+++пытаюсь понять различия православного и католического взглядов на икону. Основу я пока вижу в разной традиции молитвы, исторически это складывалось по-разному
Разная традиция молитвы -- это верно, но уж очень долгий исторический путь, насыщенный всякими событиями, стоит за этой простой формулировкой. Ключевой век, в который оформилось -- внешним образом, эксплицитно -- различное отношение Запада и Востока к иконопочитанию -- это, конечно, 8 в., эпоха 7-го Вселенского собора. Но имплицитно эти различия ощущались уже давно, с века, может быть, 4-го, со времени образования и расцвета восточного монашества. Запад, оторванный от восточного монашеского делания, стал все дальше и дальше уходить от Востока во многих областях христианской жизни. В том числе и в отношении к иконе. К 8 в. этот разрыв оформился окончательно. Запад теперь видел в иконе только лишь наглядное изображение событий, картину, учебное пособие, и признавал за ней только одну, пропедевтическую, учебную функцию. Восток видел в иконе окно в другой мир, вместилище благодати, нечто, одной своей стороной находящееся в этом мире, а другой -- в будущем веке. Вот почему иконоборчество подняло такую бурю на Востоке, где было с чем бороться, и совершенно не затронуло Запад, не отличавший икону от учебного пособия. Открылось это сразу после победы иконопочитания. Акты 7-го Вселенского собора, привезенный папскими легатами, подверглись уничтожающей критике при дворе Карла Великого. То есть иконоборцы, как считали франкские богословы, были осуждены справедливо, но формулировки византийских отцов, видевших в иконе вместилище благодати, были признаны не менее опасными. Акты 7-го Вселенского собора были отвергнуты, а на Западе с той поры утвердилось, теперь уже выраженное эксплицитно, т. н. умеренное иконоборчество, то есть формальное почитание икон только как священных изображений -- изображений Священной Истории. Лишь в 16 в. Тридентский собор на Западе формально признал 7-й Вселенский, но опять же только после того, как придал его актам формулировку в духе умеренного иконоборчества. Различие в отношении к иконам на Востоке и на Западе по прошествии столетий не только не сгладилось, но еще больше укрепилось и стало привычным. Современные католические богословы, которые пишут на тему иконопочитания (например, Шенборн, ныне кардинал, его книга "Икона Христа" есть в русском переводе), все также искренне удивляются высказываниям свв. Иоанна Дамаскина и Феодора Студита о почивающей на иконах благодати, объявляя их восточными крайностями и преувеличениями, как ранее франкские богословы удивлялись актам 7-го Вселенского собора. И так будет всегда. Пока Запад не примет восточного монашеского делания, он не примет и иконопочитания.