Исихазм

Автор Тема: Почему уходит благодать?Не воздержание и пр. причины.  (Прочитано 4087 раз)

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

 Можно свои измышления, желательно выдержки из Отцов. А вопрос если конкретизировать в том: почему благодать то есть, то нет? Т.е. не духовная радость, а именно благодать помогающая молиться, поститься, помогать, дающая желание духовного чтения и пр. Я не говорю о том когда она уходит из-за греха, например осуждения, скрытой гордости и пр. что порой трудно заметить, но в том то и дело, что когда благодать есть - замечаешь все помыслы и движения сердца, а на другой день - ее нет, и уныние, и лень и желания суетного и даже попросить помощи сложно.

Есть мнение некоторых Отцов, что это для обучения нас. Но с другой стороны, если мы только сосуды и все добро от Него и слава Ему, и мы понимаем, что пока Он хочет мы будем и жить благочестиво и молиться прилежно (при условии доброго произволения), то для чего нас учить и главное чему, если сами в себе мы благодать никогда иметь не будем, а имеем и будем иметь ее только от Него? Еще понятно когда это происходит первое время когда еще только умом знаешь, что вся сила от Него, но когда уже всей душой чувствуешь, что и само сердце бьется благодатью, то не ясно почему она уходит?

Из своих измышлений могу по последним наблюдением сказать (замечать эти приобретения и потери начал недавно просто), что возможно это связано и с пищей. Отцы пишут, что пост должен быть постоянным, но для мирянина возможно постоянный пост в том, чтобы не вкушать без нужды просто по тому, что так надо. Вот взял к примеру голод, а пока "Отче наш" читал он и пропал, так стоит ли есть, или это издевка бесов, которые после молитвы не терзают псевдоголодом и отступают, а ты положив на сердце желание поесть вкушаешь, хотя голод уже отступил.

Ну и еще пожалуй можно вспомнить слова об этом всем известного о. "Матфея", что сухость нужна для перерождения "душевных" отношений с Богом в "духовные", но одно дело сухость, а другое расслабленность, упадок, апатия, и пр. не ведущие ко спасению вещи (поправьте если ошибаюсь)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Можно свои измышления, желательно выдержки из Отцов. ...
"Возлюбиши господа Бога твоего всем сердцем, всею душею, и всем разумением твоим" - вот вам выдержка.
Мы добровольно, собственным произволением отворачиваемся от Бога, каждую минуту, каждый час, и так каждый день.
Мы больше склонны к наслаждениям и развлечениям, а когда снова остаёмся ни с чем, начинаем вспоминать благодать, мгновения когда нам было не поддельно хорошо во всей полноте.

"Даст ти господь по сердцу твоему"... А к чему тянется наше сердце? какие желания вкладывает подсознание?
Удивительно, как вообще нам доступны мгновения благодати и света...

Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Питирим, как раз именно когда есть благодать, то любовь к наслаждениям и развлечениям ослабевает или появляется покаяние как медленная перемена ума и сожаление о своем состоянии.
Ну и потом, какие развлечения  - сейчас пост, это когда его нет можно в Его славу и под хорошую музыку по улице погулять и пирожное  скушать, даже с благодатью. А как раз когда ее нет, то и в пост тянет и в сети почитать праздного и коврижку с медом, и помечтать о летнем отпуске.

Ну а коль наблюдение и вопрос возникли недавно, то пока иного ответа как ловушка с "голод---надо поесть---уже не голод---поесть все равно надо", для себя не нахожу. Впрочем может это и не падение, а тот же лукавый после трапезы кладет на сердце мысль, что согрешил, и смущенная совесть становится барьером для восприятия благодати, хотя парадокс и в том, что благодать может уйти только на другой день, а в прошлый и молитва внимательной.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

...когда есть благодать, то любовь к наслаждениям и развлечениям ослабевает или появляется покаяние как медленная перемена ума и сожаление о своем состоянии.
Тяга ослабевает на мгновение, но своей волей человек вновь устремляется к вещественному, дальше развлечения, наслаждения... Человек сам отворачивается от Бога, восприятие человека искажается и тускнеет, а дальше мрак, неведение, самолюбие, порой тирания...

