А как же тогда иначе?Атесисты сейчас практически все. Что мы, бороться не должны? Если мы не будем убеждать людей, то исчезнем совсем. Все больше противников христианства болтают о Средневековье, инквизиции, ограничении личной свободы, о любви к жизни-и думают, что христианство против этого.
По-моему, нет никакой разницы между гордыней и гордостью - эту разницу придумали люди гордые чтобы оправдать свою гордыню. А заповедь про другую щёку, имхо, говорит о том, что в ответ на наезд урода не надо становиться уродом самому. А откуда ты в конце концов знаешь, что этот человек урод? Есть ли вообще уроды на свете?
В ответ на зло, не порождай зло. В ответ на агрессию, не испытывай агрессию - прежде всего внутри себя, внешнее поведение не так важно.
Когда ты в молитве видишь, насколько мы все связаны между собой, как одно зло влечёт другое, как каждый убивает свою душу и как ты сам в этом участвуешь, какая здесь может быть гордость?
Если ты кого-то защищаешь физически, не нужно испытывать при этом гнев и ненависть. Вообще никогда не потакай гневу и ненависти - как только они появляются, выталкивай их из себя Именем Божиим.
Гордость, гордыня... - это всё от слова "Я", от самости, от самолюбия. Гордость-гордыня порождает гнев, раздражение, высокомерие - а это ловушки человеку.
Можно быть сильным человеком, воином (были же монахи-воины), но при этом быть кротким, лишённым самолюбия человеком. Знаете ли вы, какая это небесная красота - человек, могущий убить - и к сожалению убивавший! - одним движением и при этом невероятно кроткий и любящий? Смирение приходит от многих страданий и молитв. Это - проявление силы, проявление абсолютной чистоты сердца, абсолютного владения над скотами этого мира. Теми скотами, которые гордым человеком владеют безраздельно.