Материалы для сайта предоставлены О.Г.Ульяновым
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
“БОГОСЛОВСКОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСИХАСТСКОЙ ТРАДИЦИИ” (21–25 сентября 2005 года, Киев)
Международная научная конференция, посвященная осмыслению исихастской традиции, была организована Киевским Религиозно-философским обществом, воссозданным по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, при содействии и участии Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ, Государственной исторической библиотеки Украины, при поддержке Посольства Российской Федерации в Украине. Инициаторами ее проведения были академик Российской академии естественных наук С. С. Хоружий, много лет занимающийся исследованием традиции и издавший фундаментальный труд, содержащий наиболее полную библиографию по исихазму, и профессор Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йоост ван Россум, ученик прот. Иоанна Мейендорфа. Конференция, собравшая богословов и философов Украины, России, Белоруссии, Греции, Словакии, Франции, вне сомнения, стала значительным событием в деле воцерковления общественной жизни, в диалоге между Православием и культурой.
Перед конференцией в храме Рождества Пресвятой Богородицы ее участники молились на Божественной Литургии. Пленарное заседание состоялось 21 сентября в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. Преосвященный Митрофан, архиепископ Переяслав-Хмельницкий, Управляющий делами УПЦ, передал благословение Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, и выступил с приветственным словом. С приветственным словом к участникам конференции также обратился прот. Николай Забуга, ректор Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ. С. О. Захарова, атташе по гуманитарным вопросам Посольства Российской Федерации в Украине, подчеркнула важность проводимой конференции, диалога богословов и философов разных стран, объединенных православной верой.
Прот. Николай Макар (проректор Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ, председатель КРФО) в докладе Актуальность исихастских исследований (нравственно-аскетический аспект) акцентировал внимание участников конференции на понимании того, что христианин должен жить по образу человека не от мира сего, противостоя образу жизни человека от мира сего. Он подчеркнул, что Церковь в период гонений сохраняет твердость в своем стремлении жить по образу не от мира сего. Самым трудным для Нее оказывается время установления мира с внешним миром, ибо именно в этот момент христиане больше всего подвергаются опасностям его влияния. Тогда Церковь через своих святых, подвижников и аскетов начинает напоминать своим членам о надмирности жизни христианина, о необходимости непрестанной борьбы со страстями и похотями мира сего. Но тем не менее мир сей, всячески входя в жизнь христианина, пытается соединить в ней несоединяемое – жизнь во Христе и жизнь века сего. Этот период, характеризующийся ростом гуманистических и секулярных тенденций в обществе, часто становился в истории временем наибольшего подъема исихастского движения, его расцвета.
С. С. Хоружий (доктор физико-математических наук, академик РАЕН, профессор ЮНЕСКО, Москва) выступил с докладом Исихастские штудии сегодня: проблемы и перспективы, в котором проанализировал историю изучения и осмысления исихастской традиции с момента ее зарождения до теперешнего времени. По мнению докладчика, необходимо различать три сферы, в которых совершалась эта работа: 1) само исихастское сообщество, 2) Православная Церковь в целом, 3) инославие и светская наука. Наиболее содержательным и углубленным было продумывание исихазма внутри самой традиции, при том, что оно не являлось для нее самоцелью, а играло вспомогательную роль, формируя ее «внутренний органон» – свод методик и правил для руководства аскета на пути его духовного восхождения. Итогом самоосмысления традиции стал ряд антропологических и эпистемологических открытий, главными из которых С. С. Хоружий считает следующие: 1) «райская лествица» – ступенчастая структура духовно-антропологического процесса; 2) трезвение – специфическая установка или же способ деятельности сознания в подвиге; 3) «ум-епископ» – особая способность управления всем человеческим существом, обретаемая разумом на высших ступенях подвига. Православная Церковь всегда рассматривала опыт подвижников как опыт подлинного общения и единения со Христом. Стремление наследовать этот опыт обусловило два периода расцвета традиции: исихастское возрождение в Византии в 14 в. и Филокалическое возрождение в Греции, России и на Балканах, начиная с 18 в. и до настоящего времени. Особое внимание С. С. Хоружий уделил последнему этапу (с 30-х–40-х гг. 20 в.), принципиальное значение которого усматривает в том, что в качестве источника и основания православного вероучения здесь утверждается неразрывное тройственное единство святоотеческого предания, исихастской аскетики и богословия Божественных энергий. В заключение были намечены актуальные задачи дальнейшей работы: изучение Филокалического возрождения и исследование исихастской антропологии – с тем, чтобы на их основе мог осуществиться «антропологический поворот» в православном богословии.
