Исихазм

Автор Тема: О тщеславии и гордыне — почему они самые страшные.  (Прочитано 14142 раз)

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Виктор Шипилов,
Цитировать
Вот и все то ценное что я увидел в ваших семи постах.Одним словом - ничего.

Ну это классика, человек творит Иисусову молитву, Божий свет врачует (независимо от знания или незнания отцов), но вместе с тем поднимает зло, кроющееся внутри... Как говорится: незнание закона не освобождает от ответственности. Мари хорошо бы было изучить отцов, возможно теперь она так и сделает, а возможно продолжит получать ошибки на собственном опыте.
Что касается духовника, возможно он побоялся ответственности, и правильно сделал, руководить тем, кто не может часто приезжать в монастырь... согласитесь это страшно. Но может он и вправду не имеет достаточного опыта в умном делании.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Занялся перечитков переводов Лествицы и наткнулся на один интересный момент.
есть хороший дореволюционный перевод Агапита Введенского, к сожалению он после революции не переиздавался, хотя именно он положен в основу глав Лествичника в русском Добротолюбии. Плюс этого перевода (как и Паисиева) в буквальности, минус в том, что не все может быть понятно.
Лествица. Слово 23, 2
у Оптинцев:
«2. Начало гордости — корень тщеславия;»
у Паисия:
Начaло гордыни, конeцъ тщеслaвія
У Агапита:
2. Начало гордыни — конец тщеславия.

Далее правда и у Оптинцев и у Паисия и у Агапита смысл одинаковый и вроде как получается что оптинцы исправили (по логике) верно:
У Агапита:
средина же — уничижение ближнего, бесстыдное разглашение о своих трудах, самохвальство в сердце, возненавидение обличения, а конец — отречение от Божией помощи, превозношение собственною своею рачительностию, демонский нрав.
У оптинцев:
средина — уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец — отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.

P.s: Однако стоит задуматься, что, вероятно, в греческом источнике подчеркивается мысль о том, что тщеславия перерождается в гордыню, как личинка перерождается во взрослую особь — окончательно и бесповоротно