Исихазм

Автор Тема: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ  (Прочитано 7142 раз)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

гы-гы...гы...

Спасибо.
Давно я так не умилялся. Наверно, с месяц.
:)

Реально - спасибо!
Вспомнил себя в 18....

Бесстрастие - это отсутствие мучений, и тяги к тому, что приносит страдания - это вот такая странная невозмутимость.
Радость и счастье не приносят страданий, их отсутствие приносит страдания. :)
Поэтому все чувства остаются, которые нормальные.

Бог есть Любовь.



А кундалини... поймите, знание о радикулите уводит от Бога. Потому что зачем оно - как работают ваши нервы...
Вот когда скрутит - тогда и начинаешь задумываться.
(вроде нормально аналогию изобразил? )
« Последнее редактирование: 13 Февраль 2017, 15:34:12 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Если уж так интересно, например:

Цитировать
Лестница благодетелей безмолвия:
10 – Совершенство.
9 – Просвещение сердца.
8 – Озарение странное.
7 – Созерцание тайн.
6 – Очищение ума.
5 – Мир помыслов.
4 – Сердечные слезы.
3 – Святая энергия.
2 – Теплота сердечная.
1 – Молитва чистая.



Цитировать
В будущей жизни христианин не будет испытуем, отрёкся ли он от мира, постился ли, совершал ли бдения, молился ли, плакал ли и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу…
Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021).

Хотя, конечно, и эти добрые дела нужны, чтобы нам двигаться от полной окаменелости к хотя бы жизни в Боге.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

RedModern

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

Цитировать
Лестница благодетелей безмолвия:
10 – Совершенство.
9 – Просвещение сердца.
8 – Озарение странное.
7 – Созерцание тайн.
6 – Очищение ума.
5 – Мир помыслов.
4 – Сердечные слезы.
3 – Святая энергия.
2 – Теплота сердечная.
1 – Молитва чистая.
по трем пунктам совпадет.
4. как-то сомнения у меня. помню. после прекращения практики, задумал я на девок посмотреть, я не чувствовал страсть как обычно, а было жалко до слез их. вот тут я испугался. так как было не-то что раньше. потом решил узнать, что это такое в книгах.
а так моя практика было просто баловство. хотел ум отделить от тела ;D  хотя получилось.


хотя я думаю то что эти идут под 4 ступень, классификация вроде чуть неправильная.
Цитировать
10 – Совершенство.9 – Просвещение сердца.8 – Озарение странное.7 – Созерцание тайн.6 – Очищение ума.5 – Мир помыслов.

[/size]откуда вы это взяли?

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

RedModern, не обижайтесь, если что.

Большое вам спасибо, что вы решились написать искренне о себе. Это очень ценно.

Спасибо.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

"Инок Феофан"

... для смирения себя, очень хорошая схема.
Смотрю и понимаю - засранец я, а не святой.

Вообще, люблю вот по этой себя смотреть, из Исаака:
Цитировать
...человеку надлежит иметь тонкое сведение обо всем этом и знать приметы, чтобы при каждом сделанном шаге сознавать, куда достигла и какую страну начала попирать стопами своими душа его ...:
- Достаточно ли, по душевному свету, ведение к различению сего, или различает это во тьме, или совершенно лишено такой способности?
- Точно ли находишь, что помысл начал очищаться?
- Парение мыслей в уме проходит ли в час молитвы?
- Какая страсть смущает ум во время приближения к молитве?
- Ощущаешь ли в себе, что сила безмолвия приосенила душу кротостию, тишиною и миром, какой сверх обычая рождается обыкновенно в уме?
- Восхищается ли непрестанно ум без участия воли к понятиям о бесплотном, в объяснение чего не дозволено входить чувствам?
- Возгорается ли в тебе внезапно радость, ни с чем не сравнимым наслаждением своим заставляющая умолкнуть язык?
- Источается ли непрестанно из сердца некое удовольствие и влечет ли всецело ум? ...

Если же не начал ты усматривать в душе своей, брат, что все это некоторым образом избыточествует или оскудевает, то труды твои, и скорби, и все безмолвие твое - бесполезное утомление себя...


« Последнее редактирование: 13 Февраль 2017, 16:29:57 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

RedModern, вы, скорее всего, неправильно понимаете ни про теплоту сердечную, ни про слёзы сердечные.

