Исихазм

Автор Тема: Разное  (Прочитано 26786 раз)

Иссоп

  • Сообщений: 403
    • Просмотр профиля

Re: Разное
« Ответ #135 : 16 Май 2023, 11:03:02 »
Не знаю, обсуждалось ли тут, попался интересный труд Эвелин Андерхилл "Мистицизм", некоторые места посмотрела - много информации для не новоначальных этапов, в т.ч. "тёмную ночь" и т.д.
http://nnre.ru/psihologija/misticizm/index.php

zenko

  • Сообщений: 32
    • Просмотр профиля

Re: Разное
« Ответ #136 : 20 Декабрь 2023, 17:57:47 »
Несколько работ по исихазму в одном месте!

- Афанасий (Евтич) еп. Пролегомены к исихастской гносеологии // Богословские труды. Сб. 40. М., 2005, с. 74-121. Текст в формате pdf.
- Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Пер., послесл. и ком. В. Вениаминова. – М.: Канон, 1995 (История христианской мысли в памятниках). – Текст целиком (1,2 мб).
- Григорий Синаит прп. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 180-216.
- Григорий Синаит прп. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 216-227.
- Григорий Синаит прп. О безмолвии и двух образах молитвы. 15 глав // Его же. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999, с. 94-112.
- Григорий Синаит прп. О безмолвии и молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 227-237.
- Дунаев А. Г. Исихазм // Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011, с. 240-254. – Текст в формате pdf, в формате html.
- Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950). – Текст всей книги целиком.
- Климков О. С. Антропология исихазма в контексте византийской культуры. Дис. ... канд. филос. наук. – СПб., 2000. – 200 с.
- Климков О. С. Византийский исихазм и русская религиозная мысль XV-XVIII вв. – Beau Bassin: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2018. – 301 с. Текст в формате pdf.
- Климков Олег свящ. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов. – СПб.: Алетейя, 2001.
- Климков О. С. Философия исихазма: теоретическое содержание паламитской полемики. – Beau Bassin: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. – 181 с. – Текст в формате pdf, в формате html
- Климков О. С. Философско-психологический очерк византийского исихазма // Путь Востока. Проблема методов. Материалы IV Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия "Symposium". Вып. 10. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001, с. 107-112.
- Климков О. С. Философско-экзистенциальные аспекты исихастского мышления // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2017, № 3 (55), с. 80-84.
- Климков О. С. Человек в миросозерцании исихастов // Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. – СПб., 2000, с. 199-208.
- Коновалов К. В. Антропологические воззрения Максима Грека (Михаила Триволиса) (интернет-издание).
- Коновалов К. В. Влияние исихазма на антропологические и гносеологические воззрения Максима Грека (Михаила Триволиса). Монография. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. – 163 с. – Текст целиком в формате pdf (3 Мб).
- Мефодий (Зинковский) иером. Исихазм и богословие личности // Человек. 2018. № 2. С. 148-154. Текст в формате pdf.
- Рафаил (Карелин) архим. О некоторых опасностях исихии (интернет-издание).
- Сидоров А. И. Архимандрит Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского исихазма // Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996, с. VIII-LXXVIII.
- Симеон новый Богослов прп. О трех образах внимания и молитвы // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 462-472 (Слово 68).
- Хоружий С. С. Исихазм в Византии и России: исторические связи и антропологические проблемы // Страницы. 1997, № 2:1, с. 48-61; № 2:2, с. 189-203.
- Хоружий С. С. Концепция Совершенного Человека в перспективе исихасткой антропологии // Совершенный человек. Сборник. М., 1997, с. 41-71.

Иссоп

  • Сообщений: 403
    • Просмотр профиля

Re: Разное
« Ответ #137 : 27 Июнь 2024, 13:24:32 »
https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/pdf/sokolov_2012.pdf
"Мистика или духовность? Ереси против христианства", священник Владимир Соколов.

Возможно, Прозелиту и кому-то ещё относительно ума окажется полезной глава из раздела второго "О связи иррационализма с мистицизмом и демонизмом".

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Разное
« Ответ #138 : 27 Июнь 2024, 15:32:22 »
Эта глава у свящ. не о том, что обсуждаем.
Соколов вцепился в дорогое ему рассудочное мышление, не видя альтернативы. А она есть.

Есть с.о. модель: рассудочный ум (в голове) - это энергия ума, оторванная в грехопадении человека от сущности ума (в глубине "сердца"). Все чудесно, но кмк позабыли при том, КАКОВО мышление у этой сущности ума?
Мысли? Образы? Или что иное...

Отказ от ума, ненужность ума, борьба с умом и тп о чем пищет Соколов,  - в них мало пользы, если прежде нами не обнаружена сущность ума. Но когда уже найден "потерянный ключ" от "ума палаты", тогда выход за пределы рассудочного ума, и всего словесного и образного, настежь распахивает вход в "палату ума", с ее принципиально иным, вне-мысленным, инсайтным мышлением. Мышление посредством мгновенных озарений...
Мхо.

Иссоп

  • Сообщений: 403
    • Просмотр профиля

Re: Разное
« Ответ #139 : 27 Июнь 2024, 17:26:58 »
Да, это не о том, что обсуждается, он как раз ратует "за" сохранение ума и показывает в чём состоит разница между здравым сохранением и тем самым деструктивным разрушением, как его понимают вост.учения и т.п. Естественно надо учитывать, что восточные восточным понимателям и практикам рознь, некоторые и не практикуют деструктивность и понимают правильно.
КАКОВО мышление у этой сущности ума?
Мысли? Образы? Или что иное...
с ее принципиально иным, вне-мысленным, инсайтным мышлением. Мышление посредством мгновенных озарений...
Ну да, всё так. Я предполагаю, что и мысленность и образность сохраняются, но преображаются, ощущаются и выглядят значительно иначе, сохраняя притом некие отголоски-контуры мысленности с образностью. Просто всё значительно быстрее, неуловимее, вспышками. На таком "умном" языке может и сердце разговаривать (которое считается безвидным и как будто там ничего нет).