Когда маховик разгоняется и человек близок к разрушению, он вновь изо всех сил устремляется к Единому, появляется просвет. Хорошо если сердце живое, оно чувствует и запоминает эти мгновения, после ищёт их.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Ну и потом, какие развлечения  - сейчас пост, это когда его нет можно в Его славу и под хорошую музыку по улице погулять и пирожное  скушать, даже с благодатью. А как раз когда ее нет, то и в пост тянет и в сети почитать праздного и коврижку с медом, и помечтать о летнем отпуске.
Даже если вы закроетесь один в помещении в пустыни, где рядом нет людей - увидите, что наш ум всё тот же и тянет его всё туда же... Он продолжает жевать воспоминания, мечтает, наблюдает за пылинками, за игрой света, за мерой темноты. Ум устремляется куда угодно, но не внутрь себя, не к чистоте и единству.

Есть и более мощные внутренние движения кот. руководят человеком в подсознании, и они порой просто сносят своими волнами... Не зря говорят "закон греха - закон плоти".
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Я бы сказал "закон греха - закон страдания". Грех (привязанность) она с одной стороны "услаждает", но с другой удары совести наносят гораздо большие страдания. Но речь о том, что благодать помогает усилить желание отречься от всего, помогает собрать ум и не рассеиваться, иметь память о Боге, которая как раз и спасает от праздных мыслях о "пылинках", по этому не понятно почему она не помогает до полного исправления (прости Господи за неразумие), ведь даже если волей или не волей отвлекся из внутрь во вне, то сам или томишься или если благодати больше она дает силы вернуться обратно к памятованию. Ради закалки произволения? Но не всегда произволение может справиться с хотением сердца, в конечном итоге если продолжать борьбу это очень часто может приводить к надрыву когда само слово "Православие" сердце отвергает и человек очень близок к падению в нерадение и праздность. А как собственно не хотеть понуждать себя когда благодать задает планку, а без нее поддержать невозможно своими силами, и тут уже совесть и в уныние может толкнуть.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

...Но речь о том, что благодать помогает усилить желание отречься от всего, помогает собрать ум и не рассеиваться, иметь память о Боге, которая как раз и спасает от праздных мыслях о "пылинках", по этому не понятно почему она не помогает до полного исправления ...

...не всегда произволение может справиться с хотением сердца, в конечном итоге если продолжать борьбу это очень часто может приводить к надрыву когда само слово "Православие" сердце отвергает и человек очень близок к падению...
Благодать это сила, энергия... Она не может действовать на человека вне его свободного произволения ... Вот тут всё и начинается - куда направлены желания человека, его свободное произволение каждую минуту? Загляните в себя, вопросы отпадут сами собой.

Как только на умном жертвеннике будет принесена жертва - свободная воля человека, тогда начинается таинство и даруется благодать.

Произволение и хотение сердца... Желательная сила души, её можно воспитывать. Насчёт надрыва - серьёзный вопрос, надорваться легко... Апостолы предупреждают об этом и учат как быть, дословно не помню, но суть в "чувства обучанна". Внутри нас есть движения, кот подсказывают о происходящем, о времени - они дадут знать. Порой они обличают, что не делаешь, то что должен, чему пришло время.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Если быть до конца честным с собой - думаю большинство на нашем форуме согласится, что свободная воля всегда отстает, порой значительно от призыва благодати, но так или иначе тянется за этим зовом, и пусть этот отрыв даже укоряет совесть, но так или иначе движение есть и по мере действия оно возгревается. Иначе говоря наше произволение на 5% воспитывает желательную силу, а благодать тянет остаток, потом 6%,7 и т.д. У кого-то наверняка больше собственной доброй воли, но так или иначе перевес всегда на стороне благодати, которая тянет нас, а мы единственное, что имеем на 100%, так это желание не сопротивляться ей, пусть и за вычетом одного шага назад по дурному навыку, готовность на два вперед все же имеется. Но к слову, Питирим, если есть литература с практическими советами по воспитанию желательной силы - буду рад почитать. Ну и на счет меры, чтоб не выдохнуться, немного ключевых слов, чтобы найти о чем речь - можно в личку.