Дело в том, что это почти невозможно описать. Пока не почувствуешь.

"...Батюшка возразил, что это ум прощает, а душа - нет, а не наоборот, как я думаю. Потому что окаменевшая. Но сказал - это потом, закончил исповедь. Причастил. А после службы подошёл, взял за руку и стал молиться. И всё внутри стало таять, заплакало сердце, и слёзы брызнули из глаз потоком..."

Как-то так. Только это реакция на то, что было у батюшки, о чём мы и говорим.
Впрочем, и получатель испытал.
« Последнее редактирование: 13 Февраль 2017, 16:23:31 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Фаина

  • Сообщений: 261
    • Просмотр профиля

Краевед  "...Батюшка возразил, что это ум прощает, а душа - нет, а не наоборот, как я думаю. Потому что окаменевшая. Но сказал - это потом, закончил исповедь. Причастил. А после службы подошёл, взял за руку и стал молиться. И всё внутри стало таять, заплакало сердце, и слёзы брызнули из глаз потоком..."
Спасибо,отец Сергий,и у меня  брызнули слезы после Ваших слов.В прощенное воскресенье  поминаем маму,27 февраля будет год как она ушла.Просьба о прощении у мамы вырвалась сама, вместе с обильными слезами..Хотя вроде бы и не чувствовала за собой особой вины,казалось,что все взаимные обиды ушли в прошлое.В последние месяцы ее жизни у меня была тихая радость от мирного совместного проживания,не смотря на ее тяжелое состояние.Тяжело идет молитва о ее упокоении.Летом начала молиться в храме перед Казанской иконой Божьей Матери,а какая то сила толкала меня назад,пока не отошла от иконы на несколько шагов.С отцом была почти такая же история.Очень тяжелые были и сами похороны и мое состояние после них.Резко полегчало,когда вдруг разрыдалась на перекрестке дорог и попросила у него прощения, сама не понимая за что.И сразу стало легко.Помирились уже после его смерти.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Любовь всегда даёт возможность собой поделиться. Это её из основных критериев.
Храни вас Бог!

RedModern

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

RedModern, вы, скорее всего, неправильно понимаете ни про теплоту сердечную, ни про слёзы сердечные.

Дело в том, что это почти невозможно описать. Пока не почувствуешь.

"...Батюшка возразил, что это ум прощает, а душа - нет, а не наоборот, как я думаю. Потому что окаменевшая. Но сказал - это потом, закончил исповедь. Причастил. А после службы подошёл, взял за руку и стал молиться. И всё внутри стало таять, заплакало сердце, и слёзы брызнули из глаз потоком..."

Как-то так. Только это реакция на то, что было у батюшки, о чём мы и говорим.
Впрочем, и получатель испытал.
может быть, не оспариваю.
так как моя практика была незаконченной. если бы я знал с чем столкнулся. или хотя бы вера была, а ведь я атеистом был, вернее некогда даже и не думал о религии серьезно. для меня это была чушью.
а так эта была всего лишь игра. главное отделить ум. это как бы идея фикс. типо так должно быть, почему я так подумал. скорей всего из-за увлекаемости всякими астралами итд. тут логика сработала. если этот увидел сердце при помощи молитвы значит, можно отделить одно от другого и началось работа, молился с утра до вечера, по четкам, произносил так и этак. уловить то что увлекает ум. я его нашел и началось погружение. сначало пол дня. потом утверждался в молитве по четкам. и в итоге весь день проводил в молитве. не ел. исхудал сильно. случайно в зеркале увидел себя, начал заставлять себя есть. раз в день. сколько криков. было от того что не выходило. погружение. и постепенно начал наблюдать. молитва стала чище произносится внутренне. у меня от это появилась радость. неужели. потом молитва стала само собой. и свет.
тут меня кто-то похвалил. :) сказал что я молодец. ну это не все :(
вообщем началось очень много чудного (необьяснимого) и страх был, видения, голоса, да такой что подумывал идти в больницу или в церковь. ну я справился, просто когда находил лютый страх, особенно когда в комнате светящиеся огни я всматривался чего я боюсь, оказывается нечего бояться, больше сам накручиваю ;D и страх ушел.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Если же искать соответствие личного опыта с приведенными цитатами: испытывала боль в физическом сердце, но несколько иного плана. Ощущала как будто рвется покрывало плоти  вокруг сердца, образуя с каждым разом все большую "дыру".

