Исихазм

Автор Тема: Символ воздушного пространства  (Прочитано 3774 раз)

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Символ воздушного пространства
« : 02 Сентябрь 2007, 23:20:35 »
С недавнего времени пытаюсь внимать опыту святого Иоанна Лествичника, выраженному в его работе "Лествица". И по ходу чтения стали возникать вопросы, на которые я - ввиду своей малой "подкованности" в христианстве - ответить не могу. Может быть, более опытные и знающие люди помогут. Дело вот в чем: я не очень хорошо знаком с космогонией христианства, но чаще всего приходится встречать трехчастное разделение миров - если так можно выразиться - на ад, землю и рай. Притом ад здесь мыслится как что-то низшее по сравнению с землей (встречались также размышления на тему "нижних" и "верних" вод, "тверди", короче говоря, на тему символики, находимой в первых главах "Бытия", но в это пока вдаваться не хотелось бы). Читая Иоанна Лествичника я обнаружил вот какую интересную вещь: возвышение по "лествице" мыслится как восхождение от мира земли через некое "воздушное пространство" - в рай. Ясно, что это не нужно понимать материалистически, здесь явно имеет место символический момент (подобно многим другим местам в этой работе: например, символ Египта как распущенной жизни в миру, символ Моисея как учителя и духовного наставника и т.д.), потому что модель "воздуха" ("ветра") и соответствующих характеристик всплывает в совершенно неожиданных моментах (сама "Лествица" несет, скорее, практический и этический оттенок, чем космологический и метафизический - поэтому ждать здесь каких-то размышлений о структуре чинов по типу Дионисия Ареопагита едва ли приходится).

Уже во вступлении к работе (относящемуся к перу совсем другого автора) говорится о наставлениях по прохождению "князей воздушных".
"Итак надеемся о Господе скоро получить и облобызать ожидаемые нами драгоценные, на скрижалях оных, начертания, которые могут служить непогрешительным наставлением для истинных последователей Христовых и, как лествица, утвержденная даже до небесных врат (Быт. 28, 12) возводит произволяющих,
чтобы они безвредно, безбедственно и невозбранно проходили полчища духов злобы, миродержателей тьмы и князей воздушных" (послание Иоанну)

Тут, естественно, напрашивается параллель с Павлом (Еф. II: 2), который говорит о "князе, господствующем в воздухе" (ни в одном месте Нового Завета такое соотнесение дьявола и воздуха больше не обнаруживается).

Интересно также упоминание "перемен воздуха" наряду с "сиянием солнца" и "излияниями света" (которые неоднократно далее соотносятся с небесным миром). В этом пассаже Бог мыслится просто как источник всего, охватывающий и уже упоминавшийся уровень воздуха.
"Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть бо лицеприятия у Бога" (I: 3)
То, что это не просто "наивное" описание природы, а глубокий симолический момент, легко понять, если обратить внимание на совершенно немыслимые в рамках контекста упоминания "дыханий нечистых ветров" или "непостоянной [то есть переменчивой - С.В.] воды духов воздушных".
"Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина - молчание помыслов при тонком смущении души; а конец - непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров" (VIII: 4)
"А иные с болезнию произносили: убо прейде ли душа наша воду непостоянную духов воздушных" (V: 22)

Смысл здесь заключается в соотнесении "непостоянства" воздушной сферы с непостоянной, изменчивой, бурной природой страстей и помыслов, находящихся под влиянием этих страстей (в противовес статичности чистого Ума, соотносимого с небесной сферой).

В завершение приведу еще один интересный момент. Здесь прямо подразумевается то, что бесы обитают в "воздушном пространстве".
"Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение" (III: 27)

Есть ли сходные параллели у других авторитетных для христианской традиции авторов? Насколько полно разрабатывается в христианстве идея "воздушного пространства"?
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Символ воздушного пространства
« Ответ #1 : 03 Сентябрь 2007, 00:06:17 »
Цитировать
Есть ли сходные параллели у других авторитетных для христианской традиции авторов? Насколько полно разрабатывается в христианстве идея "воздушного пространства"?
Что ж, Sergey_Voody, вижу внимательное исследование :-) о "духах злобы поднебесной", которые пребывают между небом и землей. С этой темой Вы встретитесь у многих Отцов. Верно замечена их ветреность, непостоянство. Если хотите, их "виртуальность". Они и ни на небе, и ни на земле. Они есть (во зле), но пребывают в (онтологическом) небытии. Заметьте, - очень опасное состояние "между", с которым рано или поздно сталкивается любой подвижник.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Символ воздушного пространства
« Ответ #2 : 03 Сентябрь 2007, 00:57:14 »
Цитировать
встречались также размышления на тему "нижних" и "верних" вод, "тверди", короче говоря, на тему символики, находимой в первых главах "Бытия", но в это пока вдаваться не хотелось бы
Sergey_Voody, прочтите "Шестоднев" Василия Великого. Можете сей труд найти в сети...которая распростерлась между небом и землей :-) .
Да, первый стих кн. Бытия говорит не о том нашем голубом небе, а о космосе, если хотите так принять :-). А "воды вверху" - вот наше голубое небо.

