Исихазм

Автор Тема: Молитва и поиск "ощущений"  (Прочитано 5854 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Молитва и поиск "ощущений"
« : 03 Декабрь 2005, 02:21:01 »
О. Клеопа выразил очень важную мысль в одном из сообщений в этой теме, мне показалось важным выделить это в отдельную тему. С позволения Клеопы копирую его слова:

______________

Молитва ищет Бога. Медитация ищет состояние. Чувство. Ощущение.

Так бывает, к сожалению, часто. Это достаточно распространённая среди новоначальных ошибка. Об ней надо просто знать, иметь её в ввиду. Это не прелесть, но это то, что может привести к ней.

Вот, Господь впервые посещает человека своею благодатию, призывающей благодатию новоначальных. Бог рядом и так близок. И кажется так будет всегда. Господь будто мать, которая учит своего ребенка ходить. Время от времени отпускает его, что бы он сам шёл, потом подхватывает вновь, не давая человеку упасть.
Но вот, приходит время - отходит Господь, чтобы было видно произволение человека. Благодать ушла и человек начинает искать её. Плачет, тоскует человек, не понимая, почему он изменился, и ищет любой способ вернуть благодать. И тогд- то многие и впадают в эту ошибку.
Человек, не познавший ещё себя, страстный, начинает часто искать ОЩУЩЕНИЕ. Он пытается вернуть то состояние в котором он находился, ищет тех ощущений, которые он ЯКОБЫ испытал в присутствии благодати. Это происходит от того, что он всю свою жизнь искал услаждения любым способом - физических, душевных и духовных. И когда благодать отходит, то он часто не помнит того смирения, в котором он пребывал, любви, неосуждения других и пр. и ищет просто СЛАСТЬ. И тогда всякие психосоматические явления будут приниматься за благодать. Человек уже не молиться, а ждёт - ага, вот тут защекотало, там кольнуло. А вот теперь у меня и молитва попёрла, да я теперь крутой исихаст, "несмь якоже прочие"!

Это просто морок. Обманка. Бога человек подменяет ощущением.Часто душа соблазняется ими, впадает в гордость и тогда начинаются всякие прелестные состояния во всём их многообразии, а также страхования, хульные помыслы и прочее. (Именно тогда возможны описанные Вами ощущения в паху). И если не очистит её Господь через различные скорби, не приведёт её в чувство - не сможет она сама в своей гордости справиться с этим.

Особенно легко поддаются этому те, кто занимался восточными учениями и практиками, кто имеет опыт медитации, аутотреннинга и пр. Потому что вместе с привычным путём поиска необычных и усладительных состяний, они в человеке развивают гордость и тщеславие. От этого трудно избавиться.

Также необходимо помнить, что пути человеческие - не пути Божии. Господь в сердце человека действует неприметно, тайнообразующе, незаметно для самого человека изменяя его. Наличие каких либо ощущений при молитве никак не может быть критерием качества молитвы.
Вот например, после Причастия человек часто ничего не ощущает. Но незаметно для него самого изменяются его помыслы, его произволение. И вдруг однажды ты понимаешь, что какое-то искушение, которое беспокоило тебя больше не властно над тобой.(Один знакомый говорил - вот когда Причастишься, выпьешь запивки, и в животе так тепло становиться - это и есть Благодать Smile).
Необращённость на себя, на свои чувства служит показателем молитвы на любом её уровне. О. Софроний Сахаров писал ("Видеть Бога как он есть"), что когда ты, находясь на высших ступенях молитвы, предстоя Богу, хотя бы малейшим движением помысла начнешь анализировать происходящее с тобой, то Бог отходит.

Что Вам посоветовать?
Прежде всего - опять и опять - заключайте ум в слова молитвы. Не обращайте внимания на приливы крови в области груди, вызывающие теплоту и пр. - это естественные проявления внимания на молитве. Даже память смертная, раскаяние, а иной раз и слёзы могут быть просто проявлением и спутником внимательной молитвы, а не признаком благодати.
Не ищите никаких ощущений даже инстинктивно.
Не пытайтесь соединять искуственно молитву с дыханием. Постепенно они сами соединяться именно тем образом, как это присуще именно Вам.
Не впадайте в эту распространённую именно в России ошибку, когда главный вопрос -"ТАК ГДЕ ЖЕ ИМЕННО концентрировать внимание - на пупке, губах, гортани, нёбе, соске, шишковидной железе или где то ещё?!" (Отец Сергий у Толстого - много лет - на кончике носа).

