+++Тут интересно, почему именно змей "был хитрее всех зверей полевых"+++
Не удержусь, кратко изложу часть лекций Авдеенко.
по Авдеенко (который сверяет др-евр с арамейским и греческим текстом ВЗ),
получаем, что "полевой"=райский, т.к. возделаннное поле - это рай.
Гдь сам создал в раю растения особые,
полевые (не земля это сделала для рая, а сам Он).
И деревья рая Гдь произрастил из почвы рая "адамА",
сравни с Адам - из одной почвы.
И для рая Им созданы особые звери полевые.
Змей был не из "полевых", он приполз извне.
Человеку среди этих райских дерев и растений не надо ничего делать как садоводу - все в раю растет само.
Задача Адама в этом питомнике была - есть плоды с райских дерев и чрез это богообщаться.
Рай- это огороженный сад (такие есть сейчас, например, в Иране), и на русский с еврейского его название можно дословно перевести как "сад-огород" в стране Едэм (наслаждения)
Перевод "Древо познания добра и зла" тоже неточный.
Дословно - "Дерево, чтобы ведать познаваемое о хорошем и лукавом".
"Хорошее" - это от Бга (то, что хорошо в глазах Бга.)
"Лукавое" - то, что от Лукавого (имя собственное падшего ангела).
Т.е. Древо Ведения, Древо непосредственного Знания.
А предмет ведения - это личности: ведать, что за явлением кроется - Бг или лукавый.
Т.к. до грехопадения было лишь одно зло - от лукавого. И добро - от Бга.
После грехопадения добавилось еще и зло от самого грехопадения.
И вот, по замыслу Бга, человек должен был дорасти до того, чтобы иметь знание о хорошем
и лукавом, не отведав лукавого, то есть, не заболев. По Ефрему Сирину:
Бог поставил древо как бы судиею, чтобы оно, если человек вкусит плода его, показало ему достоинство, которое им утрачено по высокомерию, а равно показало и бесславие, какое нашел он в наказание себе, а если одержит победу и восторжествует, облекло его славою и открыло ему, что такое стыд; и тогда человек, оставаясь здравым, имел бы познание и о болезни.
Человек сам по себе был бы здоров и, между тем, в уме своем имел бы познание о том, что такое болезнь, и для него то, что имеет, было бы полезно, и то, что знает, служило бы приобретением. А когда человек в болезни, и имеет в уме своем познание о том, что такое здоровье, тогда и болезнь тяготит его, и познание мучит его.
Если бы Адам одержал победу, то члены его покрылись бы славою, но умом своим познавал бы он, что такое страдание, тело его процветало бы и разумные силы его возвышались. Но змий извратил это, унижение дал ему вкусить на самом деле, а славу оставил только в воспоминании; что нашел человек, то покрыло его стыдом, а что утратил, о том должен плакать.
И потом такой "окрепший" от пищи Рая, вкусивший плода с древа ведения, но не заболевший Адам был бы выпущен на землю и ел бы обычные травы.
Возможно, здесь много домыслов Авдеенко.
Но это и не месиво из Элиаде, Эволы и Серрано, со словечками "полярный", "сакральный" и "гиперборейский", каким всех щедро потчует г-н Дугин.