Исихазм

Автор Тема: Вопрос по Симеону Новому Богослову  (Прочитано 2213 раз)

Stalker

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

В известном тексте Симеон Новый Богослов пишет:
Затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь " о чудо! " непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения.
Отныне призыванием Иисуса Христа он изгоняет и истребляет помысел при [его] появлении, прежде чем тот завершится или сформируется.


Как вы полагаете, утверждается ли тут, что необходимо сперва путем одного только сосредоточения внимания на "средине чрева" (без молитвы) найти сердечное место и уже далее, после обретения "сердечного места", так сказать следующим этапом практики, начать призывать имя Иисуса, т.е. начать непрестанно повторять Иисусову молитву?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос по Симеону Новому Богослову
« Ответ #1 : 22 Август 2010, 11:37:24 »
Здесь постоянно напоминают об опасности концентрации в животе в связи с тяжелыми страстными взыграниями от нее. Наскоко я понял вопрос, отвечу: Сперва надо просто навыкнуть постоянной памяти божией. Без духовного просвещения человек слабо видит свои грехи, да и после него. Прп. Варсонофий и Иоанн пишут: "Восчувствовавший свой грех выше того, кто воскрешает мертвых". Посему, например, блж. еп. Диадох новоначальных учит просто повторять божественное имя Иисуса без "помилуй" и прочего. Но не надо перенапрягаться на произношении и зацикливании, главное выработать безвидную память о Христе. Можно например просто слушать евангелия. Начинать стоит слегка концентрироваться в горле, но какбы стараясь нацелиться на центр своего "я" и работать над мыслями. [Стоит почитать Дионисия ареопагиата о "круговом" движении ума; и вообще стоит начитаться с.о., потому что духовников, способных вас родить в Духе вы не найдете, и надо будет разбираться самому, а Господь в прочитанном всегда напомнит, что надо.] Постоянно причащаться, когда ясно ощутятся Духовные силы, "привлекающие вниз", и изменение своего "я", спускаться в сердце. Эта работа в сердце должна быть очень упорная, отвлекаться умом в суету на этом этапе очень препятствует; если работаете, лучше уйти в отпуск и молиться день и ночь. Обычно по соединении памяти божией с сердцем происходит "соединие веры" (из молитвы с часов) и отчетливое Духовное просвещение собственно как-бы из самой этой безвидной памяти. Затем после очень тяжелой работы по оставлениям от Господа (нечто типа ломки) и освоения сердечной области можно подумать о чреве и подчревных срастях. Александр бывает напоминает, что была у отцов практика начала с пупа и последующего перехода в сердце. Мне кажется, что сейчас среди очень опасных соблазнов, так лучше не делать. Ну это я вам просто изложил то, что постоянно здесь пишется.. Вам в тему про сердечную теплоту http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.0 и "устремляя око в середину чрева" http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.0

Stalker

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос по Симеону Новому Богослову
« Ответ #2 : 22 Август 2010, 11:54:56 »
Спасибо, большое. Кратко и ёмко.
Вопрос про метод предлагаемый Симеоном Н.Б. также интересен сам по себе из познавательных соображений - если он предлагал именно ту последовательность которую я описал выше, то это было бы достаточно неожиданно, что ли.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос по Симеону Новому Богослову
« Ответ #3 : 22 Август 2010, 12:25:40 »
без имени Божия сходить "туда" опасно, потому что мы подвержены тлению от греха и рабству от демонов. Помните Адаму были даны "одежды кожаныя", чтобы не было прямых контактов с бесами. Фрейд свидетельсвовал про "дьявольское" лицо человеческого подсознания. Спуск в сердечные области и ниже это, по сути, спуск в себя, в подсознание в том числе. Место это не однозначно телесное. Если святые предостерегают и при преображенности души сходить в чрево в связи с бесовщиной, то что ожидать непросвещенному человеку?  Например, медитирующие часто встречаются с бесовщиной, и на форуме участники тоже упоминали о проблемах; все такие практики чреваты. Тяжело сначала "нахлебаться", а потом приходить в себя. Посему православная практика очищения и вместе преображения души и тела осуществляется о Святом Духе. Если Господь в душе, то ум довольно ясно видит его. Без Господа человек бессилен перед демонами

