Это самое настоящее искушение (критика А.И. Осиповым о. Софрония). Я писал бакалаврскую работу (заканчивая семинарию) по богословию о. Софрония, специально изучал этот вопрос и могу со всей ответственностью заявить: Алексей Ильич здесь очень серьезно ошибается. И то, что он прикрывается пометками иг. Никона (которые, кстати, не были предназначены для печати), еще ничего не значит. Сам о. Никон писал, что считает себя "лесным монахом", т.к. никогда не жил в монастыре. Вы понимаете, что это значит? Путь о. Никона глубоко индивидуалистичен (т.е. нестандартен, неординарен), а вот о. Софроний прошел классическую, если так можно выразится, монашескую школу послушания. У него был старец - и какой Старец!..
Конечно, оба этих подвижника - святы. Однако и святые в жизни нередко делали ошибки. Например, критические слова о. Никона о послушании (при том, что сам о. Никон не только на Афоне не был, но даже вообще ни в каком монастыре не жил) я всерьез не могу принять...
В идеале, эти примечания в книге "Старец Силуан" вообще не стоило бы читать, т. к. они сеют только смущение и подозрение.
Простите.