Исихазм

Автор Тема: Ничего не напоминает?  (Прочитано 4423 раз)

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Ничего не напоминает?
« : 10 Сентябрь 2008, 01:00:41 »
  В свете постоянно всплывающих на этом форуме тем о проблемах нашего родного Православия, мне показались очень интересными параллели из этой мусульманской статьи про одного видного суфийского татарского богослова недавнего прошлого.

  Поскольку статья довольно большая я решил запостить только избранные места, за остальной частью прошу по ссылке данной выше.

Цитировать
Программа, установленная в средневековье, в XIX в. утратила там большую часть как своих дисциплин, так и методов их изучения и носила скорее формальный характер. В итоге шакирды (если не занимались самостоятельно) выходили из стен медресе, не обладая достаточным уровнем даже религиозных знаний.

В начале своего пребывания в Бухаре, подобно всем шакирдам, Курсави активно занимается изучением установленных программой многочисленных толкований, уделяя главное внимание каламу. Благодаря природной одаренности и упорству, он добивается поразительных результатов, за короткий срок намного опередив в познаниях как своих учителей, так и признанных бухарских авторитетов.

Однако атмосфера интеллектуального застоя, царившая в медресе, полное отсутствие творческой мысли, косность и невежество большей части улемов не могли не разочаровать молодого шакирда. Убедившись в бесплодности официального образования и дальнейшего штудирования бесчисленных схоластических комментариев, он принимается за самостоятельное изучение основ Ислама, обращается к трудам наиболее ранних авторов. В этих книгах мыслителей прошлого он находит близкие ему по духу возрожденческие идеи, призыв ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, критику некоторых аспектов схоластической теологии - калама.

Духовные искания, стремление к нравственному совершенствованию приводят его к шейху Нияз Кули Туркмени (ум. 1820/21). Представитель тариката накшбандия-муджаддидия, шейх был известен как поборник чистоты Ислама, строгого соблюдения Шариата и, благодаря безупречной репутации, пользовался в Бухаре огромным почтением.
<...>
Общество несовершенно, погрязло в невежестве и катится к гибели. Причины этого - искажение чистоты веры, забвение истинных принципов Ислама. Главные обвинения, предъявляемые современникам, следующие: они утверждают, что действие по Корану и Сунне присуще лишь муджтахидам прошлого, что они не доступны пониманию современников, поэтому, даже в случае противоречия высказывания какого-либо авторитета предписаниям священных текстов, следует отдавать предпочтение высказыванию этого ученого и др.

Именно невежество, считает Курсави, распространившееся среди ученых, из-за нерадения и пассивности в изучении основных источников - Корана и Сунны, положило начало распространению бид’а - нововведений, искажений норм Ислама – главной причины упадка. Люди забыли высказывания Пророка (мир ему) и, полагаясь на руководство толкователей, отошли от принципов мусульманской общины первых столетий, в том числе принципа иджтихада. Путь к исправлению общества Курсави видит в искоренении бид’а, возврате к чистым истокам веры - Корану и Сунне, и возрождении права иджтихада.
<...>
Курсави также осуждает вульгарные проявления суфизма – показное благочестие, чрезмерный аскетизм, совершение обрядов, не согласуемых с Шариатом; главную ценность для него представляют морально-этические принципы этого учения. Последовательный сторонник доктрины Газали, Курсави стремится к совмещению суфийских идеалов и ортодоксального учения, веры и знания, разума и сердца. Только пройдя через таинства суфизма, сухая теория фикха превращается в истинное знание и проникает в сердце факиха, и только опираясь на трезвый рационализм фикха можно избежать опасности заблуждений, искушений многочисленных недозволенных новшеств - бид’а, подстерегающих суфия на его пути.
<...>
Курсави останавливается на отдельных проявлениях порицаемых бид’а. Это: нововведения в сфере обрядов - плата за совершение молитвы; в вопросах догматики к бид’а относятся домыслы об Аллахе, Его качествах, потустороннем мире; отказ от изучения Корана и сунны, отступление от пути первых мусульман, их наук, поступков и морали. Жесткое ограничение бид’а в ‘ибадат, отказывая в праве на существование сети обрядов, несших печать «святости», наносило ощутимый удар по сложившейся практике части ишанов и мулл, лишая их привычной статьи доходов.

Сторонник религиозной терпимости, Курсави неоднократно ставит вопрос о правомочности обвинения в куфре. Для вынесения такого приговора, считает он, необходимо выполнение двух нелегких условий: первое - точно выяснить внутренние убеждения человека, но мало кто способен разобраться даже в самом себе, не говоря уже о другом. Второе - достоверное знание того, что в действительности является куфром, но в Коране и сунне отсутствует точное определение, более того, чтобы обвинить какого-либо человека в неверии, требуется его собственное признание, свидетельства и «явные указания» не учитываются.

