Что за удивительное явление: человек
ограничен мерой и количеством, а место в его сердце безгранично! В самом
деле, чем больше ум входит туда, тем большее пространство раскрывается пе-
ред ним (Иосиф Хаззайя)
Ясным знаком светлости души твоей будет для тебя следующее: когда ты смотришь внутрь себя, то исполняешься жалости ко всем людям, и твое сердце изнемогает и горит, как от огня, состраданием к ним, не отвергая никого, и это позволяет
тебе видеть в себе образ небесного Отца (= тот, по которому они были созданы) (Исаак Сирин)
Мысленный огонь, распаляющий ум (hawnā) во время молитвы есть теплота
действия Святого Духа. Божественный огонь, возгоревшись в движениях души, истребляет не их, а только колючие терния и плевелы, которые противоестественны.
Движения же души он исполняет светом (Иосиф Хаззайя)
Итак, возжем в себе пылающий жар любви (Божией) через сообщение с
Ним, которое (рождается) от чистоты сердца. Ибо от непрестанного воззрения
ума к Нему и от светоносного сияния простоты душевного ока, смешанного с
великим сиянием горения вышнего света, ярко разгорается в душе уголь огня
любви (к Богу)... Блаженна душа, чье око очищено от смятения тьмы века сего и сделалось простым и светлым, чтобы узреть Господа в облаке света! Все его тело будет светлым,
вид лица его будет блистать славой (Сахдона)
Когда взор телесных очей очищен и их свет смешивается с сияющим блистанием солнца, они видят его самое в его свете; так и когда сердце очищено, и озаряются
очи его ведения, и свет его взора смешивается с сущностным блистанием Святого
Духа, оно видит духовно великое Солнце правды и услаждается Его красотой в
благодатном сиянии духовных лучей, изливающихся свыше. И если мы употребим
великое усердие, чувственный воздух станет, может быть, менее близок к дыханию
наших внешних чувств, чем Святой Дух будет близок к нашему сердцу, беспрестанно овевая его Своим памятованием, все больше водворяясь в нас и являясь
нам так, что Он постоянно будет пребывать в нашей мысли, питая нашу душу, как
воздух питает наше тело (Сахдона)
Постоянно смотри в себя, возлюбленный. Замечай суровость (твоих) трудов,
гнетущие (тебя) скорби, пустынное место, где ты живешь, проницательность твоего ума, равно как остроту вéдения, долгое время твоего безмолвия, многие целебные средства, применяемые к тебе истинным Врачом против соблазнов […],
иногда приходящих от демонов, а иногда от болезней и телесных страстей, а также
горячность, исполненные сладости слезы, духовную радость, которая временами
дается тебе через смягчающие перевязки благодати для оздоровления внутреннего
человека ... По всем таковым признакам ты сможешь узнать ступень, на которой
находится (твоя) душа. (Исаак Сирин)
Память Божия, которая постоянно все более и более усиливается в душе, является знамением того, что она начинает менять один мир на другой, сиречь, мир
видимый на мир невидимый. Блаженна она, если не расслабляется и не изменяет
своему образу действий, ибо оба мира будут принадлежать ей! (Иосиф Хаззайя)
(В самом деле), когда в начале благодать почиет на отшельнике, она делает его восприимчивым, производит в нем тишину и дарует неизвестные дотоле утешения. Потом, мало помалу, она побуждает ум, благодаря этим состояниям тишины, награждая
его своими посещениями, удивительными видениями и откровениями, двигаться до
тех пор, пока он не окажется в Облаке сýщественного Света, в месте, которое нельзя
перейти, и не увидит в нем сияющие лучи, которые, исходя из божественной Сущности, озаряют его, и он сам начинает сиять благодаря им. И чрез них он поднимается и
входит день за днем, смотря по его усердию и соблюдению (заповедей), в новую славу
чрез Господа, который есть Дух, в преображение, уподобляющее его подобию Того,
Которому нет подобия, и в единение с Богом и полное слияние (ḥūlāṭā) с Ним, чрез видение и познание Его славы, которая превосходит миры и бывает видима и познаваема
путем невидения и неведения. (Иоанн Дальятский)
Когда благодать посетила монаха од-
ним из вышеназванных способов, она затем удерживает свое действие, оставаясь скрытой
и бездейственной в нем, чтобы он стал мишенью для ударов искушений и приобрел чрез
это опытность. Тогда скорби, тревоги, нечистые страсти нападают на него, меж тем как его
охватывает душевное помрачение, тоска, холодность внутренних движений, беспокойство,
мрак, сомнения, отчаяние в жизни… Ободрись душой, брат, …ибо чрез все это благодать,
твоя наставница, поистине воспитывает тебя… Она дает тебе понять, что это благодаря ей
совершаются твои добродетели и труды, а не благодаря твоему усердию, так же как и твой
покой происходит от ее милосердия. (Иоанн Дальятский)
(Цитаты из книги Робера Белэ "Влияние Макария на Восточносирийскую христианскую мистическую традицию")