Профессор Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йоост ван Россум (Париж) в докладе Паламизм и софиология указал, что богословие св. Григория Паламы, центрированное вокруг проблемы познания Бога, является соединением апофатического и катафатического подходов. Настаивание исихастов на возможности для человека видеть Бога еще в земной жизни и лицезреть Несотворенный Божественный Свет стало источником паламизма, различающего в Боге Божественную сущность и Божественные энергии и не пытающегося объяснить это различие, т.е. в конечном итоге остающегося апофатическим богословием. Профессор считает софиологию одним из учений, которые пытались преодолеть апофатический подход в патристике, называет ее формой теологии в философском контексте. Следствием такой попытки явилось отсутствие отчетливого понимания онтологического различия между Творцом и творением, Божественной трансцендентности, адекватное выражение которых, по-видимому, возможно только в богословии св. Григория Паламы, различающем Божественную сущность и Божественные энергии и при этом избегающем рационального объяснения этого различия.
Здесь же, на пленарном заседании, Н. Г. Филиппенко (кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины, Ученый секретарь КРФО) представила участникам конференции второй номер журнала КРФО Христианская мысль, содержащий материалы прошлогодней конференции КРФО «Православие и славянофильская традиция в русской религиозной философии (к 200-летию со дня рождения А.С.Хомякова)», дискуссионной трибуны : «Кто мы? К вопросу о религиозных основаниях цивилизационной идентичности Украины?», публикации по истории КРФО и ранее не издававшиеся беседы «Жизнь и свет» профессора Киевской Духовной Академии, председателя КРФО с 1912 года, редактора-издателя журнала Христианская мысль (1916–1917) В. И. Экземплярского. Было подчеркнуто стремление и нынешнего КРФО, и журнала следовать традиции тех, кто был их первооснователями – неизменно осмыслять реалии сегоднешнего дня в свете православной веры.
22 сентября конференция продолжила свою работу в Институте философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины. На пленарном заседании был представлен ряд интересных докладов.
О. Г. Ульянов (зав. сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преп. Андрея Рублева, Москва) выступил с докладом Эвристика ảντίτυπος, или исихастский эйдетизм, в котором указал на глубинную взаимосвязь между богословием, практикой «умной молитвы» и художественным творчеством в русле традиций исихазма. На основе строго корректного перевода святоотеческих творений (Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, Николая Кавасилы), а также литературных произведений («Диоптры») в докладе было прослежено формирование единой концептуальной системы, связанной с исихастскими воззрениями на творчество. Основной тезис его состоял в том, что «Видимый стал невидимым, дабы стало видно невидимое в нас». В связи с этим существенный акцент перенесен на пневматологический аспект в антропологии исихазма, характеризуемого О. Г. Ульяновым как «богословие Пятидесятницы». В качестве характерного примера полной рецепции исихастской пневматологии на Руси он привлек параллельные места в житийных источниках, посвященных св. Григорию Паламе и преп. Сергию Радонежскому, в частности, чуду тройного схождения Божественного Огня на преп. Сергия во время эпиклесиса, датируемому докладчиком 1/14 февраля 1387 года. Именно в данном контексте и следует воспринимать, как подытожил О. Г. Ульянов, чудотворный образ «Живоначальной Троицы», написанный по благословению митрополита Киприана преп. Андреем Рублевым «в похвалу преп. Сергию Радонежскому». В этом шедевре русской иконописи, ошибочно именуемым в искусствоведении «Ветхозаветной Троицей», заключен, по его мнению, исихастский опыт приобщения к таинству Святой Троицы, дабы видимое «мысленными очами» сохранить для непрестанной молитвы (Лк. 18, 1; Фес. 5, 17). Полемизируя с тенденцией отрицания культурного воздействия исихастской школы, докладчик предложил признать феномен «культурного исихазма».
В. В. Мильков (доктор философских наук, Институт философии РАН), С. В. Милькова (младший научный сотрудник, Институт философии РАН) в докладе Переводная литература эпохи исихазма и ее отражение в творчестве древнерусских писателей констатируют факт присутствия в отечественной книжной культуре средневековья текстов, представляющих теоретический и практический исихазм. Отмечена широкая востребованность в древнерусском обществе таких классических произведений, как «Ареопагитики» и «Диоптра», которые, тем не менее, не породили оригинальных реминисценци й исихастской традиции в произведениях древнерусских авторов. С конца 14 в. в отечественной культуре наблюдается преобладание произведений аскетической классики, которые широко вовлекались в составление оригинальных русских компилляций и отразились в творчестве русских авторов. В докладе проводится мысль о преобладающем влиянии на русскую духовную традицию аскетической практики анахоретов, но не византийского богословского наследия (идеологи уединенной молитвенной аскезы так и не восприняли идей св. Григория Паламы об обожении). Сделан вывод о том, что и Сергий Радонежский, и Нил Сорский могут считаться исихастами не в паламистском, а в древнем и исконном значении этого термина. В этом смысле исихастами можно считать и преп. Антония Печерского, и старцев ближайшего к нам времени.
В. К. Шохин (доктор философских наук, зав. сектором философии религии Института философии РАН) в докладе Исихазм в сравнительном богословии П. Н. Евдокимова отметил, что исихазм, по оценке представителя Парижской школы богословия П. Н. Евдокимова (1901–1970), структурализует и кристаллизует восточно-западные духовные и собственно богословские дивергенции, в первую очередь, связанные с пониманием целей христианской жизни и благодати. П. Н. Евдокимов, в сравнительном богословии которого исихазм как богословие энергий является одной из центральных точек отталкивания православной и католической традиции, обращает внимание на идею Божественной иллюминации бл. Августина, сближающего этого отца Церкви больше с исихазмом, чем с томизмом.
Выступление С. М. Половинкина (кандидат философских наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва) Высылка имяславцев с Афона в Одессу при участии архиепископа Никона (Рождественского) (1907–1914) ознакомило слушателей с контекстом имяславских споров, связанных с богословием почитания Имени Божия и в этом смысле коррелирующихся с исихастской традицией. Докладчик сосредоточил внимание на косвенном участии представителей духовенства Киевской митрополии в развернувшемся в начале 20 в. противостоянии сторонников имяславия и имяборчества: публикации в 1912 г. в Киево-Печерской Лавре третьего издания книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа» (выходу книги в свет способствовали митрополит Флавиан (Городецкий) и будущий священномученик прот. Александр Глаголев, выступивший в качестве цензора). Отмечено также, что после прибытия в Одессу парохода с изгнанными из Афона имяславцами митрополит Флавиан дал разрешение на их размещение в монастырях Украины; описано отношение к ним местных монахов. Упоминается об организации иеросхимонахом Антонием (Булатовичем) обиталища для изгнанных имяславцев в своем имении. Докладчик обратил внимание на записку Императора Николая II обер-прокурору Св. Синода В. К. Саблеру о желательности прощения имяславцев со ссылкой на милосердное отношение к ним митрополита Флавиана в качестве прецедента.
В. А. Малахов (доктор философских наук, Институт философии имени Г. С.. Сковороды НАН Украины) в докладе Позитивность молчания: экзистенциальный анализ раскрыл значение феномена молчания, обращение к которому определяет существенный аспект связи отечественной культуры с православной традицией. Вопрос о содержании этого многоуровневого феномена важен как в плане оценки исторического наследия исихазма, так и для понимания роли и перспектив культуры молчания в условиях современности. Экзистенциальный анализ молчания вскрывает лежащее в его основе позитивное состояние души – внимание, терпение, заботу. Всматривание в смысл молчания позволяет осознать и специфические формы его проявления в культуре восточно-славянского мира в сочетании таких молчаливых нравственных качеств, как кротость, смирение, столь редко по достоинству оцениваемых в наше громогласное время.
На секциях тематика докладов сконцентрировалась вокруг двух направлений: “Богословское обоснование и осмысление исихазма” и “Философское осмысление исихазма”.
Особый интерес на первой секции вызвали несколько докладов. В выступлении диакона Андрея Глущенко (кандидат богословия, зав. кафедрой Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ, член Совета Киевского Религиозно-философского общества) "Внутреннее благо и истинное ведение": вера в аскетической системе преп. Максима Исповедника было рассмотрено универсальное значение категории «вера», лежащей в основе начертанного преп. Максимом Исповедником плана аскетического восхождения человека к вершинам духовного гнозиса. Докладчик подчеркнул, что преп. Максим Исповедник никогда не противопоставляет веру ведению, но скорее рассматривает ее в качестве особого вида благодатного знания. Духовное созерцание невозможно без достижения бесстрастия как цели праксиса, но сам праксис неосуществим без своего основания – веры, и, таким образом, обладание духовным ведением становится, по преп.. Максиму, совершенно недоступным для ума неверующего. Прот. Владимир Савельев (настоятель храма св. Андрея Первозванного в г. Киеве (на Печерске), кандидат богословия, зав. кафедрой Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ, член Совета Киевского Религиозно-философского общества) выступил с докладом Богословское осмысление учения святителя Григория Паламы о божественной сущности и энергиях в трудах русских религиозных мыслителей XX века, в котором он изложил основные идеи ведущих православных богословов 20 в. по этой проблеме: архиеп. Василия (Кривошеина), прот. Иоанна Мейендорфа, архим. Киприана (Керна) и В. Н. Лосского. А. Ю. Ушаков (соискатель по кафедре истории древнего мира и средних веков Московского педагогического университета) в своем выступлении Учение преподобного Симеона Нового Богослова о духовном отцовстве (к вопросу о византийском мистицизме как социальной силе), излагая основные воззрения преп. Симеона Нового Богослова на суть духовного отцовства, указал на особенности распространение исихастской практики в православном мире, которая проявлялась в том, что опытные в духовной жизни подвижники осуществляли духовное руководство не только монахами, но и мирянами, что способствовало, по словам Г. М. Прохорова, «спиритуализации мирского» в противоположность секуляризации духовного. В докладе И. В. Назарова (кандидат экономических наук, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, член Совета Киевского Религиозно-философского общества) и Н. Г. Филиппенко (кандидат философских наук, Институт философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины, Ученый секретарь Киевского Религиозно-философского общества) Богословие энергий и теоцентрическая антропология как антитеза эссенциалистским установкам католицизма рассмотрены эволюция святоотеческих воззрений на понятие Божественных энергий, а также изъяны томистского подхода к трактовке отношений Бога и тварного мира, вытекающие из неразличения понятий Божественной сущности и Божественных энергий.. Это коррелируется с различными трактовками искупления: юридическими и морализаторскими, характерными для католицизма и протестантизма, и православной, согласно которой главным плодом Боговоплощения является реальная возможность обожения всей полноты человеческого естества, основанная на утверждении об ипостасной открытости Бога и человека друг другу, проявляющейся в вочеловечении Сына Божия и встречном движении человека – личном подвиге, сочетающемся с помазующим нисхождением благодати, обогащающей подвижника нетварными энергиями Божества. В. В. Лимонченко (кандидат философских наук, Дрогобычский государственный педагогический университет имени И. Франко) в своем выступлении Аскеза как деятельность, хранящая полномерность человека выделила два направления: философские поиски истинных форм человеческой жизни и концепцию полноты человеческого опыта, которая реализована в мистико-аскетической традиции исихазма. По ее мнению, для философии является плодотворным обращение к последней, поскольку именно в исихазме представлена та форма деятельности, которую так долго искала философия – а именно, максимальное присутствие себя, реализация себя через минимальное (аскетическое) привнесение себя, что достигается во встрече человека с Богом.
