Исихазм

Автор Тема: "но есть еще ужасное состояние богооставленности.."  (Прочитано 3240 раз)

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Архимандрит Софроний Сахаров
"Подвиг богопознания",
Письма с Афона к Д.Бальфуру.



В письме 23 в этом сборнике писем
от 7(20) апр.1936г. 
о.Софроний пишет :

   "Но есть еще ужасное состояние богооставленности. Человек уже "не имеет жизни" в этом мире, то есть не может жить этим миром, память об ином Божественном мире влечет его туда, но несмотря на это мрак окружает душу.
   Собственно мы спастись, достигнуть Бога не можем. Сам Он, Непонуждаемый Господь, если пожелает, может прийти к нам. Я зову его то плачем, то ропотом на мрак и нищету моей жизни, то молитвою, то молчанием, то воплями - но Он не слушает меня. И я устал.
    Со мной произошла страшная перемена. Свет, божественная благодать далеко отступили от меня. Я понес ничем не вознаградимую потерю, и в этом неистощающийся источник моих страданий, которые снова достигли силы, превышающей меру сил моих; и душа и тело в болезни. От великой скорби я, как Иов, бываю иногда неистов. Прошу Вас, молитесь за меня.."



Архимандрит Софроний имел духовником Ст.Силуана.
И имел такую скорбь, так мучался. 
Почему Старец не избавил его?
Встретился ли кому из форумчан рассказ о.Софрония, как он вышел из испытания богооставленностью?
Мне не довелось встретить упоминаний или рассказа об этом.


Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Господь возвёл Его на внутреннюю голгофу, что бы он возненавидел грех до конца. Что бы ещё при жизни адский огонь спалил грех. Что бы ни капли симпатии к нему не осталось в душе.
Не смущайтесь, не всех Господь возводит на такие высоты. Если бы Софроний не знал старца Силуана то возможно и не испытал бы этого никогда.

И Святые Отцы повторяли: "Даждь кровь и приими Дух". Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2. 9–10)

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Да ответ-то, как мне кажется, несложен. Почему Господь не избавляет нас от изнуряющей жары нынешнего лета? Потому что неполезно. Не в рост души выйдет, Силуан это знал.
А богоставленность - великая мука, как и великая благодать ждет устоявшего в этих муках.

Наталия

  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля

В книге архим. Софрония "Видеть Бога как Он есть" есть целая глава - "Об истощании и богооставленности". В ней идет речь о богооставленности как о втором (из трех) этапов обожения человека:
 
1 этап. Соединение с Богом как Его дар - "Это есть акт Самооткровения Бога данному лицу: Свет Божий дает подлинный опыт Божественной вечности... Сей дар возможно определить как еще "неправедное богаство"; т.е. благодать Божия еще не слилась с нами так, чтобы наша природа и благодать стали навеки едино..."
 
2 этап. Длительный период богооставленности различной силы" - это как раз то, о чем мы здесь говорим) "Явившийся Свет еще не есть неотъемлемое состояние души. Бог уязвил наше сердце любовью, но затем отошел. Предстоит подвиг, могущий длиться годами, даже десятилетиями. Благодать иногда приближается, и тем подает надежду, обновляет вдохновение, и снова покидает".
Дальше - ВАЖНО!
"Это альтернативное состояние чрезвычайно важный этап вырастания человека до возможности самоопределения в вечности. Бог оставляет нас, чтобы мы проявили наше самовластие... Замечено, что весьма многие, после испытания благодати, затем лишившись ее, отпадают от Бога: пережитое посещение Свыше склоняются они признать временной психической экзальтацией, особенно свойственной началу возмужания. Старец Силуан так говорил об этом: “Все, чему когда-либо научила благодать, надо делать до конца жизни... Господь иногда оставляет душу, чтобы испытать ее, чтобы душа показала свой разум и свое произволение. Но если человек не будет понуждать себя на делание, то потеряет благодать; а если проявит свое произволение, то благодать возлюбит его и уже не будет оставлять”."
 
