Исихазм

Автор Тема: По образу и подобию  (Прочитано 5212 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: По образу и подобию
« Ответ #15 : 16 Июнь 2011, 10:16:57 »
сам я это недопонимаю, но ценю книгу Георгия Мандзаридиса "Обожение Человека" по учению святителя Григоря Паламы.

Вот фрагмент из нее: курсив мой
Цитировать

При таком разнообразии формулировок характерную позицию занял святитель
Епифаний Кипрский: "Вообще, не нужно определять или утверждать, в какой
части нашей природы запечатлен образ Божий, но мы должны просто
признать, что образ есть в человеке, чтобы не отвергать благодать Божию
и не отказываться от веры в Него, ибо всё, что говорит Бог, - истина,
даже если это в некоторых отношениях и выше нашего понимания" .

Многостороннюю динамичную концепцию "образа" можно найти и в трудах
Григория Паламы. Он почти всегда проводит различие между "образом
Божиим" и тем, что "по образу Божию". Это различие - в опровержение
Цельса - было отмечено ещё Оригеном: образ Божий - Его Единородный Сын,
тогда как человек сотворен по образу Божию . Палама, как и другие отцы
Церкви и церковные писатели, иногда называет человека образом Божиим, но
подчеркивает при этом, что тождественным образом Бога является только
Сын .

Следуя александрийской богословской традиции, Григорий Палама видит
образ Божий прежде всего в уме человека, высшей части его природы:
"Образ" находится не в теле, а в уме, высшей части человеческого
естества.
Если бы в человеке было что-нибудь ещё более высокое, тогда
"образ" находился бы там" .

Подобно различию между сущностью и энергиями в Боге, есть различие между
умом и его энергией. Энергию ума, проявляющуюся в виде мысли и интуиции,
не следует ни отождествлять с умом, из которого она исходит, ни
совершенно отрывать от него. Энергия ума связана с сущностью ума, будучи
его выражением, хотя она и отлична от его сущности, как следствие от
причины .
Здесь мы видим, как Палама раскрывает новый аспект
многозначного понятия "по образу".

Но святитель Григорий идёт ещё дальше в изучении "образа" в человеке.
Подобно Богу-Троице, то есть Уму, Логосу и Духу, человек, сотворенный по
образу Божию, получил в наследство триединство ума, слова и духа. От
человеческого ума порождается слово и производится дух, как от Отца
рождается Сын и исходит Святой Дух. Конечно, это соответствие не
абсолютно, но в нём раскрывается отражение Бога-Троицы в человеке,
сотворённом по Его образу .

Используя применительно к Пресвятой Троице психологическую аналогию,
близкую к триадологии Блаженного Августина, Палама представляет Третье
Лицо Троицы безграничной и вневременной любовью Отца к Сыну и Сына к
Отцу.
Само собой разумеется, что использование этого образа ни в коей
мере не противоречит антилатинскому учению святителя об исхождении
Святого Духа. Представляя Третье Лицо Пресвятой Троицы взаимной любовью
Отца и Сына, святитель Григорий разъясняет, что "взаимность"
рассматривается в свете действия Святого Духа, а не Его сущностного
происхождения: "Вечная радость Отца и Сына есть Святой Дух, ибо действие
послания является общим делом Лиц Св. Троицы; сущность же Его происходит
только от Отца, и, следовательно, когда дело касается Его сущности, Он
исходит от Отца" .

Согласно этой тринитарной модели, человеческий дух, сотворённый по
образу Божию, есть любовь ума к слову. Таким же образом Палама объясняет
естественную для человека жажду духовных знаний .


Подобно тому как Бог содержит и сообщает жизнь миру через Свой Дух, так
и человеческий ум через свой дух содержит и оживотворяет тело. Это, по
мнению святителя Григория, делает "образ" в человеке более совершенным,
чем в Ангелах. Ангелы, сотворённые подобно человеку по образу Божию,
имеют ум, слово и дух, но их дух не обладает творческой силой, так как с
материальным телом не связан, и в этом отношении он ниже духа человека .