В рассуждениях Курсави высвечивается новый подход к проблеме правоверия: правоверие не всегда принимается и одобряется обществом, а мнение общества вовсе не является критерием правоверия. В случае упадка религиозной жизни, считает он, противодействие обществу не только возможно, но и необходимо, поскольку совершается во имя сохранения истины. Требуя при любых обстоятельствах неукоснительно следовать примеру благочестивых мусульман ранних веков, Курсави дает обоснование особой линии поведения, определяет принципиально новый характер взаимоотношений индивида с социумом - противостояние человека обществу, его обособление от толпы предстает как вид самоотверженного служения.

Вообще поразительно насколько одинаковыми законами управляются людские сообщества не смотря на такое обильное разнообразие форм...

Д.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ничего не напоминает?
« Ответ #1 : 10 Сентябрь 2008, 17:59:31 »
Вообще поразительно насколько одинаковыми законами управляются людские сообщества не смотря на такое обильное разнообразие форм...
Несмотря на кажущееся только только разнообразие форм (будучи одинаковыми по сути), поражает одинаковое течение ментальных и психических процессов в Адамовом типе ума, отпавшем от жизни с Богом, и пытающимся восполнить эту утрату внешними формами благочестия. Все тот же Талмудизм, но в измененной упаковке...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Ничего не напоминает?
« Ответ #2 : 10 Сентябрь 2008, 19:12:13 »
да, дорогой Леонид, я тоже был поражен тому насколько у нас(т.е. у большинства), у людей не знающих благодати, не рожденных от Духа Свята внутри все похоже....казалось бы столько наций, языков, культур, темпераментов, характеров, а все движимы одними и теми же силами, все управляемы через одни и те же ниточки, все бегают по одним и тем же кругам страстей,страхов, желаний и т.д.....как в калейдоскопе: узоры разные, а стекляшки те же...

Ну и насчет, тал-Мудизма Вы тоже правы...всему виной наш собственный внутренний тал-Мудизм...

С любовью)))
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ничего не напоминает?
« Ответ #3 : 10 Сентябрь 2008, 20:10:59 »
Ну и насчет, тал-Мудизма Вы тоже правы...всему виной наш собственный внутренний тал-Мудизм...
Ах, еслиб был он наш собственный, этот талмудизм!
А то ведь натолкали его к нам в мозги силою, с молоком матери, как говорится. Весь мир пляшет под эту дудку. И не хочет знать ничего иного.
Господь же не зря к ним пришел, не к кельтам и не к германцам каким-нибудь, но чтобы нанести свой удар прямо в сердце этого морока. Его же именно за это предали позорной и мучительной казни, что замахнулся Он на самое "святое". Помните, какими словами он их поносит?
А я все время вспоминаю пусть наивную, но искреннюю фразу Тертуллиана: Душа каждого человека - христианка. То есть, есть в нас место, где мы можем подняться с колен и разорвать путы этого помрачения.
« Последнее редактирование: 10 Сентябрь 2008, 20:52:17 от Леонид »
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Ничего не напоминает?
« Ответ #4 : 10 Сентябрь 2008, 20:27:21 »
А вообще, Леонид, очень Вы удобное для меня слово придумали....
Только сейчас ощутил всю его прелесть, ведь взять вот так и честно себе признаться в том, что никакой ты нафиг не великий грешник, а о святости и говорить не приходиться, а просто ты(я) маленький, вонючий, червеподобный, мелкий, подленький, коварненький, но гордый....тал-мудист....это все же мягче, чем напрямую...

Слово просто отменное))))
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ничего не напоминает?
« Ответ #5 : 10 Сентябрь 2008, 21:03:14 »
...ты(я)... мелкий, подленький, коварненький, но гордый....тал-мудист...
Главное, мне кажется, Дионисий К, не загонять себя в эту ловушку. Вы не талмудист. Вас обморочили, облапошили, научили, что иного и нет вовсе. Запихнули Вашу христианскую душу в спёртую духоту всемирного талмудизма, с тем, чтобы лече было Вами манипулировать, подчинить Вашу волю, заставить горбатиться на них. Господь же всех нас призывает к свободе. Через Себя, через Его Правду о том, как оно все есть на самом деле.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Ничего не напоминает?
« Ответ #6 : 10 Сентябрь 2008, 21:07:24 »
Спасибо, дорогой Леонид!
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.