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Re: Символ воздушного пространства
« Ответ #3 : 08 Сентябрь 2007, 00:50:52 »
Оказывается, нужно также рассматривать и символ колеблющейся воды, морских волн и т.д. Пожалуй, именно эти две стихии: воздух и вода - отображают, согласно Иоанну Лествичнику, идею непостоянства, динамичности, изменения; или, предельно обобщая, - страстей и бесов. Потому что "в безумных страстях нет порядка или разума, но всякое бесчиние и неустройство" (XXVI: 40). То есть разум отождествляется с порядком (противоположным хаотичности) и некоей устойчивостью. В этом контексте обретают смысл и слова святого о том, что "никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу" (IV: 92) и что "Умные Силы небесные сослужат безмолвствующему душою, и любовно с ним пребывают" (XXVII: 9)
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Re: Символ воздушного пространства
« Ответ #4 : 08 Сентябрь 2007, 01:00:39 »
Полная подборка цитат из работы Иоанна Лествичника "Лествица", связанных с символом "воздушного пространства" и "морской бездны" (все, что мне удалось обнаружить). Еще раз повторюсь, что подавляющее большинство приводимых высказываний взяты из контекста, в котором не говорится ни о каких погодных явлениях, и вообще привлечение "воздушных" или "водных" символов происходит совершенно неожиданно:

"Итак надеемся о Господе скоро получить и облобызать ожидаемые нами драгоценные, на скрижалях оных, начертания, которые могут служить непогрешительным наставлением для истинных последователей Христовых и, как лествица, утвержденная даже до небесных врат (Быт. 28, 12) возводит произволяющих,
чтобы они безвредно, безбедственно и невозбранно проходили полчища духов злобы, миродержателей тьмы и князей воздушных" (послание Иоанну)

"Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть бо лицеприятия у Бога" (I: 3)

"Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина - молчание помыслов при тонком смущении души; а конец - непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров" (VIII: 4)

"А иные с болезнию произносили: убо прейде ли душа наша воду непостоянную духов воздушных" (V: 22)

"Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение" (III: 27)

Волны не оставят моря; а сребролюбца не оставят гнев и печаль” (XVII: 10)

“Кто другим образом хотел бы победить беса хулы, тот уподобился бы покушающемуся удержать своими руками молнию. Ибо как настигнуть, состязаться и бороться с тем, который вдруг, как ветер, влетает в сердце, мгновенно произносит слово, и тотчас исчезает? Все другие враги, стоят, борются, медлят и дают время тем, которые подвизаются против них. Сей же не так: он только что явился, и уже отступил; проговорил - и исчез” (XXIII: 49)

“Хотящий победить духов словами подобен старающемуся запереть ветры(XXIII: 53)

“Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется” (XXIV: 4)

“Свирепое поистине и неукротимое, мы, смиренные иноки, переплываем море, исполненное многих ветров и скал, водоворотов, разбойников, смерчей и мелей, чудовищ и свирепых волн. Скала в душе есть свирепая и внезапная вспыльчивость. Водоворот - безнадежие, которое объемлет ум и влечет его во глубину отчаяния. Мели суть неведение, содержащее зло под видом добра. Чудовища же суть страсти сего грубого и свирепого тела. Разбойники - лютейшие слуги тщеславия, которые похищают наш груз и труды добродетелей. Волна есть надменное и напыщенное сытостию чрево, которое стремлением своим предает нас оным зверям; а смерч есть сверженная с небес гордость, которая возносит нас (до небес) и низводит до бездн” (XXVI: 15)

“Когда воздух очистится от облаков, тогда солнце показывается во всем своем сиянии; так и душа, которая сподобилась прощения грехов и прежних навыков, без сомнения, видит Божественный свет” (XXVI: 93)

Как ветры в тихую погоду колеблют только поверхность моря, а в другое время приводят в движение самую глубину: так должно заключать и о ветрах тьмы. Ибо в страстных людях колеблют они самое чувство сердца, а в преуспевших уже только поверхность ума; потому сии последние и скорее ощущают обыкновенную тишину свою, ибо внутренность их оставалась неоскверненную” (XXVI: 185)

Как ветры возмущают бездну: так и ярость больше всех страстей смущает ум” (XXVI: 216)

“Кто постиг безмолвие, тот узнал глубину таинств; но не вошел бы в оную, если бы не увидел и не услышал прежде дыхания бесовских ветров и возмущения волн искушений; а может быть ими и обрызгался” (XXVII: 26)

“Если ты неослабно в сем делании подвизаешься, то и к тебе приидет Полагаяй пределы морю ума твоего, и скажет ему в молитве твоей: деселе дойдеши и не прейдеши” (XXVIII: 17)
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон