Исихазм

Автор Тема: Мысли о богословии имяславия  (Прочитано 9876 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Мысли о богословии имяславия
« : 16 Октябрь 2005, 00:59:38 »
По изучении материалов споров по имяславии мне показалось что суть разногласий сводится вот к чему: каким образом Энергия Божия соединяется или содержится в Имени Божием? Этот вопрос собственно имеет прямое отношене к более общему вопросу «магизма» церковных обрядов и таинств, который можно сформулировать так: содержится ли (соединяется\нисходит) нетварная Божественная Энергия\Благодать при совершении обряда или таинства автоматически при условии правильного действия со стороны человека (католическая концепция ex operatio), или же Божественная Энергия даётся как дар по свободному изволению Бога в ответ на призывание благодати человеком при совершении обряда. В применении например к Таинству Евхаристии прп. Иоанн Дамаскин поясняет:
«хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Св. Духа сверхъестественно претворяются в тело Христово и кровь и суть не два, но единое и то же самое», а о свободе и необусловленности Бога говорит: «Оно (Божество) все, что хочет, может; но не все, что может, хочет; так, Оно может погубить мир, но не хочет». Таким образом нисхождение благодати в Таинствах, обрядах и молитвах происходт не автоматически и по необходимости, не в силу неизбежной обусловленности человеческими действиями, а по свободному благоволению Бога, подающему нам по Своему милосердию спасительную Благодать и нетварные Энергии для нашего спасения, поскольку без них мы спастись не можем, и спасаемся не самим совершением таинств и обрядов, а действуемой в них Благодатью.

Теперь, в применении к имяславию, к вопросу каким образом Божественные энергии содержатся в Имени Божием, суть сводится вот к чему. Прежде всего надо изначально различать значения термина имя и различные действия при совершении молитвы и призывании Имени Божиего. Привожу по статье В. Мосса «Имя Божие и имябожническая ересь»:

«1. Имя как слово-знаменатель какого-то лица или предмета. Это главное и центральное определение слова. Важно здесь заметить, что имя как знаменатель не обязятельно звуки или буквы, так как имя не обязятельно происносится или пишется, а просто мыслится. Но и то, что произносится или пишется, и то, что мыслится, одинакого тварное. Ибо, как пишет преп. Максим Исповедник, "наименования для Бога мы создаем" - и то, что создают люди, не может быть несотворенным Богом. Важно также заметить, что имя как знаменатель всегда и обязательно отдельно от именуемого лица или предмета. Поэтому если, во фразе "имя Божие есть Бог" слово "имя" является знаменателем, то имя в этом смысле не может быть Богом. Есть только одно исключение этого правила:

2. Имя как Божественное Лицо, Слово-Знаменатель Бога Отца, т.е. Господь Иисус Христос, Сынь Божий и Бог. Это определение особенно подходит к некоторым выражениям в Псалмах и к словам Молитвы Господней: "Да святится Имя Твое", ибо, как пишет преп. Максим Исповедник в его толковании на Молитву: "Имя Бога Отца, пребывающее сущностным образом, есть Единородный Сын". Это употребление слова часто встречалось среди христиан-евреев первых двух веков христианства. Булатович пишет: "В самом высоком смысле своем Имя Божие есть Слово Божие" , и с эти суждением мы можем согласиться. Но важно заметить, что Имя-Слово Божие в смысле Второго Лица Святой Троицы не является Именем-"словестным действием Бога", потому что Лицо - это не действие или энергия.

3. Имя как Божественная Энергия или все Божественные Энергии в целом. "Имя" в этом смысле встречается у Отцов (свв. Дионисий, Симеон Новый Богослов, Тихон Задонский), но этот смысл должен быть считаем метафорическим, потому что "имя" в этом смысле не-знаменатель и ничего не именует. Ибо что именует имя-Энергия? Не Существо Божие, потому что Оно неименуемо. Итак, Энергии Божии в некотором несказанном смысле открывают Бога, Бог открывается в Них, но в прямом, главном смысле Они не именуют Его и не являются именами.