                                                  ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ ПО СВЯТЫМ ОТЦАМ
Покаяние, плач, сокрушение теснейшим образом связаны с огнем, который рождается в сердце. Покаяние становится ощутимым, когда Святой Дух возжигает огнь в сердце человека. Об этом огне, который загорается в сердце, Господь сказал: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он у же возгорелся!" (Лк.12:49).Это тот жар, который ощутили ученики, направляясь в Эммаус: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк.24:82). Когда этот огонь уничтожит сердечные страсти, то переживается как свет. Апостол Павел, обладавший этим опытом, писал, что Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1Кор.4:5). Тот же опыт апостол Петр выражает в таких словах: "...доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших" (2Пет.1:19). Вначале сердце переживает благодать Божию как огонь, попаляющий грех и страсти, а затем, когда страсти будут сожжены, воспринимает ее как свет, просвещающий всего внутреннего человека. Учение о том, что благодать Божия сперва воспринимается как огонь, а впоследствии как свет, рассматривается у Иоанна Синайского, автора Лествицы. Преподобный говорит, что пренебесный огонь, входя в сердце, одних опаляет по недостатку очищения, а других просвещает "по мере совершенства". Ведь "один и тот же огнь называется и огнем поядающим, и светом просвещающим. Посему одни отходят от молитвы как исходящие из разжженной печи, ощущая облегчение от некоторой скверны и вещества; а другие - как просвещенные светом и облеченные в сугубую одежду смирения и радования" (Леств.28:51). Огонь, ощущаемый сердцем человека, часто чувствует и тело. Тогда человеку кажется, что он находится в аду и горит в адском пламени. Это важное и спасительное ощущение, поскольку такое покаяние исцеляет душу. И чем чувствительнее этот огонь покаяния, тем больше создается условий для созерцания нетварного света.
Бог есть огнь поядающий, согласно апостолу Павлу: "...потому что Бог наш есть огнь поядающий" (Евр.12:29). Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что всякий труд наш есть пред нами, дондеже внидет во святилище наше огнь оный Божий (Пс.78:16).

 Чистая молитва рождается в сердце, в котором есть этот огонь.Именно этот благословенный огонь, который возжигается в сердце с пришествием благодати, в сочетании с покаянием и слезами приносит нам духовное возрождение. С помощью этого огня преображается все наше внутреннее состояние, изменяются даже проявления телесной активности.

Сердце становится орудием Всесвятого Духа и приобретает ведение Бога.

Присутствие в сердце благодати обнаруживается и во взыгрании сердца. Это признак здравия сердца. Святитель Григорий Палама, приводя в пример Василия Великого и Афанасия Великого, говорит, что взыграние сердца, когда оно "играет, как бы прыгая от восторга любви к добру", является признаком благодати (Свт. Григорий Палама. Триады... С.59).
Но что такое чистое сердце и каково оно? Такое сердце описывает преподобный Симеон Новый Богослов. Он говорит, что чисто такое сердце, которое не испытывает беспокойства ни от какой страсти и не помышляет ничего лукавого либо житейского и в котором постоянно содержится памятование о Боге вместе с неудержимой любовью (SC. Vol.51. Р.89. 32). Чисто такое сердце, которое, будучи восхищенным, "видит залоги обетованных святым благ и сами вечные блага, насколько человеческое естество способно вместить их... " (там же, P.90. 35) Другие отцы также говорят о чистом сердце. Чисто такое сердце, где нет никаких естественных движений и где Бог, как на скрижали, пишет закон Свой (Св. Максим Исповедник. Φιλοκαλία T.В'. Σ85, φα'). Чистое сердце вовсе не позволяет помыслам входить в душу (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский. Добр. Т.2. С.200). Чист сердцем тот, "кого сердце не зазрит в нарушении заповеди Божией, или в нерадении, или в приятии вражеской мысли" (Преп. Феодор. Добр. Т.3. С.340. Гл.86). Чистота сердца существует тогда, когда человек подвизается, чтобы вовсе не осуждать блудницу, грешников или бесчинных, но на всех смотреть чистыми глазами, "никого не уничижать, не судить, никем не гнушаться, не делать различия между людьми".

