77. Например, св. Иоанн Дамаскин в Точном изложении гл. О Рае (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... С.147); преп. Симеон Новый Богослов в Слове 25 (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. С.226).
78. В основе лежит учение преп. Симеона Нового Богослова о духовных чувствах, то есть внутренних, которые заменяют внешние чувства, и именно они являются органами созерцания. Предшественниками этого учения были Ориген, св. Григорий Нисский, преп. Макарий, преп. Максим Исповедник.
См.: преп. Никиты Стифата Сотницы 1:8-9 (Добротолюбие. Т.5. С.84).
Ср.: гл.38 данного трактата.
79. βλάπτω - "наносить ущерб, вредить", используется для обозначения духовного вреда.
80. 1Kop.2:14.
81. Рим.7:4.
82. 1Kop.2:13.
83. Ср., преп. Никита Стифат. "Третья умозрительных глав сотница. 78": "Не имея силы разуметь его,- так как все, содержащееся в Божественном Писании, духовне востязается (1Kop.2:14), - Божеских ли или человеческих дел то касается, - он насмехается над теми, кои духовне то рассуждают (1Kop.2:13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными, (по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению" (Добротолюбие. Т.5. С.157-158).
84. Преп. Никита Стифат. О Душе. 27, 30.
85. Ср., преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 2:22. (Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С.542).
86. Мф.5:5.
87. Лк.17:21; (в тексте трактата замена Царство Божие на "Царство Небесное")
88. πιστός - верный, верующий. По определению преп. Симеона Нового Богослова, верность заповедям служит чертой разделения верных от неверных (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.222-223). 1Kop.6:19.
90. Рим.8:11.
91. η ηδονή και ο οδύνη - удовольствие и страдание, данная оппозиция перенята от преп. Максима Исповедника, например. Вопросоответы к Фалласию. введение (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.29).
92. Деление удовольствий на естественные и необходимые принадлежит эпикурейцам.
93. ευκαίρως - вовремя, кстати, в благоприятное время.
94. Быт.2:16-17.
95. Евр.5:13-14.
96. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11 (25). С.148(PG94. 913B, 917А).
97. Согласно преп. Максиму Исповеднику "О различных затруднительных местах Священного Писания", "за всяким наслаждением следует страдание". (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.27).
98. η παράχρησις - от παράχράομαι (пренебрежительно относиться; плохо обращаться; злоупотреблять) - злоупотребление.
99. Быт.2:16-17.
100. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.150 (PG 94. 917В).
101. η χρησις - "употребление, пользование". Понятие χρησις играло значительную роль уже в античной философии (например, у Платона), где была развита теория, что все человеческие действия в отношении как материальных, так и духовных вещей должны быть подчинены высшей цели. Само такое "употребление" есть факт, свидетельствующий о владычественном положении человека в мире, и это положение предполагает его выбор между правильным и неправильным использованием вещей. У аввы Фалласия: "Порок мысленный есть неправильное пользование мыслями, а действительный грех - неправильное пользование вещами" (PG91. 1452 цит. по: Творения преп. Максима Исповедника. Т.1. С.273). В тексте трактата для обозначения неправильного пользования применяются термины: η παράχρησις - злоупотребление (примеч. 98) и η καταχρησις - извращения (примеч. 107).
102. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.13(27). С.157-158 (PG94. 917В-С), ниже гл.23 это выписка из Дамаскина.
103. αι σωματικαί ηδοναί - телесные удовольствия; но учению Немесия, удовольствия называются "телесными" собственно потому, что они обращены к пище и половому общению, а не потому, что они - проявления телесной жизни; телу принадлежат собственно только органы потребностей; что же касается удовольствии, то они - проявления именно душевной, а не телесной жизни. (Зарин С.М. Аскетизм... С.260).
104. η συνείδησις - совесть поставляется свв. Отцами в числе сил и способностей человека наиболее важных, возвышенных, царственных. (Зарин С.М. Аскетизм... С.591). Совесть является как бы главным "регулятором" душевной и духовной жизни человека. Вероятно поэтому преп. Никита Стифат называет ее "законом ума души", который "сорадуется συνήδεται) закону Божиему", т.е. заповеди (SC81. 106).