Кстати сейчас вспомнил хороший ответ духовника о благодати. Подвижник и настоящий молитвенник, сейчас среди монахов таких мало, но по его словам благодать от нас не всегда зависит - один день есть, что сердце огнем объято, а другой день полная апатия и ноль, но смысл в том, чтобы научиться принимать с миром то, что у нас забирают то, что нам и не принадлежит и быть благодарным и за нее и за отсутствие ее - за все слава Богу. Можно наверное еще трактовать так, что не нужно быть жадным до благодати и роптать когда ее меньше, как человек у, которого кошелек подрезали, хотя это полностью расходится с прп. Серафимом. Впрочем любить Бога в благочестии легче чем в расслаблении или даже греховности, но может этого и хочет Господь - любви к Нему и когда мы на "взлете" через благодарность, и когда на дне просто по тому, что любим. ну да опять круг замыкается - любить-то мы можем благодатью, разве, что Богу нужна и любовь от человеческого естества через уважение, или просто это чередование любви к Нему в благодати и ветхого страха перед ним без нее, который тоже думается нужен на пути очищения.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

...если есть литература с практическими советами по воспитанию желательной силы...
Воздержание, оно держит в узде желательную силу.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Думаю, вообще ошибочно судить о присутствии/отсутствии благодати по соответствию внешним установлениям. То бишь если мне хочется поститься, молиться, читать духовные книги, то это проявление благодати. А если мне хочется погулять, порадоваться, посмеяться и, о ужас, "коврижку скушать", то значит благодать меня оставила.
Мне думается, все это имеет весьма отдаленное отношение к подлинной, глубинной благодати. Внешние правила, в том числе и посты - это лишь человеческие установления. Они могут быть очень даже полезными и необходимыми, но принимать их за критерий собственного состояния - ошибочно.
В качестве грубого примера: в окно светит яркое солнце, льется свежий весенний воздух, а в руках - духовная книжка с весьма нудными (чего уж там!) поучениями, не приносящими никакой радости. Из вполне понятного нежелания читать эту книжку, из нежелания насиловать свой ум делается вывод об отсутствии благодати. И дальше в эту брешь вваливаются толпой все новые и новые помыслы и пошло-поехало.
А между тем благодать никуда не уходит. Она и внутри и вокруг. Лучше отложить книжку, слопать коврижку и порадоваться пришедшей весне, и эта радость - отсвет полноты бытия - незаметно приведет к покою и внутренней тишине.

strannik

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Можно свои измышления, желательно выдержки из Отцов. А вопрос если конкретизировать в том: почему благодать то есть, то нет? Т.е. не духовная радость, а именно благодать помогающая молиться, поститься, помогать, дающая желание духовного чтения и пр. Я не говорю о том когда она уходит из-за греха, например осуждения, скрытой гордости и пр. что порой трудно заметить, но в том то и дело, что когда благодать есть - замечаешь все помыслы и движения сердца, а на другой день - ее нет, и уныние, и лень и желания суетного и даже попросить помощи сложно.

«Пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение. Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, и лишь смирению дается благодать... И как скоро человек смирится, немедленно окружает его милость.» преп. Исаак Сирин

«Когда кто чрез притрудное и усиленное подвижничество при смиренномудрии сподобится от Бога великих даров, а потом, поступившись оттуда, предан будет страстям и демонам наказателям, да ведает таковый, что превознесся и великое нечто о себе возмечтал, с презрением смотря на других. Начало греха гордыня (Сир. 10, 15). И ему ни в чем другом не найти врачевства и избавления от овладевших его жизнию страстей и демонов, как в возведении себя в прежнее благонастроение чрез покаяние, избрав себе в посредники при сем добрые – смирение и сознание своих мер, под действием коих всякий, добре стоящий на основании добродетелей, почитает себя низшим всякой твари.
... Если, оставлен быв благодатию, пал ты падением плоти, или языка, или помысла, да не покажется тебе сие удивительным или странным: твое это падение и по твоей вине. Ибо еслиб ты прежде не подумал о себе что либо особенное и важное, как не следовало, или не вознесся над кем либо в горделивом о себе мудровании, или не осудил другаго кого в естественной какой немощи человеческой, то не был бы, по праведному суду Божию, оставлен благодатию и не испытал бы сам своей немощи. Испытал же ее ты теперь, да научишься из сего не осуждать, не мудрствовать более, чем подобает мудрствовать, и ни над кем не возноситься.» преп. Никита Стифат