Выступления на второй секции в основном были посвящены проблеме осмысления имяславия в русской религиозной философии, что привело к возникновению такого направления в ней, как “философия имени”. Это – доклады Е. Б. Величко (кандидат философских наук, Киевский национальный медуниверситет имени А. А. Богомольца, член Совета Киевского Религиозно-философского общества) К вопросу о том, что есть имя в контексте соотношения сущности и энергии в ономатологии о. Павла Флоренского, где созданная о. Павлом Флоренским конструкция имени осмысливается в контексте соотношения сущности и энергии и сопоставляется с видением этой проблемы в святоотеческом наследии; А. И. Резниченко (кандидат философских наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва) Традиции исихазма в “Философии имени” о. Сергия Булгакова (по архивным материалам); Т. Д. Суходуб (кандидат философских наук, Центр гуманитарного образования НАН Украины, сопредседатель Общества русской философии при Украинском философском фонде) Язык: слово и безмолвие (анализ в контексте “Философии имени” С. Н. Булгакова). Н. А. Богун (кандидат философских наук, Черниговский государственный педагогический университет, член Киевского Религиозно-философского общества) в докладе Философская рефлексия и практика исихазма обозначил различие между философией как свидетельством о возможности жизни, целью которой является искание истины, и исихазмом как свидетельством о жизни, основанной на осуществлении идеала обожения человека.
23 сентября участники конференции посетили святые места Черниговщины: Свято-Троицкий кафедральный собор, где покоятся мощи свт. Феодосия и преп. Лаврентия Черниговских; Свято-Успенский Елецкий женский монастырь, где приложились к чудотворной Елецкой иконе Божией Матери и имели беседу с игуменьей монастыря матушкой Амвросией, духовным чадом преп. Лаврентия; в Свято-Георгиевском женском монастыре поклонились чудотворной иконе Божией Матери “Аз есмь с вами и никто же на вы”.
24 сентября участники молились на Божественной Литургии, которую прот. Николай Макар и архим. Николаос (Иоаннидис) отслужили в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Дальних Пещерах. В этот день конференция проходила в Государственной Исторической библиотеке Украины и в Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ. Работники библиотеки к конференции подготовили выставку «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра – святыня Православия (из дореволюционных фондов ГИБ Украины)». Здесь же, в библиотеке, состоялся круглый стол Исихазм на Руси. Особо запомнились участникам конференции следующие выступления: иеромонаха Тихона (Полянского) (кандидат философских наук, настоятель храма Св. Троицы в д. Захарово Клинского района Московской области) «Внимай себе»: учение об аскезе Киевского митрополита Никифора I, в котором было изложено учение святителя об аскезе, очищающей от грехов и страстей, позволяющей христианину устремляться к Божественному Свету; Т. В. Чумаковой (доктор философских наук, Санкт-Петербургский государственный университет) Антропологические идеи в "Уставе" Нила Сорского, которая представила концепцию Нила Сорского о «духовном» или «внутреннем» человеке; Р. Г.. Пашко (кандидат философских наук, проректор Государственного учреждения образования «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета) Афон: единство в многообразии. Осмысление духовного опыта Константина Леонтьева, которая раскрыла значение Афона в жизни и творчестве К. Леонтьева: в осмыслении им взаимоотношения монашеского и мирского, феномена «монашества в миру», а также идеи «византизма» в современной культуре.