"Кто стяжал чистое сердце, тот победил страхование" (Св. Симеон Новый Богослов. Добр. Т.5. С.19). Чистое сердце не боится ничего, в том числе и смерти, ведь страх смерти - это последствие сердечной нечистоты. Оно освобождается "от бесовских помыслов, слов и дел" (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский. Добр. Т.2. С.183), приобретает внутреннее молчание и безмолвие от всякого помысла (Добр. Т.2. С.160). "Чистое сердце, став вместилищем Духа Святого, чисто зрит в себе, как в зеркале, Самого Бога" (Авва Филимон. Добр. Т.3. С.372). Оно оставляет беспокойство, создаваемое телесными заботами, и открывается, и это означает упование на Бога. "Широта сердца есть упование на Бога, а теснота его - забота житейская" (Преп. Марк Подвижник. Добр. Т.1. С.548).

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Некто спросил святого Антония: "Что мне нужно соблюдать, чтобы угодить Богу?" И старец ответил: "Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в божественном Писании, и в каком бы месте ни находился, не скоро уходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди, и спасешься" (Древний патерик, изложенный по главам. М, 1997. Репринтное воспроизведение издания 1891 г. С.11).

Исихий Пресвитер уделяет огромное внимание молитве Иисусовой, поскольку она очищает ум от вредных помыслов. Когда человек страдает от вредоносной пищи, он принимает рвотное средство и извергает ее. Такое же значение имеет молитва для оскверненного ума. "Так и ум... поглотив принятые им порочные помыслы и почувствовав душевредную горечь их, поспешит молитвою Иисусовою, из глубин сердца возглашаемою, извергнуть их вон и далеко отбросить их от себя" (Добр. Т.2. С.199). Следовательно, задача очищения ума заключается не просто в нахождении проникших в него помыслов, но в их отвержении, которого можно добиться не логическими рассуждениями и анализом, но только молитвою Иисусовой. Когда мы говорим "молитва", то имеем в виду действие Святого Духа, приходящего в сердце при поминании имени Христова. Не случайно святитель Григорий Палама подчеркивает, что деятельность ума, состоящая в помыслах, легко очищается "у упражняющихся в молитве, в особенности однословной". Когда человек предается молитвенному деланию, деятельность ума исцеляется.

В сочинениях святых отцов много говорится об обращении ума на сердце, энергии - к сущности.

Обращение на сердце ума, прежде рассеянного, то есть обращение энергии к сущности, - это исцеление ума, ибо именно там он обретает свое подлинное место. В ходе этого обращения ум сначала находит плотское сердце, а затем - вышеестественное, духовное. "Сходя умом в сердце свое, сначала вот это - плотяное сердце, он начинает проникать в те глубины его, которые не суть уже плоть. Он находит свое глубокое сердце, духовное, метафизическое, и в нем видит, что бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием" (Старец Силуан. М., 1994 С.47). Это обращение ума на сердце есть не что иное, как его объединение, то есть союз ума и сердца. Свидетельством такого союза служат слезы умиления и сладкое чувство божественной любви. "Плач умиления при молитве есть верный показатель того, что ум соединился с сердцем и что настоящая молитва нашла свое первое место, первую степень восхождения к Богу; вот почему он так ценится всеми подвижниками" (там же, с.124). Погружаясь в сердце, ум "совлекается всякого образа, не только видимого, но мысленного" (там же, с.140). Двери сердца затворяются для всего чуждого, "и тогда душа входит во "мрак" совершенно особого порядка и затем удостаивается неизреченного предстояния Богу чистым умом" (там же, с.134). Говоря об обращении ума на сердце, то есть его энергии к сущности, необходимо упомянуть о трех движениях ума, как их описывает святитель Дионисий Ареопагит. По словам святителя Дионисия, существуют три движения души и ума. Первое из них - круговое, "вхождение в себя извне и единообразное собирание умных сил". В этом движении душа сперва обращается на себя, собирает все свои силы и таким образом восходит к безначальному и бесконечному Богу, стоящему превыше всего сущего. Этот путь безопасен, он не дает уму возможности впасть в прелесть и, таким образом, является целенаправленным восхождением к Богу. Ум, избавившись от всего тварного, отвергает всякую мысль о твари, всякое мечтание и через покаяние соединяется с сердцем, где ему открывается Бог, так что происходит соединение ума с Богом. Это движение свойственно так называемому апофатическому богословию. Второе движение - прямолинейное, при котором душа "исходит к окружающим ее предметам и от внешних предметов восходит как бы от неких разнообразных и многочисленных символов к простым и цельным созерцаниям". Это так называемое естественное созерцание, или катафатическое богословие, которое созерцает Бога в природе. Через созерцание природы душа восходит к Богу. Этот метод подвержен прелести, поскольку многие люди, привыкнув таким образом непосредственно наблюдать творения Божий, прельщаются и начинают поклоняться твари более, нежели Творцу и Создателю. Третье движение, так называемое спиралеобразное, представляющее собою сочетание первых двух. Святые отцы отдают предпочтение первому движению, которое зовется круговым, поскольку образует некий круг. Ум обращается на сердце и через сердце восходит к созерцанию Бога. Таким образом можно избежать прелести (Дионисий Ареопагит. О божественных именах. PG.Т.3. Col.704-705). Это круговое движение достигается через умную молитву, с помощью которой подвижник старается "собрать ум в себе, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неложным движением" (Свт. Григорий Палама. Триады... С.49). Итак, обращение ума достигается с помощью молитвы, и главным образом так называемой умной молитвы, когда ум, чистый от всякого помысла и представления, не отвлекаясь, молится Богу. Поэтому Нил Подвижник ублажает ум, молящийся невещественно и без рассеяния: "Блажен ум, который во время молитвы хранит совершенное безмолвие. Блажен ум, который, молясь без развлечения, восприемлет все большее и большее вожделение Бога. Блажен ум, который во время молитвы бывает невещественен и нестяжателен. Блажен ум, который во время молитвы держит совершенное ко всему нечувствие". (Добр. Т.2. С.221-222)