"Крепко верь, что мы страдаем только до тех пор, пока не смиримся; а как только смиримся, так конец скорбям, ибо Дух Божий за смирение извещает душу, что она спасена.... Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым — все хорошо, все радостно, все прекрасно... Господь, хотя и милостив, но за гордость томит душу голодом, и не дает ей благодати, доколе не научится она смирению.... Да даст Милостивый Господь всем вкусить Христова смирения, которое неописуемо, и тогда душа уже не пожелает ничего более, но вечно будет жить в смирении, любви и кротости... Ты скрывался от меня, чтобы душа моя научилась смирению, ибо без смирения не может сохраниться в душе благодать, и душу томит тяжелое уныние. Когда же научится душа смирению, тогда ни уныние, ни скорбь не приближаются к душе, потому что Дух Божий радует ее и веселит.... Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется до конца. И это совсем особое смирение, и никто не может его описать, и познается оно только Духом Святым. " преп. Силуан Афонский

"Дорога к Богу лежит через узкие врата смирения. Человек начинает путь к Богу своим немощным человеческим смирением, а заканчивает неизьяснимым Божественным Смирением, описать которое словом невозможно, которое есть Бог, а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской" преп. Иоанн Лествичник

"Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше" св. Григорий Синаит

strannik

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

«Борясь с грехом, живущим в себе, и постоянно впадая в те или другие грехи, человек опытно, а не теоретически, познает свою порчу, свое бессилие и постепенно приобретает смирение. Всюду и постоянно побежденный грехами, он наконец в глубоком сокрушении сердца, со слезами припадет ко Господу, сознается от всей глубины души в своей греховности, в своем бессилии самому победить грех и будет умолять Господа: "Боже, аще хощеши, можеши мя очистити (так говорил прокаженный), а сам я ничего не могу сделать. Господи, спаси меня, Господи, научи мя творити волю Твою, Господи, изведи из темницы душу мою". Тут же человек познает и великое милосердие Божие к падшему человеку, ибо при искреннем раскаянии Господь ограждает человека, снимает с него грех, исцеляет язву в душе, сделанную грехом, и человек на своем опыте познает бытие Божие, промышление Его о человеке, познает, что близ Господь к сокрушенным сердцем, что Он воистину врач душ наших, и проч. и проч.

И, таким образом, грехопадения, будучи злом, делаются причиною величайшего добра. В этом дивная Премудрость Божия, как и во всем, во всем...

Все человечество и каждый человек находятся в глубоком падении и испорченности, и сам человек не может исправить себя, и спасти, и стать достойным царствия Божия. Исправляет человека Господь Иисус Христос, для этого и пришедший на землю, но исправляет тех, кто верует во Христа и осознает свою испорченность, или, как мы больше привыкли говорить, свою греховность.

Правильно идущий путем духовным начинает видеть в себе все больше и больше грехов, пока наконец духовным зрением не увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он – грязь и нечистота, что недостоин он призывать даже имя Божие, и только, как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной взывает: "Боже, милостив буди мне, грешному". Находясь долгое время в таком душевном устроении, человек в свое время выходит из него оправданным, как вышел мытарь.

И вот премудрость Божия! – Явный грешник скорее может смириться и прийти к Богу, и спаститсь, чем наружные праведники. Потому и сказал Господь Иисус Христос, что мытари и грешники предваряют в царствии Божием многих внешних праведников.

По великой премудрости Божией грехи и бесы содействуют смирению человека, а через это – спасению. Вот почему Господь не велел выдергивать плевелы из пшеницы, без плеве л легко возникла бы гордость, а Бог гордости противится. Гордость и высокомерие – гибель для человека.

Так что все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для царствия Божия, а вследствие этого – необходимости постоянно умолять Господа: "Боже, милостив буди мне, грешному".» Из писем иг. Никона (Воробьева)