В помещении Киевской Духовной Академии и Семинарии состоялись секционные заседания, на которых обсуждались актуальные вопросы богословской и философской рецепции исихастской традиции. Следует отметить доклады: М.. Б.. Столяр (кандидат философских наук, Черниговский государственный педагогический университет) Учение старца Паисия Святогорца о помыслах, которая изложила православное понимание аскезы одного из выдающихся подвижников нашего времени, привела наиболее яркие примеры из опыта старца, касающиеся роли доброго помысла в духовном преуспевании человека; Михаэлы Моравчиковой (лиценциат теологии, директор Института отношений государства и церквей, Братислава) Перцепция исихазма в Словакии, которая рассказала о роли свв. Кирилла и Мефодия в распространении христианства и исихастской традиции в Словакии, об их последователях в 9–11 вв., а также о том интересе, который вызывает традиция в современной Словакии; Т.. А.. Борозенца (кандидат философских наук, Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова, член Ревизионной комиссии Киевского Религиозно-философского общества) Философско-теологические основания молитвенного делания: гносеологический аспект, который в рамках философского осмысления молитвенного делания предложил рассматривать его не столько в экзистенциально-коммуникативном, сколько в гносеологическом аспекте, в широком контексте Богопознания – обожения; Ю.. В. Павленко (доктор философских наук, Институт мировой экономики и международных отношений НАН Украины) Актуализация исихастской традиции в условиях информационного общества, в котором отстаивается позитивность сотрудничества богословия и науки, доказывается, что те положения, которые содержатся в богословии энергий св. Григория Паламы, только сейчас начинают осмысливаться в науке.
После заседаний участники конференции поклонились мощам преподобных Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в Ближних Пещерах, ознакомились с историей обители.
25 сентября после Божественной Литургии в Свято-Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось заключительное пленарное заседание конференции, на котором с докладом Учение св. Григория Паламы о сущности и энергии выступил архим. Николаос Иоаннидис (доктор богословия, профессор богословского факультета Афинского университета). Он отметил, что в последние десятилетия как в Церкви, так и за ее пределами возрастает интерес к духовному движению, называемому исихазмом, которое было забыто православными на долгое время и под влиянием западного богословия искажено. Архимандрит Николаос призвал не забывать, что исихазм – это не просто богословское течение, а образ жизни, с помощью которого осуществляется единение с Богом в тишине и непрестанной молитве. Далее было изложено учение св. Григория Паламы о Божественной сущности и Божественных энергиях, отрицание которого, по слову докладчика, влечет за собой либо пантеизм (неразличимость твари и Творца), либо отчуждение тварных сущностей от Бога, отрицание возможности общения с триединым Богом. Затем М. Н. Громов (доктор философских наук, зав. сектором истории русской философии Института философии РАН) прочитал доклад Феномен безмолвия в отечественной культуре, в котором указал, что феномен безмолвия издавна присутствует в отечественной культуре в контексте взаимодействия невербального и вербального ее аспектов. По его мнению, визуальный образно-символический язык древнерусского искусства, исихастская практика иноческой аскезы могут быть интерпретированы в их связи с понимаемым более широко феноменом безмолвия. И отсюда выводится актуальность исихастской традиции в условиях современной девальвации вербальных форм культуры как средства духовного укрепления отдельного человека и способа преодоления духовной энтропии социума в целом.
По окончании конференции прот. Николай Макар и архим. Николаос Иоаннидис отслужили благодарственный молебен в храме Всех преподобных Киево-Печерских. Конференция, количество участников которой превысило 70 человек, вызвала большой интерес у православной общественности Киева: на отдельных заседаниях присутствовало до 400 человек.
В сентябре 2006 г. Киевское Религиозно-философское общество планирует провести конференцию «Православие и Запад: богословие, философия, культура (памяти о. Сергия Булгакова (1871–1944), о. Василия Зеньковского (1881–1962), о. Иоанна Мейендорфа (1926–1992)», которая, надеемся, будет способствовать углублению диалога между Церковью и интеллигенцией, осознанию того, что его отсутствие наносит ощутимый урон и Православию, и культуре.
Протоиерей Николай Макар,
И. В. Назаров,
Н. Г. Филиппенко
Богословские труды. Сб. 40. М., 2005. Сс. 388-394.
ї Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005