Куда же на Ваш взгляд, уважаемые форумчане, делся некогда великий образ Святой Руси?
______________________________________________________________________
Святая Русь
Свято всякий русский человек любит Родину.
И в том, как относятся русские люди к России, есть много отличного от отношения иностранцев к их родным странам.
Русские люди не только любят свою землю, как место Родины своей и возможность вести тихую жизнь, какую она им даёт, - русские чтут Россию, как святыню души, молятся на неё. Чудным образом любовь к родной стране переплетается у них с верой в Бога. Счастливым и вожделенным делом они считают умереть за Родину, и всё их восторженное и особенное чувство к России так понятно выражается двумя словами : «Святая Русь».
Отчего же одна из всех стран в мире зовётся «Святою»? В чём отличие того народа, который приложил к имени своей земли это великое слово «святая» и иначе не зовёт?
Да, велико значение этого наименования Руси, и глубокий скрыт в нём смысл. Это слово указывает и на особое Божье избрание русского народа, и на особые его духовные цели и стремления.
Был в древности один священный народ, происходивший от избранных Богом праведников. Сам Господь вёл его чудными путями, дал ему и земное могущество; мог он получить и будущую небесную славу.
Этот народ был иудеи. Но этот избранный народ не остался верен Божьим заветам; во главе его стали лица, заменившие живую сердечную веру сухим выполнением некоторых внешних обрядов. Иссякла в нём животворная любовь. И когда Бог любви послал в мир для спасения людей, для снятия проклятия за грехопадение первого человека – Своего Сына, - не признали иудеи Христа, и Сын Человеческий был распят в Иерусалиме на кресте. А тот светлый удел, который мог стяжать себе этот народ, навеки погублен страшным воплем пред осуждением Пилатом Христа : «Кровь его на нас и на чадах наших».
Избранный народ отторгся.
После вознесения Христа на небо Его апостолы разошлись по всему миру с проповедью, и не та Азия, где лежит родина Иисуса Христа, не столь близкая к Иудее Африка восприняли евангельскую весть так глубоко, как приняли её юные народы Европы, которые через десять веков по Рождестве Христове почти все без исключения исповедовали Христа, между тем как и поныне почти вся Африка и Азия, кроме европейских поселенцев, погружены во тьму разных заблуждений.
Одной из последних земель в Европе, посвещенную крещением, была Русская земля, и её-то молодому народу Господь и судил стать великим избранником Его, и этой-то земле готовилось великое и дивное имя «СВЯТОЙ РУСИ».
И вот отчего эта земля называется святою.
Бывшие раньше великие государства задавались лишь земными целями – славы, внешнего благополучия и силы. А русский народ так глубоко воспринял кроткое учение Христа, с главною его заповедью любви, что всю жизнь, все стороны жизни этого народа проник собой дух Христов. И не внешнее величие, а повиновение Христу, не земная слава, а Божия правда, не стремление к завоеваниям, а настроение тёплой любви к другим народам, - всею громадою своей строящийся народ, каждый гражданин которого ищет Христа и который весь, в целом, единодушно и единомысленно ищет спасения души всем своим миром – вот что такое Россия. И как свят тот путь, которым достигает спасения отдельный человек, так свят и тот путь, которым ведёт к заветной цели Господь доверившийся Ему русский народ.
Тяжкие испытания терпят обыкновенно на земле Божьи избранники, и на этом пути очищаются дурные их стороны, вырабатываются безпредельная преданность воле Божией; всё мелкое, суетное сходит с души, - и она развивается к добру в этой суровой, но великой школе.
Таков же был путь, пройденный и Россией. Через два века по принятии христианства она подвергается страшному монгольскому игу. Но именно во времена этого трёхвекового бедствия на развалинах гордой, самоуверенной, празднующей вечный праздник и раздробленной Киевской Руси вырастает чудесами Божиими смиренная, тихая, цельная Московская Русь. И эта Русь крепче Киевской. И не сломить её никакой силе, пока живо в душе русского народа то, что сложило эту Русь: вера в Бога.
Так тот же Промысл, который сокрушился на Русь прошлую, передал её лучшие заветы; - упование на Бога и преданность Церкви, - на север Руси, и вокруг без-вестного во времена славных дней Киева селения Москвы воздвиг Русское царство.
Если настроение веры охватило весь русский народ и отдельных русских граждан на своём историческим пути России, то особенно ярко сказывалось оно в жизни правителей народа, его государственных вождей.
В людях, правивших Русью, в противоположность правителям Западной Европы, мы видим одну замечательную черту: преданность своему долгу, убеждение, что дело правления ниспослано им от Бога, как жизненная задача, за которую Бог спросит у них ответа, - и всеми силами души служили они своему народу. Была только одна грустная эпоха, пред игом, когда князья из личных расчётов терзали междоусобием всю Русь. Но зато последующие князья с избытком искупили вины отцов.
Глубоко веруя, - хотя, может быть, и безсознательно, - что Бог ведёт Русь к великому делу, что служить Руси, - значит служить славе Божией, - вожди русского народа отдавали на это служение все свои силы, выше любви к родине ставя только любовь к Богу, и тогда как на Западе отношение народа и правителей представляли собой постоянную борьбу, - русский народ доверчиво и с любовью повиновался своим вождям, в которых видел Божьих избранников.
И по этой вере народа Бог подавал ему хороших правителей, сердце которых, воистину, было в руках Божиих и которые, вдохновляемые Богом, вели народ по угодному Богу пути.
Когда Русь расширилась настолько, что её правители сменили титул великих князей на царское достоинство, тогда установлен был обряд венчания на царство, в котором Господь подаёт своим избранникам благодать к прохождению их великого служения.
Итак, под водительством любимых, Богом избранных вождей, повинуясь им не рабским, а радостным сыновьим повиновением, много раз на своём пути видев непосредственно руководительство Божие, спокойно и право живёт великая Русская земля.
К тем чувствам, которыми окружает она Престол самодержавных своих государей, присоединяет она благодарную память и о прежде потрудившихся самоотверженно и славно вождях русского народа. Многие из этих вождей, своими подвигами при жизни светив своей родине, теперь сияют вечной славою пред престолом Царя царей, своими дерзновенными молитвами служа Руси ещё могучее и действеннее, чем прежде служили её земными силами…
Русскому народу назначено Богом великое призвание. Оно состоит в том, чтобы хранить в целостности и чистоте учение Христово и воплотить воочию понятие о христианском государстве. И когда народы, забывшие Бога, отрекшиеся в государственной жизни от искания правды Божией, стоскуются по Богу, тогда Россия и укажет им на утраченное ими сокровище чистой и тёплой веры. Всегда стоя одна, чуткая к воле Божией, Россия подобно пустыннику вдали от людей, спасающему свою душу, и её столь отличная и уединённая от других народов жизнь так глубоко проясняется словами поэта :
И ангел мне сказал: «Иди, оставь их грады,
В пустыню скройся ты, чтоб там огонб лампады,
Тебе поверенный, до срока уберечь,
Дабы когда тщету сует они познают,
Возжаждут истины и света пожелают,
Им было б чем свои светильники возжечь.»
И тогда Русь – «Богоносица Святая» - поведёт за собой весь мир к царствию Божию…
(цитаты из книги Поселянина Е. (Погожева Евгения Николаевича) (1870-13.02.1931), “Сказание о святых вождях Земли Русской”, 1900 г.)