В молитве Иисусовой присутствуют имена во всех трех смыслах слова. Есть "Иисус" (имя в первом смысле). Есть Сам Иисус ("Имя" во втором смысле). И есть Энергия Божия ("Имя" в третьем смысле). В настоящей молитве человек, призывающий "имя" (в первом смысле), становится "одним духом" с "Именем" (во втором смысле) через "Имя" (в третьем смысле).»

Важно что соединение Энергии Божией ("Имя" в третьем смысле) с призываемым именем (в первом смысле) происходит не автоматически, а по свободному изволению Бога в ответ на призывающее молитвенное действие человека, в следствие чего человек «становится "одним духом" с "Именем" (во втором смысле) через "Имя" (в третьем смысле)». Здесь ключевым является момент синергии человеческого и Божественного действия – соединение Энергии с Именем Божиим происходит как встречное действие Бога на призыв и порыв человека к Богу через призывание Его Имени. (Эта мысль красной нитью проходит в статье В. Сударикова, хотя момент необусловленности действия Бога у нег не отмечен). Имя Божие как словесная икона, становясь по свободному действию Бога неслитным и нераздельным соединением тварного имени (в первом смысле), Энергии Божией и ипостасно Самого Бога, является средством обожения – встречи и соединения человека а Богом.  

Можно конечно в таком случае задать риторический вопрос – при произнесении имени Божиего (в 1-м смысле) без веры или с ненавистью будет ли в нем содержаться Божественная Энергия? Думается это целиком отностися к области свободы и воли Божией, - пожелает ли Он или нет соединить с произносимым именем свою Благодать.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Мысли о богословии имяславия
« Ответ #1 : 16 Октябрь 2005, 01:35:37 »
Спасибо за тему и подробное рассуждение Евгений!
Имяславие и близкие к нему вопросы являются темой, в которой схлестнулись различные виды мышления. Обусловленность Благодати (человеческими действиями, мыслями) - это магическое мышление, для которого ключевым термином является УПРАВЛЕНИЕ, контроль. Более того, прямое приравнивание имени к сущности - тоже характерная черта магизма. Магическое мышление в той или иной пропорции, вероятно, есть у всех нас. Однако Православная вера противостоит магизму именно в учении о свободе воли. Человек -конечная свобода, а Бог - бесконечная свобода. Человек не может манипулировать Богом и это невыносимо для языческого, архаичного сознания. Или веришь (а значит в первую очередь доверяешь Богу) - или стремишься контролировать духовную реальность - Бога. Проблема контроля всегда ведь связана со страхом, а вера противостоит страху.
ИМХО При произнесении слов Иисусовой молитвы происходит со-настройка с духовной реальностью, как бы "выход в эфир"-т.е. сердце ожидает Благодати как некий сосуд. Но ведь можно настроиться и на иную, демоническую волну? Нет!  Имя Имён накрепко связано с Благодатью, но не содержит Её в Себе как сущность, - Логос неслиянен и неразделен с Нетварными Энергиями. Поэтому то Иисусова молитва исцеляет расщеплённый ум молитвенника - объединяет голову(рацио) и сердце (чувство). Парадокс... Есть предположение, что молитва действует минимум в двух аспектах. С одной стороны, она исцеляет ум, с другой - укореняет ум в Божественном. А может и не стоит эти аспекты разделять, не знаю... Сердце можно понуждать, а Благодать - нельзя.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Мысли о богословии имяславия
« Ответ #2 : 16 Октябрь 2005, 16:58:54 »
"Можно конечно в таком случае задать риторический вопрос – при произнесении имени Божиего (в 1-м смысле) без веры или с ненавистью будет ли в нем содержаться Божественная Энергия?"

 Смею предположить, что Имя за многолетнюю историю христианства может профанироваться человеческим сознанием. Сущность имени остается неизменной, но само имя здесь, на земле становится мифологическим, обрастает множеством оболочек, через которые пройти к истинному смыслу имени сложно. Форма не меняется, но содержание может уводить совсем не в сторону божественного.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Мысли о богословии имяславия
« Ответ #3 : 17 Октябрь 2005, 02:36:06 »
Цитата: Irina
Сущность имени остается неизменной, но само имя здесь, на земле становится мифологическим, обрастает множеством оболочек, через которые пройти к истинному смыслу имени сложно. Форма не меняется, но содержание может уводить совсем не в сторону божественного.