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля


Человек, обладающий непрестанной молитвой, испытывает исступление ума. Это исступление называется восхищением и является одним из видов созерцания Бога. Чистый ум озаряется, просвещается. Святой Диадох Фотикийский говорит, что те, которые "сие святое и преславное имя непрестанно содержат мысленно во глубине сердца своего, те могут видеть и свет ума своего" (Добр. Т.3. С.38). Учение блаженного Диадоха полностью разделяют Каллист и Игнатий Ксанфопулы (Добр. Т.5. С.418-419). Преподобный же Нил Постник учит, что "ангел Божий, представ, одним словом прекращает в нас вражеское действие и подвигает свет ума действовать непрелестно" (Добр. Т.2. С.216). Ум создан по образу Божию. Поскольку Бог есть свет, то и ум обладает светом. В этом смысле святые и говорят, что человек может увидеть свет своего ума. Однако это относится к естественному человеку, в то время как в падшем ум тускнеет, помрачается и заслоняется страстями. Но, освободившись от страстей и получив просвещение от Бога, человек может увидеть свет своего ума в час молитвы.
Вот что пишет об этом естественном свете ума архимандрит Софроний в своей книге "Старец Силуан": "Достигая этих границ света со тьмою(Иов.26:10), человек созерцает свою умную красоту, которую многие приняли за божество. Созерцаемый ими свет есть свет, но не тот Свет истинный, в Котором нет ни единой тьмы, а естественный свет ума по образу Божию созданного человека. Этот свет ума, превышающий по своему достоинству свет всякого эмпирического знания, с таким же основанием может быть назван мраком, ибо он есть мрак совлечения или отвлечения, и Бога в нем нет; и, быть может, в этом случае больше, чем во всяком другом, должно вспомнить слова Господа: "Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?" (Лк.11:35).

Совершенное же исцеление будет достигнуто тогда, когда мы поверим, что "ни на праведных, ни на неправедных не дозволено нам обращать гнев" (там же, Σ.72-74).

Согласно учению святых отцов, "бесстрастие есть неподвижность души на худое", чего, конечно, невозможно достичь без милости Божией (Добр. Т.3 С.292). По словам преподобного Максима, "бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудобоподвижна на зло" (там же, с.167). Таким образом, бесстрастие есть способность пребывать бесстрастным при помышлениях о вещах (Св. Максим Исповедник Добр. Т.3. С.202). Это значит, что душа свободна от помыслов, вызываемых чувствами, и от самих вещей.