Палама в традициях православного Предания учит, что душа человека - не
пленница тела и не стремится к освобождению, как учили платоники. В
действительности, верно обратное: душа настолько гармонично связана с
телом, что вовсе не хочет покидать его, и только болезнь или другое
внешнее воздействие могут вынудить её к этому . В силу подобного
отношения души и тела "образ Божий" динамично охватывает всего человека,
однако при этом его физические и духовные начала не смешиваются.
Таким
образом, Палама излагает традицию, разработанную святителем Иринеем
Лионским, согласно которой "образ" прилагается ко всему человеку, к телу
и душе его .
********************
********************
********************
Концепция человека как микрокосма и средоточия всего творения -
концепция, согласующаяся с древнегреческими представлениями и мнением
отцов Церкви, - присутствует и в антропологии Григория Паламы.
Весь
чувственный мир был сотворен для человека, поэтому человек был создан
последним, как венец творения, вершина всех созданий Божиих и украшение
не только видимого, но и невидимого мира .

И, наконец, Григорий Палама называет свободную волю бесценным даром
человеку, сотворённому по образу Божию. Святые Василий Великий, Григорий
Нисский, Иоанн Дамаскин и другие отцы Церкви также считали ее важнейшей
частью образа Божия .
Хотя проявление свободной воли уже явилось
причиной грехопадения, но и после Пришествия Христа и возрождения Им
человеческой природы исполнение Божественного замысла о человеке
продолжает зависеть от его произволения.

Человек, таким образом, имеет свое начало в Боге и существованием своим
отражает Бога. Он обязан своей жизнью доброй воле и Промыслу Божиим, а
руководство и защита Творца позволяют ему исполнить своё высокое
призвание. Без Бога человеческая жизнь лишена всякого смысла. Смысл и
цель жизни могут быть найдены только в близости к Богу и Его благодати.
Без Бога человек не может царствовать на Земле и не может самостоятельно
придать смысл своему бытию; оно было даровано ему при сотворении Богом,
создавшим его по Своему образу и предоставившим ему возможность
личностного развития и совершенствования. С самого момента сотворения
человек стремится приблизиться к своему Первообразу-Богу, то есть
достичь обожения . В святоотеческих творениях описание движения человека
от образа к Первообразу часто выражается словами "достигать уподобления
Богу".


Из книги Бытия мы знаем, что, решив создать человека, Бог сказал:
"Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1, 26).
Слово "подобие", использованное в Септуагинте, выражает нечто
динамичное, ещё не осуществившееся, а слово "образ" обозначает
реализованное состояние, первую ступень на пути к "подобию" .
Однако
большинство современных толкователей Библии не отмечают различия между
двумя терминами, ссылаясь на еврейский текст, в котором два слова
"tselem" и "hemouth" (Быт. 1, 26.) по существу синонимичны . И Григорий
Палама в большинстве своих трудов, причём наиболее значительных, не
настаивает на различии между "образом" и "подобием", однако в некоторых
случаях он пишет об этом различии и применяет термины, верно следуя
святоотеческому преданию.

То, что "по образу", уже принадлежит всем людям, а то, что "по подобию",
мы имеем лишь в потенции. "
... Все люди, - замечает Григорий Палама, -
по образу Божию и, возможно, также по Его подобию"
. Достижение
богоподобия - цель человеческой жизни; исполнение этой задачи Бог не
навязывает человеку, но предоставляет его свободной воле. С одной
стороны, свободно подчиняясь Божией воле, человек может совершенствовать
в себе "образ", развивая черты сходства с Богом . С другой стороны, у
человека есть возможность пренебречь Божией волей, сводя на нет цель
своего создания.
В таком случае его жизнь теряет смысл. Именно это и
случилось с Адамом, когда он послушался диавола. Отвергнув Божию
благодать, он лишил себя божественной славы, в которую был чудесно
облечён, и разрушил в себе черты "подобия", полученные им по благодати .
Другими словами, грехопадением человек лишился возможности общения с
Богом и причастия божественной жизни, то есть лишился истинной жизни,
ибо как дух человека сообщает жизнь телу своей животворной энергией, так
и Дух Божий наделяет человека богоподобной жизнью с помощью Своей
благодати: "Святой Дух заключает в Себе жизнь, и причастные Ему будут
жить богоподобно, божественной и небесной жизнью" .

