Да... здесь вся схема падения. Но более того - происходит страшное падение. Происходит кровосмесительство! Вообще, вся история с Лотом весьма поучительна. Это история человека, призванного Богом. Также, как и в отношении Авраама, у Бога был Свой замысел о Лоте. Мы видим горячий отклик Аврама на божественный призыв, а параллельно наблюдаем этапы падения Лота, также призванного Богом! Вся 19-я глава об этом. Господь через двух ангелов призывает Лота покинуть Содом и взойти на гору. И как красочно представлен образ человека малодушного. «Когда взошла заря» - знак идти горЕ, - Лот стал медлить. Его уже ангелы торопили. А о чем он помышлял? Он верил, что Содом погибнет, но до конца во всем довериться Богу у него не хватало решимости. Он смекал по-своему, по нашей лукавой пословице – на Бога надейся, а сам не плошай.
Господь прощает ему и эту медлительность (нерешительность):
...то мужи те (Ангелы), по милости к нему Господней, взяли за руку его, и жену его, и двух дочерей его, и вывели его, и поставили его вне города (16).
Но и далее Лот упирался и «ёжился» (в отличие от мультяшного ежика, доверившегося течению реки
).
17... (Один из ангелов) ему сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.
Вот оно, божественное задание, которое верные записывают на скрижалях своего сердца, и устремляются на его свершение. Здесь Свыше задана планка – все определено, и все определенно. Человек может совершать задание с чистой совестью.
18 Но Лот сказал им: нет, Владыка!
Падение начинается с «упертости» человека, с этого протяжного «нет» Богу, за которым следует малодушное самооправдание и уговаривание Господа:
19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть;
20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя].
Малодушие, трусость ведут ко лжи. Ум еще более помрачается и запутывается. Занижая планку, пытается себя оправдать. Ум лжет и коснеет во лжи. Царский город Бэла, куда Лот захотел устремиться, избегая «страшного» задания «спасаться на гору», оказывается в его лживых речах «маленьким» (евр. zoar). Ум запутывается настолько, что в своем решении видит сохранение своей жизни «ради Бога»! (Сколько злодеяний в истории человечества было совершено под эти лозунгом!)
21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь;
22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор (евр. Zoar).
Какова бездна милосердия Божиего! Лот, отказываясь от божественного задания, отказывается от Призыва и, фактически, отступает от Бога. Но Господь снисходит к его малодушию: задача Лота сводится только к поспешному уходу из Содома. (Примечательно, что стихи 27-29 - о молитвенном ходатайстве Авраама за своего племянника).
Лот стал жить со своими дочерьми в Сигоре, но не было на его доме благословения Божиего, потому что акт богоотступничества уже произошел. Светильник Лотовой души погас. Печальная история.
Лот стал жить «сам по себе», без Бога. Он лишился Божественного Покрова и, если он в Содоме уживался с местным населением, то уже в Сигоре страх стал сопутником в его жизни. Этот «маленький» город, который представлялся ему местом упокоения, оказался сущим адом:
30 И вышел Лот из Сигора...ибо он боялся жить в Сигоре.
Косматый одебелый ум уже не в состоянии взывать ко Господу в своей беде. Ум пытается выправить положение (метанойя отсутствует!), и вспоминая свое невыполненное божественное задание,
«вышел из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его» (30).
Заметим, вот она, - механика эмпатического ума. Призыв «спасайся на гору» вспоминается (достается из нафталинного сундука), представляется единственным выходом из положения и приводится в исполнение. Совершается магическое действо! Живой призыв, который был актуален именно тогда , по выходе из Содома, за которым непременно нужно было бы ожидать следующего божественного указания , возводится в символ. Этот же мертвый символ превращается в форму. Пример: монах как «черная головешка».
И жил в пещере, и с ним две дочери его (30)
И жил Лот на горе как в пещере...
Примечательно, что Лот с 19-й главой выбывает из Священной истории. Его имя в ВЗ звучит только в контексте Моава и Аммона – вечных врагов Израиля. Лишь только в НЗ апостол Петр помянул Лота, назвав его «праведным» (2 Петр. 2, 7-8).