Простите, братья и сестры, что несколько не по теме, но может и так можно представить, что тема общая, ведь о молитве тоже речь пойдет, и очень хотелось бы получить ответы священников, участвующих в этом форуме, рассмотреть ситуацию с точки зрения молитвенной практики и зависимости от нее того, о чем речь пойдет ниже.
Ситуация такова. Семейный человек, возраст за 40, верующий 5-6 лет, временно не работает, живет в деревне недалеко от Москвы, храм в нескольких километрах, автобусов нет, несколько малых детей, причащаться желает каждое воскресенье.
Читает статью Св.Никодима Святогорца и свт.Макария о необходимости частого причастия. Выписывает в блокнот фразы из Св.Отцов о необходимости причащаться ежедневно или как можно чаще, и правила Соборов, где каким-то образом заходит речь о причастии. Этими цитатами аргументирует в беседах объяснения о том, почему он желает, и почему надо всем остальным причащаться каждое воскресенье.
Духовника или батюшки, которому бы доверял или спрашивал благословения на свою церковную и внецерковную жизнь, не имеет. Опасается, что они ему "закроют путь" на еженедельное причастие. Да и послушание неизвестному человеку его как бы отталкивает, потому что так или иначе связано с наложением каких-то правил и обязанностей, а они могут не вписываться в его сформировавшийся образ жизни. А так же потому (говорит, ссылаясь на Иоанна Крестьянкина), что духовников сейчас нет. Или найти невозможно. Поэтому "расписание" причастий у него свое, а благословением на них он довольствуется тем, которое получает после каждой исповеди перед причастием.
О подготовке к причастию говорит (цитируя фразу Св.Иоанна Кронштадского) - что главное не в вычитке или в недочитанном, а в готовности сердца. Постоянно повторяет о бесполезности формальной подготовки. Еще говорит, что "не следует на себя накладывать бремена неудобоносимые", и что иго Христа - легко. И поэтому, а так же потому, что "зло вкрадывается в нашу жизнь легко и просто (как закурить или уколоться)", поэтому надо и причастию подходить проще - как бы зеркально тому, как вкрадывается зло. Т.е. как бы менее нагружая себя "формальностями" и правилами подготовки, мол, верую, желаю ("сердце мое готово, совесть свидетельствует"), и этого достаточно. О готовности к причастию говорит (цитирует Св.Отцов), что все-равно никто не готов. Свою готовность подразумевает в своем "сердечном" намерении, а не в исполнении правила, называя это "формальностью - "Богу надо наше сердце, а не формальное правило".
Если в книгах или в беседах находит фразы о необходимости строгой и тщательной подготовки, то говорит, что это люди придумали, а не от Бога. И такое объяснение находит всему, что противоречит его мыслям о частоте причастия.
Говорит, что если готовиться по общеизвестным правилам, то у него не будет сил, чтобы причащаться каждое воскресенье, а так как "причастие выше подготовки", то подготовку в некотором виде можно опустить, облегчить, а то и вовсе иногда без подготовки, т.е. ради безпрепятственного причащения.
Общепринятое правило очень трудно. Мысли летят в разные стороны, валит с ног, нет особого времени из-за детей, забот и пр., а потом уже клонит в сон.
Потому, что во многих храмах после исповеди спрашивают о том, когда человек причащался последний раз, бывает, что ему отказывают в благословении на причастие, тогда он спешит в другой храм, где он еще успеет причаститься. В этом случае руководствуется словами "когда же вас будут гнать в одном городе, бегите в другой" (от Мф.10.23), которые толкует как "если вас гонят из одного храма, бегите в другой". Или заранее (на Всенощной) исповедуется в одном храме, а на Литургию идет уже в другой храм, чтобы причаститься.
Прошу вас, батюшка и братья, рассказть мне и ему и всем, кому это будет интересным и поучительным, об Учении Церкви о подготовке к Св.причастию и о том, и что и кто может свидетельствовать о готовности человека к нему. Расскажите, пожалуйста, о необходимом "качестве" подготовки к причастию, о необходимости подготовки вообще, о мере подготовки в зависимости от "воцерковленности", от условий жизни, от обременения заботами.
Простите за обременение.
С низким поклоном.
Андрей