"Умопостигаемая триада"
(аудиолекция Фокина Алексея Руслановича, краткий конспект).
Это учение возникло в античной философии. Восходит к Платону, продолжил Софист, еще Тимей.
Основной тезис такой: истинное, подлинное Бытие, которое стоит за материальным, чувственно воспринимаемым бытием. – оно обладает тремя базовыми свойствами (характеристиками).
1) Оно истино существует, это есть подлинное Бытие (для Платона – это мир идей).
2) Это бытие обладает также жизнью, оно причастно движению, умственному движению. Это обозначалось термином Жизнь.
3) Третий момент – ноэзис, или Ум. Мышление, ум - умопостигаемость и мыслимость одновременно.
Эти три качества характеризует мир подлинного бытия: то, что всегда существует, всегда живет и всегда мыслит
В позднем неоплатонизме эта схема стала рассматриваться как образец для всего остального, для устройства мира. На позднем этапе философской мысли эти категории предстают как ипостазированные сущности, и Порфирий даже называет их тремя Богами.
Еще раз главный тезис... Умопостигаемая триада у платоников и неоплатоников - это бытие-жизнь-ум. Истинное бытие обязательно должно существовать, жить и мыслить.
***
Взаимодействие и влияние (?) на христианство.
Эту теорию воспринял автор Ареопагитик (псевдо Дионисий). Согласно ему, данная триада как полнота совершенства предсуществует в Боге, но проявляется уже в творении.
Максим Исповедник, опираясь на Дионисия, использует эту триаду как аналог святой Троице. В рассуждениях о троичности он исходит не из внутреннего устройства души и ее базовых способностей (как большинство богословов той поры), но из восприятия законов сотворенного мира (отражающего и выражающего предсуществующие в Боге совершенства). Выделены 3 категории: сущность (усия), различие (диафора), движение (кинесис).
В результате он переходит к познанию триипостасного способа существования: «Сущность, различие и движение». Причина существует. Она премудрая и Она живая.
МИ производит некоторую инверсию терминов "бытие-мышление (премудрость)-жизнь" в ином, христианизированном порядке. Бытие соотносится им с Отцом, премудрость - с Сыном, жизнь - с Духом.
Везде постулируется, что Бог существует, из различия форм – что он премудрый и из движения – что он живой.