3 этап. "Благодать возлюбит человека и уже не будет оставлять его" - это и "есть третий этап, конечный. В совершенстве он не может быть длительным, подобно первому, ибо состояние обожения благодаться земное тело не выдерживает... но если благоволит Господь продлить пребывание в этом мире подвижника, то удерживает его на той мере благодати, при которой сохраняется способность действования, а следовательно и возможность передать верным людям, которые были бы способны и других научить тому, что сам он воспринял от Отцов и непосредственно от Бога".

С одной стороны, поддерживает уже само осознание того, что ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ. И утешает мысль - что это не наказание, а очищение и становление души, и что есть третий этап, ради чего стоит потерпеть)))
Все станет проще, если изменить мотивацию... Пройти этот путь лишь во славу Божью, потому что Господь хочет от нас этого подвига, дарует нам силы для него и ждет нас...
Слава Богу за всё!

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

***и что есть третий этап, ради чего стоит потерпеть)))
Если нет никаких сомнений в том, что у человека был первый, "подлинный опыт Божественной вечности".
А не случилось так, что второй несомненно настал, а первого не было

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

В книге архим. Софрония "Видеть Бога как Он есть" есть целая глава - "Об истощании и богооставленности". В ней идет речь о богооставленности как о втором (из трех) этапов обожения человека:
 
1 этап. Соединение с Богом как Его дар - "Это есть акт Самооткровения Бога данному лицу: Свет Божий дает подлинный опыт Божественной вечности... Сей дар возможно определить как еще "неправедное богаство"; т.е. благодать Божия еще не слилась с нами так, чтобы наша природа и благодать стали навеки едино..."
 
2 этап. Длительный период богооставленности различной силы" - это как раз то, о чем мы здесь говорим) "Явившийся Свет еще не есть неотъемлемое состояние души. Бог уязвил наше сердце любовью, но затем отошел. Предстоит подвиг, могущий длиться годами, даже десятилетиями. Благодать иногда приближается, и тем подает надежду, обновляет вдохновение, и снова покидает".
Дальше - ВАЖНО!
"Это альтернативное состояние чрезвычайно важный этап вырастания человека до возможности самоопределения в вечности. Бог оставляет нас, чтобы мы проявили наше самовластие... Замечено, что весьма многие, после испытания благодати, затем лишившись ее, отпадают от Бога: пережитое посещение Свыше склоняются они признать временной психической экзальтацией, особенно свойственной началу возмужания. Старец Силуан так говорил об этом: “Все, чему когда-либо научила благодать, надо делать до конца жизни... Господь иногда оставляет душу, чтобы испытать ее, чтобы душа показала свой разум и свое произволение. Но если человек не будет понуждать себя на делание, то потеряет благодать; а если проявит свое произволение, то благодать возлюбит его и уже не будет оставлять”."
 
3 этап. "Благодать возлюбит человека и уже не будет оставлять его" - это и "есть третий этап, конечный. В совершенстве он не может быть длительным, подобно первому, ибо состояние обожения благодаться земное тело не выдерживает... но если благоволит Господь продлить пребывание в этом мире подвижника, то удерживает его на той мере благодати, при которой сохраняется способность действования, а следовательно и возможность передать верным людям, которые были бы способны и других научить тому, что сам он воспринял от Отцов и непосредственно от Бога".

С одной стороны, поддерживает уже само осознание того, что ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ. И утешает мысль - что это не наказание, а очищение и становление души, и что есть третий этап, ради чего стоит потерпеть)))

То есть у Вас есть дерзновение верить, что Вы дотерпите и сподобитесь ?


Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Почему Старец не избавил его?
кстати смешно: "Старец избавил". От духовных проблем приятных средств не бывает. Старец сам мучился больше 10 лет, пока не научился душу смирять.. не ранее получил вразумления "свыше", потому что до момента еще не смирился и чувствовал себя способным вытерпеть и вымолить