Alexander:
Проникшее в христианство мнение о непоправимой испорченности плоти (и женщины, производящей плод) никак не назовешь новозаветным - в отличие от ветхозаветного почтения к телу, женщине, браку и чадородию.
Здесь стоит обратить внимание на огромное различие ментальности Иудеев и Еллинов.
Заметим, что учение о воскресении из мертвых в В.З. просматривается только в поздних книгах. Иудейское сознание настолько не представляло человека без тела, что точка человеческой жизни ставилась на разлучении души и тела. Развоплощенность не считалась формой жизни. Развоплощенная душа могла находиться только в шеоле. Та паримия из Иезекииля, которая читается в Вел. Субботу о воскресении как собирании всех костей человека воедино – очень соответствует иудейскому сознанию. То есть человек только тогда человек, когда душа и тело (пусть новое или обновленное) едины.
Для эллинского сознания развоплощенность – жизненная цель.
Тело и
гроб в греческом - почти омонимы (схожие по звучанию). Душа – птичка в клетке. Отсюда и презрительное отношение к плоти, несмотря на эллинскую эстетику. Следы эллинского мироощущения отпечатались и на страницах некоторых святоотеческих писаний. А в целом, эллинский спиритуализм так и оставался подводным течением в большой реке Восточной церкви. И его реакция на учение Паламы симптоматична.
Нельзя упускать из вида, что для ветхозаветного сознания, несмотря на почтительное отношение к браку и чадородию, всегда было характерно ощущение тленности плоти вследствие прародительского греха:
се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. С одной стороны, иудеи "усердствовали в укреплении себя через рождение", как говорит Максим Исповедник, но с другой – понимали, что именно через рождение они "связывали себя законом греха". Ужас человеческого бедствия в том, что "родовой грех" как вирус заражает человеческий эмбрион уже с момента самого зачатия. Человек рождается уже оторванным от Бога, и уже власть
змия довлеет над ним.
Достойно внимания и то, что в Амбигвах
змий, этот "невидимый фараон" имеет "силу на пупе". Максим Исповедник цитирует кн. Иова, 40, 16 по Септуагинте, которой почти дословно соответствует Елисаветинская библия:
се убо крепость его на чреслех. Сила же его на пупе чрева (40,11).