Hesychia

  • Сообщений: 74
  • Красноярский край.
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос по Симеону Новому Богослову
« Ответ #4 : 22 Август 2010, 14:15:58 »
Хорошая методика. И ничего в нём страшного не вижу. св .отец зла не пожелает брату во Христе. А в прелесть и бесовщину впадают по другим причинам(известные нам). Вопрос другой сможем ли мы обрести это место? Легче сказать что это прелесть.
Читая строки я вспомнил свой опыт переживания подобного. Когда внутри утробы скользил сознанием область сердечного не один день. В один прекрасный момент дыхание остановилось и обьяла необычная радость. Не вызывающий смех физический но радость духовную. Казалось солнце стало светиться ярче и краски мира контрастнее, молиться стало так легко и радостно. Службы казались праздником пасхальной, было ощущение ,что люди вокруг стали добры. Евангелие читать хотелось постоянно, мысль о грехах вызывало обильные слёзы. Чувствовал себя ребёнком 5 ти летним открывшим для себя новый мир.
Но Господь не всегда посылает такую радость. Видимо есть ограничитель этого состояния. Как по первости христианин яро берётся за исполнение заповедей а потом находит ослабление или даже оставление правил. Так и тут Господь лишь кратковременно дарует эту благодать чтоб оставить неизгладимый след его.
При чём надо учесть что Симеон при жизни был как раз мистик переживаемый. (подобие Рама Кришны прости Господи) Который жаждал мистических ощущений. Добивался их как умалишённый, плакал терзал себя просил Господа снова и снова наполнить его этой благодати. За свои нравы и настои запрещения монашествующим и всякому причащаться при условии что вновь согрешишь и был сослан...
"-_-_-_И мне не имейте веры, ибо всяк человек лож!Пс.115:2 Верте лишь Евангелию-_-_-_"

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос по Симеону Новому Богослову
« Ответ #5 : 22 Август 2010, 14:41:36 »
Hesychia, читать трудно...
Цитировать
За свои нравы и настои запрещения монашествующим и всякому причащаться при условии что вновь согрешишь и был сослан...
:?

Stalker

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос по Симеону Новому Богослову
« Ответ #6 : 23 Август 2010, 14:28:48 »
На самом деле не факт, что Симеон имел в виду именно такой способ как я описал.
Слова
Цитировать
"Отныне призыванием Иисуса Христа он изгоняет и истребляет помысел при [его] появлении"
могут означать например, что призывание Иисуса Христа изгоняет и истребляет помысел лишь после "обретения сердечного места". Но это же не означает что до обретения не нужно призывать имя Иисуса.

Я писал, что это было бы достаточно неожиданно, т.к., безмолвное сосредоточение на животе достаточно распространенная практика в буддизме - например в Дзен, в Тхераваде - и если только оно одно способно приводить к "обретению сердечного места", то этот факт непременно был бы описан в буддистской литературе.
Хотя, возможно, такое описано, в своих терминах, но мне ничего такого не попадалось.

Было бы интересно почитать комментарии по этому моменту у Симеона, если таковые есть.

Hesychia

  • Сообщений: 74
  • Красноярский край.
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос по Симеону Новому Богослову
« Ответ #7 : 24 Август 2010, 08:53:42 »
Ты сам ответил на свой вопрос. В Евангелие как сказано?
Матф.6:5-6 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Св. отцы подразумевали войти во внутреннюю комнату и закрыть двери ума своего и приступить к молитве. Следовательно твоё мнение имеет место в жизни. Прежде подготовить себя в состоянии безмолвия а уж потом приступить к молитве..
"-_-_-_И мне не имейте веры, ибо всяк человек лож!Пс.115:2 Верте лишь Евангелию-_-_-_"

Умное бездействие

  • Сообщений: 29
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос по Симеону Новому Богослову
« Ответ #8 : 28 Август 2010, 14:20:30 »
Когда начинает "сносить башню" схожу вниманием именно туда. Есть, правда, одно затруднение,- очень тяжело дается ощущение молитвы. Других ощущений- валом.