Это справедливо, и дело даже не в исторической профанации, которая есть скорее следствие, внешний результат профанации внутренней. Проходить через эти оболочки всегда сложно, и причина здесь фундаментальная. Даже если имя или догмат не обрастал бы оболочками исторически, он бы всё равно неизбежно облекался (и всегда облекается) в мифологические оболочки в нашем неочищенном сознании. Неочищенный, необоженный ум черпает смыслы для понимания Божественных Имён и Догматов из внешнего или из безблагодатного внутреннего опыта, поскольку иного опыта не имеет, и ничего кроме оболочек ему этот опыт дать не может. Энергия Божия, истинный логос имени или догмата, соединяемая Богом с его формой, становится познаваема человеком постепенно лишь по мере очищения ума от мифологических оболочек, а сердца - от страстей. Поэтому богословие догматическое (созерцание) немыслимо без богословия аскетического (очищения, метанойи).

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Мысли о богословии имяславия
« Ответ #4 : 17 Октябрь 2005, 04:29:26 »
Evgeny, ... извините, собрался было с мыслью, да ежик отвлек... так громко шуршит он в нощи опавшей листвой :D
... В этой теме не нравится мне профанация Имени Божьего. Мы каждый день читаем "Отче наш" и все Священное Писание проникнуто Имяславием. Но почему-то возникают в Церкви партии, которые Имяславие воздвигают своим лозунгом. Даже не хочется ничего на эту тему говорить. Одно хочется сказать: если ты "за", так умри за Имя Божие.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Мысли о богословии имяславия
« Ответ #5 : 17 Октябрь 2005, 05:25:19 »
Просто в сути хотел разобраться, дело не в лозунгах.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Мысли о богословии имяславия
« Ответ #6 : 17 Октябрь 2005, 08:43:21 »
Igor, в этом есть какой-то дух демократии, требующей всеобщего внешнего признания истины, и сейчас имеет продолжение: было слышно, что за одного почившего  огненного авву (старца) собираются подписи среди людей - чтобы его канонизировать. Демократия, понимаешь... До этого Бог Сам своих святых прославлял, а сейчас вот так.
Простите меня

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Мысли о богословии имяславия
« Ответ #7 : 17 Октябрь 2005, 11:48:36 »
Цитата: Evgeny

Это справедливо, и дело даже не в исторической профанации, которая есть скорее следствие, внешний результат профанации внутренней. Проходить через эти оболочки всегда сложно, и причина здесь фундаментальная. Даже если имя или догмат не обрастал бы оболочками исторически, он бы всё равно неизбежно облекался (и всегда облекается) в мифологические оболочки в нашем неочищенном сознании. Неочищенный, необоженный ум черпает смыслы для понимания Божественных Имён и Догматов из внешнего или из безблагодатного внутреннего опыта, поскольку иного опыта не имеет, и ничего кроме оболочек ему этот опыт дать не может.


Да, Евгений, согласна с вами. Используя слово «история», я хотела лишь подчеркнуть масштаб накопленного опыта.

onomatodox

  • Гость
Мысли о богословии имяславия
« Ответ #8 : 16 Ноябрь 2005, 10:48:23 »
Цитировать
По изучении материалов споров по имяславии мне показалось что суть разногласий сводится вот к чему: каким образом Энергия Божия соединяется или содержится в Имени Божием?

Энергия Божия не соединяется и не содержится. Энергия Божия сообщается. Бог - это Слово, поэтому все его энергии суть языки, на которых Он общается и сообщается.  :saint Соединяться, содержаться - это из тварного мира понятия. Суть любых богословских споров - в религиозной природе богословия. Богословие нужно сделать наукой, тогда и споры будут разрешаться. Имхо, это самое большое недоразумение - спор верующих  :pope Я, к примеру, ваще не могу понять, о чем спорят попы по данному вопросу. У Иоанна ясно скзано: Я сообщил им Имя Твое и они сохранили Его. О чем тут можно спорить? Что тут непонятного?  :think