалимском храме". Ставлю кавычки, поскольку говорю о душевных состояниях человека.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1996.msg47926#msg47926

Цитата: Я думаю что гнев, следствие осуждения...а по тому самоуничижение, даже "натянутое" помогает не осуждать и как следствие не гневаться...Мне так кажется ...

Ответ: У отцов (кажется, у Лествичника) говорится о том, что одна страсть борет другую. Впрочем, это вполне очевидная вещь, и ее можно использовать в своей аскезе. Так и самоуничижение может победить осуждение и высокомерие. Но эта победа весьма относительная, поскольку самоуничижение строится на более тонкой страсти - гордости. Не на истинное смирение опирается самоуничижение, а на эгоистическое (горделивое и тщеславное) насилие себя над собой. И на практике: люди, усиленно играющие в самоуничижение, внутри большие гордецы.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1996.msg47995#msg47995

Цитата: То что терпит слабый, это по Промышлению Божию о нём...А что сильный "кайфует" это то же по Промышлению Божию о нём, по тому что когда нибудь вспомнит...и станет стыдно...

Ответ: И то что не терпит слабый, это по Промышлению о нем. Цепочку можно продлить...