И наоборот, следствием удаления души человека от животворного Духа
является ее смерть; точно так же наступает смерть тела, если его
покидает животворный дух человеческой души . Григрий Палама, сравнивая
"образ" и "подобие" человека и Ангелов, приходит к выводу, что по
"образу" человек превосходит ангелов, а в "подобии" явно уступает им.
Ангелы, облечённые благодатью Божией, суть свет, в славе уступающие
только Самому Богу, тогда как бесы, лишённые Его славы и даров,
исполнены мрака .

полный текст (и далее) – здесь
http://korolev.msk.ru/books/dc/5277.txt

к сожалению, в инет-версии (из того, что нашел) не сохранены ссылки на работы Паламы.
В самой книгt Мандзаридиса указано, что этот вопрос Палама исследует, прежде всего, в труде "Глав естественных, богословских, нравственных и деятельных сто пятьдесят", гл. 35-38, 39, 64

в библиотеке форума этого труда нет
DOC
http://lib.cerkov.ru/preview/1887

DJVU
http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/istorija_srednevekovaja/palama_grigorij_sto_pjatdesjat_glav_2006/8-1-0-1002

« Последнее редактирование: 16 Июнь 2011, 10:55:48 от прозелит »

Vacheslav

  • Сообщений: 879
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Re: По образу и подобию
« Ответ #16 : 16 Июнь 2011, 11:35:08 »
Образ Божий в неискаженном виде -- есть сам Иисус Христос, Мы сотворены по Образу Божьему т.е. по Сыну Божьему Иисусу Христу. Грехопадение исказило этот образ в нас и теперь мы можем найти себя, восстановить нетленную природу, только в самом Христе и через Него. Иисус Христос -- это -- подлинник, а мы -- нелицензионные копии, пока не соединимся со Христом. И с этого самого Подлинника только и возможно воссоздать нашу поврежденную грехом природу.
Так Бог может восстановить невосстанавливаемое в нашем понимании посредством Сына Своего Единородного Иисуса Христа. :-)

 А подобие Божие, даже если его нет в оригинальном переводе, возможно не случайно использовано в Синодальном переводе для нашего понимания. Т.е. мы подобны Богу в том смысле, что мы можем стать сопричастиками Божьей жизни, Богами по благодати силой Единого Бога. Тут слово подобие и направляет нас к истинному пониманию Образа и Подобия. Т.е. подобны Богу -- Боги по Благодати, а никак не автономные от Единого Бога создания.
« Последнее редактирование: 16 Июнь 2011, 12:06:50 от Isihslav »
Горé имеем сердца !

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: По образу и подобию
« Ответ #17 : 16 Июнь 2011, 16:54:18 »
Существует (так и должно быть) довольно много символических толкований этих понятий "образ и подобие", в зависимости от уровня понимания и восприятия того, кто это излагает и того, кто это слушает. В таинственном аскетическом смысле я бы предложил, имхо, такое толкование.

Относительно образа  я бы поддержал изложенное выше толкование Паламы (более простым языком излагающего ту же модель [не ментальную схему, сторонникам этой уже несколько приевшейся самой по себе ментальной схемы отношения к наследию отцов просьба не напрягаться понапрасну, это все написано не для них], что и у Максима Исповедника).

То есть образ это -- ум, слово и дух (ум, разум и дух у МИ). Дух -- это то, что соединяет слово с умом и контролирует (пока еще невидимо для человека) низшую, животно-растительную часть души. Все это у обычного человека пока еще расположено (встречается вместе, взаимодействует)  в словесной области (середина гортани - верхняя часть груди), то есть у входа в сердечную область, и потому является пока еще только образом Божиим в человеке. Взаимодействует же все это (в лучшем случае) таким образом. При внимательном (для ума) чтении словес Писания или писаний отцов (то есть Преданию) отзывается дух, то есть возникает некое просветление, вдохновение в словесной области. И наоборот, при молчании ума под воздействием духа, который "неизвестно откуда приходит и куда уходит", в словесной области возникают сами собой слова, которые кажутся не своими собственными и которые, если не противоречат Преданию, бывают так, как сказано в Писании: "Отверзу уста моя и исполнятся Духа". А если противоречат -- чаще всего вызваны совсем иным духом.

