О монашеском чине и житии, или как проводить 24 часа дня и ночи
И вот, чадо, начинаю сперва повество¬вать тебе, как должно проводить тебе время. Хоть и часто, в тысячах поуче¬ний и писем, я тебе говорил это, все же снова вкратце излагаю тебе кое-что не¬обходимое. И услышь чин. В семь часов пополудни — время святогорское*, — после того как поешь положенную тебе еду, поспи три или четыре часа. И когда проснешься, совершай вечерню по четкам. И когда закончишь, приготовь кофе как помощь в бдении. И когда его выпьешь, начинаешь повечерие. Тихо, без голоса и без света. Читаешь и Акафист Пресвятой Богородице. И ког¬да закончишь, встань, если можешь, прямо, держа руки скрещенными, и говори эту молитву умно, без света, ибо свет рассеивает ум:
«Господи Иисусе Христе, сладчайший Отче, Бо¬же и Господи милости и всея твари Творче, призри на смирение мое и вся грехи моя прости, яже во все жития моего время содеях даже до сего дне и часа, и пошли Пресвятаго и утешительнаго Твоего Духа, яко да Той мя научит, просветит, покрыет, еже не согрешати, но с чистою душею и сердцем чтити и покланятися, славословити, благодарити и возлю-бити от всея души и сердца Тебе, сладчайшаго мое¬го Спаса и благодетеля Бога, достойнаго всякия любве и поклонения. Ей, благий Отче Безначаль¬ный, Сыне Собезначальный и Пресвятый Душе, сподоби мя просвещения божественнаго и духовна-
* На Афоне отсчет времени ведется от захода солнца. — Ред.
го ведения, да созерцая сладкую Твою благодать, ею понесу тяготу сего моего нощнаго бдения и чистыя воздам Тебе моя молитвы и благодарения, молитва¬ми Пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь».
Скажи затем и свои собственные слова, какие можешь и как знаешь, побуждая благоутробие Бо-жие к милости и любви. И когда сильно устанешь, присядь. И приведи себе на ум разные благие вос¬поминания: смерть, вечную муку, Суд Второго При¬шествия. И восплачь, сколько тебе даст Бог. И затем направь свой ум в рай, к наслаждению правед¬ных, к вечным благам. И благодари Благого Спаси¬теля и благодетеля Бога.
И затем поднимаешься и совершаешь правило. И снова садишься. И читаешь Жития святых и дру¬гие умилительные и полезные книги. И если придет к тебе сон, поднимаешься и начинаешь службу. И когда все закончишь, часы и канон по четкам, как я тебя научил, тогда садишься и отдыхаешь. Немного спишь, пока не рассветет.
И когда встанешь, пьешь горячее с 25 драми* хлеба или сухарей. И начинаешь делать свою рабо¬ту, непрестанно говоря умом Иисусову молитву. И если у тебя есть время, читаешь и безмолвно пла¬чешь. И готовишь свою еду в меру, как я тебя на¬учил, пользуясь как меркой консервной банкой". Так вот, из одной такой банки, наполненной сухой фасолью или рисом, получается две тарелки еды и хватает на два дня, поровну на каждый. И когда хо¬рошо уварится, ешь в семь часов после полудня с 50 драми хлеба или сухарей. И если разрешен елей — во вторник, четверг, субботу и воскресенье, — кладешь его в тарелку до 10 драми. И, если у тебя есть, кла-
' Драми — греч. мера веса. 1 драми равен 3,2 грамма. — Перев. " Имеется в виду консервная банка из-под молока емкостью 400 мл. — Перев.
дешь немного сыра, яйцо, сардину или десять мас¬лин. И то, что у тебя есть — фрукты или сладкое, — ешь на трапезе всего понемногу во славу Божию. Ешь и имей смирение, чтобы не осуждать других.
И после полудня у тебя нет благословения при¬нимать для разговора никого — ни монаха, ни мир¬ского. Кто бы он ни был, пусть приходит утром.
Этот чин должен соблюдаться. И будь то Пасха, или Рождество, или Масленица, все равно ешь один раз в день. И в Чистый Понедельник не держи трех¬дневного поста*, а пей в эти три дня горячее с лом¬тиком хлеба или сухаря, когда стемнеет.
И во всем имей меру и рассуждение. Но по¬скольку я тебе это часто говорил и чин ты уже зна¬ешь, то не буду повторяться, ибо по прошествии времени делание с помощью благодати умудрит вас во всем остальном. Аминь.