Исихазм

Автор Тема: Исихазм вне монастырских стен  (Прочитано 9057 раз)

Mikhail

  • Сообщений: 51
    • Просмотр профиля

Исихазм вне монастырских стен
« : 10 Июль 2005, 11:39:52 »
Заранее прошу прощения за тупой вопрос.

Из наблюдений за жизнью форума у меня сложилось впечатление, что подавляющее большинство его участников - практикующие исихасты. Но насколько мне известно, исихазм:
а). первоначально появился и развивался как особая монашеская практика,
б). представляет собой "предельную" практику на границе человеческой идентичности, а потому при недостатке контроля может быть опасно профанирован (пресловутое впадение в прелесть).
Как в таком случае исихастский опыт может быть перенят мирянами? Отдельными элементами? - Но это уже профанация. - Или как-то иначе?
Dum spiro, spero

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Исихазм вне монастырских стен
« Ответ #1 : 10 Июль 2005, 23:43:36 »
Мы неоднократно говорили на этом форуме и приводили цитаты из св.отцов, что исихазм (умное делание, непрестанная молитва) не только для монахов, - он для всех христиан.

Исихазм как поиск единения с Богом, безусловно, появляется до монашеского исхода в пустыни из развращенных городов и церквей, теряющих первохристианскую чистоту. В определенном смысле, исихазм, как еще не названное и не развернутое явление, присущ - поскольку идет из глубины духовного единства - апостольским и раннехристианским общинам, присущ как духовное посвящение и непосредственный мистический опыт общения человека с Богом. Появление монашества, во многом как  неприятие институализации церкви и ее огосударствления, вводит исихазм в эксплицитную (проявленную) форму развития с неизбежной ментализацией, развитием свода собственных правил, появлением специального языка и прочих "стен", отделяющих монашество от "простого" христианства. Человеку свойственно громоздить такие "стены" до небес, и вот уже исихазм начинает рассматриваться как сугубо монашеская практика. Монашеская замкнутость, помноженная на жреческую кастовость, закрыла исихазм от мирян и, в конечном счете, привела к значительной утрате исихастского опыта и самого духа горячей любви ко Господу в собственной среде. Монашество в суетливой пахоте на внешних полях церковной жизни потеряло истинную жемчужину. Только АФон помнит еще о тайне Нетварного Света, который освещает слова поучений афонских старцев... Не один Афон? От избытка сердца говорят уста: где он - голос уст монашеских, скорбящих, вопиющих и поучающих о стяжании благодати? - Пустыня!

Чем отличается мирянин от монаха? - по внутреннему обустроению, если он - христианин, ничем. Такие же обеты, будучи и семьянином, должен он соблюдать в сердце своем: быть чистым и целомудренным, не стяжевать земные богатства и богатеть духовными, быть послушливым перед Господом и близкими своими. Монах по внешности отягощен внешними обетами, мирянин, Богу послушливый, исполняет обеты внутри себя - и никто этого не знает, кроме него и Господа!

Исихазм усваивается не через отдельные элементы, хотя и им есть место, а нахождением жемчужины-смысла христианской жизни в тех условиях, в которые поставил Господь: для монаха, принявшего монашеские обеты, - на монастырской пажити,  для мирянина, ищущего внутри себя единения с Господом, - в миру. Кто ищет и находит эту жемчужину, тот и есть истинный монах и настоящий христианин, кто не ищет - тот никчемный монах и формальный христианин.

кто-то

  • Гость
Исихазм вне монастырских стен
« Ответ #2 : 11 Июль 2005, 17:57:53 »
Аминь!

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм вне монастырских стен
« Ответ #3 : 12 Июль 2005, 10:50:00 »
Цитата: Michael A. B.

Как в таком случае исихастский опыт может быть перенят мирянами?


Важно же не физическое удаление в монастырь, а непрестанное пребывание в Боге. Такова, примерно, мысль Старца Силуана. На эту тему можно найти немало рассуждений  и в библиотеке сайта. К слову сказать, сегодняшние монастыри крепко отягощены коварным духом строительства, который отражается на духовном здравии насельников. И Афон - тож не исключение. К тому же, в монастырских стенах частенько происходят такие сражения за свое место под солнцем! Покруче, чем в миру :D .
Alexander рассматривает исихазм как "духовное посвящение и непосредственный мистический опыт общения человека с Богом". Духовное посвящение - это не таинство. Это тайна, которую знает только посвященный и Сам Господь. При этом "посвященный" может жить в миру, иметь семью (или не иметь) и трудиться на светской работе. Стремление к Богу - вот с чего начинается путь умного делания. А все остальное чудесным образом прилагается.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Исихазм вне монастырских стен
« Ответ #4 : 12 Июль 2005, 14:59:23 »
Igor,
Цитировать
Духовное посвящение - это не таинство. Это тайна, которую знает только посвященный и Сам Господь.


Очень верно. Об участии в церковной жизни мы на форуме говорим не много, считая такое участие "по умолчанию" необходимым.

alluz

  • Гость
Исихазм вне монастырских стен
« Ответ #5 : 13 Июль 2005, 04:12:48 »
...тот никчемный монах и формальный христианин.
Очень точно, как раз обо мне.
иеромонах.

Marina

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Исихазм вне монастырских стен
« Ответ #6 : 28 Июль 2005, 21:09:07 »
Цитата: Alexander
От избытка сердца говорят уста: где он - голос уст монашеских, скорбящих, вопиющих и поучающих о стяжании благодати? - Пустыня!

Вот как верно Александр выразил мои чаяния...

искатель

  • Гость
Исихазм вне монастырских стен
« Ответ #7 : 29 Июль 2005, 16:47:39 »
Цитата: Alexander
Монашеская замкнутость, помноженная на жреческую кастовость, закрыла исихазм от мирян .
Оказывается,это монашество виновато,что люди перестали и,как итог,разучились молиться?! Вот уж действительно-с больной головы на здоровую!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Исихазм вне монастырских стен
« Ответ #8 : 30 Июль 2005, 23:25:25 »
Искатель! Прошу обратить внимание, что монашеская замкнутость не тождественна никак монашеству. Да и поиска виноватых - ох, уж это желание задаться вопросом: Кто виноват? - устраивать не следует, но увидеть процесс...