Таким образом, ум бесстрастного человека полностью свободен: его не беспокоит ничто земное, даже и жар тела. Конечно, эта свобода ума от всех движений плоти и помышлений о вещах непостижима для людей, испытывающих не состояние бесстрастия, а действие страстей. Однако для людей Божиих то, что мир называет естественным, является противоестественным, а так называемое вышеестественное переживается ими как естественное. Преподобный Симеон Новый Богослов, отвечая на обвинения тех, кто утверждал, будто человеку невозможно испытать эти вышеестественные состояния и освободиться от влияния плоти, писал, что тот, кто сам не является бесстрастным, не только не знает, что такое бесстрастие, "но и поверить не может, что такое существует на земле" (SC. Vol.51. Р.66, πε'). И это в каком-то смысле естественно, поскольку каждый, "исходя из своего состояния, судит и поступки ближнего, добродетельны ли они или порочны" (там же). Каждый выносит суждение согласно образу и содержанию собственной жизни. В любом случае для опытного человека ясно, что отличительной чертой бесстрастного является способность "все переносить без смущения и страха", поскольку он получил от Бога силу "мочь все" (Св. Петр Дамаскин. Φιλοκαλία T.Г'. Σ.63).
Святые отцы вообще советуют нам быть очень внимательными к страстям, поскольку человек может и не возмущаться страстями при отсутствии их предметов, "но едва появятся предметы, страсти тотчас начинают влещи ум". Таково частичное бесстрастие (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.221)

"Тот еще не имеет бесстрастия, кто в случае искушения не может оставить без внимания погрешность друга". Ведь находящиеся в душе страсти, "возбуждаясь, ослепляют ум и не дают усмотреть лучи истины и различить доброе от худого" (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.226).

Даже если бесстрастный говорит о грехе брата, он делает это по двум причинам: "или чтоб его исправить, или чтоб принесть пользу другому". Если же кто-либо говорит о грехе брата, "осуждая или оклеветывая" его, то такой "не избежит посрамления от Бога, но непременно впадет или в то же, или в другое прегрешение и, быв обличен и укорен другими, посрамится" (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.208).

Отцы видят сущность безмолвия "не в затворе и не в физическом удалении в пустыню, а в том, чтобы непрестанно пребывать в Боге" (Старец Силуан. С.129).

По словам этого святого Петра Дамаскина, существуют восемь духовных созерцаний, то есть восемь степеней созерцания. Первые семь из них принадлежат веку сему, в то время как восьмое является делом века грядущего. Первое созерцание - это ведение скорбей и искушений сего жития. Второе созерцание есть "ведение наших прегрешений и Божиих благодеяний". Третье - ведение предсмертных и посмертных мучений. Четвертое - ведение жития в сем мире Господа Иисуса, Его учеников и прочих святых, то есть деяний и словес мучеников и преподобных отцов. Пятое - ведение естества и изменений вещей. Шестое - созерцание сущего, то есть ведение и постижение чувственных творений Божиих. Седьмое - постижение умопостигаемых творений Божиих, то есть ангелов. Восьмое же - это ведение Бога, то есть богословие.
Следовательно, созерцание имеет много этапов и степеней, и необходимо пройти большой путь для того, чтобы достичь созерцания нетварного света, этой "красоты будущего века", "пищи небожителей". Ступенями созерцания служат память смертная, которая является даром Божиим, непрестанная молитва, вдохновение к совершенному соблюдению заповедей Христовых, ведение нашей духовной нищеты, то есть осознание своих грехов и страстей и следующее за ним покаяние. Все это приходит благодаря действию божественной благодати. И, конечно, совершенное созерцание - это видение нетварного света, которое, как говорит святитель Григорий, также подразделяется на видение и постоянное видение.

Этими несколькими постами  « Ответ #24 : 21 Февраля 2017, 20:34:58 » и « Ответ #25 : Сегодня в 08:32:18 », а также  « Ответ #460 : 22 Февраля 2017, 19:32:52 »(Богослужение - общественный исихазм?) мне хотелось поделиться с вами святоотеческим учением святых отцов Восточной православной церкви.. Часто на форуме идет (в момент обсуждения той, или иной темы) наслоение разнообразных практик всевозможных учений, поэтому у начинающего свой духовный путь через некоторое время знакомства с ними, в голове образуется каша.