При переходе от образа к подобию (а в аскетическом смысле -- при переходе от внешнего делания к внутреннему) возникает, имхо, совсем иная схема, подобная по структуре первой, но захватывающая иные области и действующая с иной силой и другим уровнем понимания происходящего.  Слово (молитвы, и это уже Сын Божий, "Сам ставший Своим собственным Символом" по выражению МИ) опускается до середины груди при благоволении Отца, почивающем в уме подвижника, и там совершается словесная литургия, то есть Слово при содействии Духа закалает Сам Себя и приносит в жертву Св. Троице. "В едином действии Св. Троицы Отец благоволит, Сын самодействует, а Дух содействует самодействию Сына", как пишет об этом МИ. Дух человеческий при этом уже не неизвестно где обитает и откуда приходит, а совершенно ясным образом связывает разум человека (левая половина груди, то есть собственно сердце или верхняя часть души) с умом  с одной стороны и с животной частью души (середина живота или нижняя часть души) с другой. Действие такой молитвы видимым образом очищает обе части души и делает человеческий дух способным привести их в гармонию друг с другом и с умом (и в перспективе со всем творением, гармонизируя логосы всего перечисленного). В результате Дух, Который, действительно, "неизвестно откуда приходит и куда уходит" посещает явным образом сердце такого человека, и тогда он, на какое-то время, становится храмом Св. Троицы, жилищем и в полном смысле этого слова подобием Бога

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: По образу и подобию
« Ответ #18 : 19 Июнь 2011, 03:21:47 »
Образ Бога это не только дан для апостолов,которые с Иисусом Христом жили и переняли Его образ жизни,сменили образ жизни..И молитвы должны быть к Богу чтобы стать похожим в образе жизни на Бога,таким же добрым безгранично для всех,не только для клана,каких то людей или даже страны России,а для индейцев из племени кроу тоже должны быть добрыми,для всех должны мы служить как Бог не смотря на политический строй-какая измена если враги Отечества Израэля просили помочь Иисуса Христа и Он зная что они Его убьют оказывает им помощь,лечит слугу какого то сотника..Все черты Иисуса Христа -подражаемы -можно и по воде ходить когда тонут люди,и помочь им -можно и поделится одеждой,питанием с теми у кого нет..Надо становится похожили в образе жизни на Иисуса Христа-чтобы Он узнал своих  по характеру,а Его характер как у Бога Отца -которого никто не видел..
Много надо изменить и просить Бога в молитвах не-дай дАЙ ДАЙ-потом выбрасывают на мусор -перебрали,испортилось,переели-опухли от пьянок -спились-Превратить воду в вино-и с этой просьбой конечно могут священики обращаться-были случаи причащали компотом или морсом из ягод -не было вина. но когда весь виноград идёт алкоголикам пьяницам-то это не дело просим..каЖдых Наверное Бог слышит но решения не всегда в пользу просителей,.Тело люди хотят укрепить упражнения Тай дзы или натренировать себя так чтобы все боялись подойти например к человеку,надуть мышцы и показать кто в доме хозяин Я или мыши..всё это пройденые эксперименты с мышцами до пороха-и то лучники побеждали всяких борцов,и сильных людей..Злобу истребить в себе можно..
Я сам злой и злые кругом,хочу весь злой мир изменить,молюсь чтобы злюки,стали как бы от зла безсильные-вот разозлился и упал в обмарок..Чтобы весь [порох превратился в мёд,а весь атом превратился в муку, долго думал -змеи чтобы потеряли яды,ну что за жизнь такая..]Почему мы такие -непонимаю,так не похожи на Иисуса Христа-потому ни к кому у меня нет положительных каких то завистливых мыслей-всё что то не так..Невозможно занятся добрыми делами,что такое не знаю..Вот нашел Дарью -вся занятая поехала в день рождение мужа неизвестно куда со мной за старыми вещами для нищих мексиканцев..Ну что за время такое..Интересно-кулаки спаслись..Чтото не видно памятника кулакам и прославили их или нет..Не все страдания угодные Богу..
Страдания спортсменов-или вот доктор Геворкян-не давно умер,тут его поминали-как он убивал людей,безнадежно больных,которых мучала боль,хотя сам умер в муках -своё изобретение не захотел на себе исдпытать-люди помогают убивать,ну куда это годится,,.Готовятся какие то сыворотки-подчистить население земли -По радио выступали христиане сегодня-на канале сборная Тусана протестанты и православные в одной передачи -им канал на всех сделали..Живем плохо,а изменить людей самая главная задача-особенно себя-ведь мы же люди тоже..