Мы с Вами - обладатели огромного богатства - православной аскетической традиции. Черпать из этого источника могут не только монахи, но и миряне. Есть много факторов, которые помогают становлению правильной молитвы. Это частые исповедь и Причастие. Если мы говорим - "Господи, помилуй" - и при этом редко Причащаемся, то мы обманываем самих себя.
Старайтесь бороться со сладострастием его всех его видах и так Вы научитесь бороться с нею именно в молитве.

В монастыре человек имеет прекрасную возможность жить ради других, гореть как свеча, отрекаясь всякого самолюбия. Но и в миру у Вас столько поводов для этого. Научитесь этому деланию и тогда очень скоро Вы обретёте настоящую молитву. Мы должны быть как свеча - пока мы горим, мы сгораем - мы живём. Как только свеча гаснет - мы духовно умираем. Оглянитесь вокруг - Ваша жена, дети,родители, близкие, друзья - отдавайте им всего себя, отрекаясь всякого самолюбия - и скоро увидите плоды. Не стесняйтесь дарить им свою любовь. Будьте в мире с ними. Не добивайтесь справедливости, не осуждайте. В доме Вашем пусть будет порядок и чистота, одежда опрятная - внешний беспорядок показатель внутреннего духовного состояния и молитвы. Если есть у Вас хороший священник, которому Вы можете открывать свои помыслы - делайте это чаще, слушайтесь его.

Это путь прямой, непреткновенный. И Тогда Тот, которого Вы так ищете и желаете - всегда будет с Вами.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Молитва и поиск "ощущений"
« Ответ #1 : 03 Декабрь 2005, 03:03:37 »
Хорошо говорит Клеопа, направляя на высшие ступени молитвы. Но есть и другие ступени, и другой - также православный - опыт. Об этом мы - как-то вяло, наверно, из-за сложности с ломкой стереотипов - говорили в теме о двух типах аскетической практики в православии - http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=737

И второй тип аскетической практики, известный больше по житиям, подарил великое множество святых, исполняющих волю Божию и творивших дивные чудеса.

И еще замечание, да простят меня монахи. Вот эти "привычные" слова: Мы с Вами - обладатели огромного богатства - православной аскетической традиции. Черпать из этого источника могут не только монахи, но и миряне. Если же скажу: Черпать из этого источника могут не только миряне, но и монахи - может тогда маленькое потрясение из-за перемены слов напомнит нам, что прежде всего мы - христиане, и нас всех Бог призвал к святости.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Вопрос про два пути
« Ответ #2 : 03 Декабрь 2005, 14:18:25 »
Цитата: Alexander
И второй тип аскетической практики, известный больше по житиям, подарил великое множество святых, исполняющих волю Божию и творивших дивные чудеса.


Александр, добрый день.
Простите пожалуйста за непонятливость, но я читал и ту ветку куда Вы указывали и из этого сообщения никак не могу уразуметь - что же за два пути аскетизма? Если можно, поясните пожалуйста для непонятливых вашу мысль.
Спасибо

Kosach

  • Гость
Молитва и поиск "ощущений"
« Ответ #3 : 03 Декабрь 2005, 19:39:44 »
Владислав
Мне тоже казалось, что в той ветке мы пришли к выводу о том, что не было  никаких два пути, а было несколько типов литературы об аскетике, а Александр опять о старом...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Молитва и поиск "ощущений"
« Ответ #4 : 03 Декабрь 2005, 21:12:40 »
Владислав, поясню чуть позже.

Поправочка. Kosach,  Это Вы попытались свернуть ту тему к литературным типам, а я ее оставил до созревания.

Kosach

  • Гость
Молитва и поиск "ощущений"
« Ответ #5 : 03 Декабрь 2005, 22:18:12 »
Alexander
Тогда постарайтесь кратко изложить Вашу точку зрения, потому что , видимо, осталась туманной для читателей Ваша трактовка неких двух путей аскетики ( тогда почему двух, а не более, ведь, например, типов святости гораздо больше)

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Спасибо, подожду
« Ответ #6 : 03 Декабрь 2005, 23:03:16 »
Спасибо, подожду