105. Преп. Никита Стифат в Сотницах 1:61 также связывает печаль с покаянием, причем саму печаль он считает двойственной, и именно печаль по Богу, а не печаль мира сего душеспасительна (1:60): "...печаль же по Богу весьма полезна и душеспасительна, она подает терпение в трудах и искушениях"- (Добротолюбие. Т.5. С.98). Различение двух видов печали .характерно для прел. Иоанна Кассиана, Евагрия, св. Иоанна Дамаскина. (Творения аввы Евагрия.С.214).
106. Обычная для христианской аскетики градация созерцаний по степени приближения к Богу. Например, у преп. Исаака Сирина: "одно созерцание передает подвижника другому созерцанию (η θεωρία τη θεωρια μεταδίδωσι)". (Цит. по: Зарин С.М., Аскетизм... С.417).
107. η κατάχράομαι - от η καταχράομαι (применять; утверждать; распоряжаться; растрачивать; злоупотреблять; убивать; брать в долг) - извращение (совр. катахреза - необычное или ошибочное сочетание слов вопреки несовместимости их буквальных значений; использование слова в несобственном смысле).
108. Быт.2:17.
109. 1Ин.2:16.
110. Быт.2:16-17.
111. Быт.2:16.
112. Быт.2:17.
113. Силы души разделяются на разумную и неразумную также, как у преп. Иоанна Дамаскина в "Точном изложении..." (Кн.2. Гл.12(26). О человеке). (Св.Иоанн Дамаскин. Точное изложение... С.155).
114. η μοιρα - "часть; доля, удел; доля в наследстве; часть земли, область, владение; следующая кому часть, должное; судьба, рок, определение судьбы" (словарь Вейсмана). Здесь, возможно, имеется в виду "часть Бога", как у св. Григория Богослова (μοιρα Θεου) в 14 Слове (PG35. 865С ): "мы, будучи частию Божества и простекши свыше" (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.208), также и преп. Максим Исповедник в Амбигве (PG 91. 1080ВС) при толковании на указанное место св. Григория Богослова Об этом смотри в исследовании С.Л. Епифановича (Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие М.,1996. С.62, 36-37. Главы "Тайна творения, промысла и суда" и "Ареопагитики"), где данное воззрение увязывается с учением Ареопагита о причастности Богу всего тварного мира бытием, жизнью и движением, но более всего причастны Его разумом существа разумные (Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 1:5 // Восточные отцы и учителя Церкви V века. М.,2000. С.264; PG3. 593ВС) В 47 гл. трактата преп. Никита употребляет αμοιροι πάντη Πνεύματος αγίου υπάρχοντες - "во всем лишенные причастия Святого Духа" в отношении еретиков.
115. Быт.2:16.
116. της υλικης δυάδος -o философский термин "плотская двоица" или "материальная дуада", обозначающий деление на материю и вид, но в данном случае преп. Никита его трактует иначе, в аскетическом плане, как "раздражение и вожделение".
117. ο θυμός και η επιθυμία - раздражение и вожделение, понятие θυμός обычно использовалось для обозначения естественной силы (способности) человека, которая "служит возбудителем душевной энергии, вдохновителем разума и воли" и является, по выражению св Василия Великого, "нервом души". Но таковым θυμός (яростное начало души) является лишь тогда, "когда он руководится принципом богоподобия" и любовью, подчиняясь раз умному и высшему началу в человеке. В противном случае, подчиняясь эгоистическим наклонностям отдельной личности, он делается противоестественным, превращаясь в порочную страсть (Зарин С.М. Аскетизм. С.280), επιθυμία - "желание, влечение, вожделение", также естественная сила души, которая при противоестественном употреблении превращается в греховную страсть.
118. Быт.2-17
119. Быт.2:17.
120. σύνθετος - "сложный, сложенный, составленный"; в святоотеческой лексике часто обозначало область тварного бытия в противоположность "простоте" Бога (Lampe 1329).
121. Мф.6.33.
122. Ин. 14:31.
123. Сравни, преп. Никиты Стифата Сотницы 2:97: "От буквы Божественного Писания проходить к высшему разумению и смыслу" (Добротолюбие. Т.5. С.142).
124. Практическая философия - в терминологии Никиты - не философия как наука, нам знакомая, а аскетическая практика, т.н. "духовное делание".
125. ο πόθος - "томление, тоска, влечение, болезнование"; "термин πόθος в аскетической письменности часто приобретал положительное значение. Особенно такое положительное значение данного термина характерно для преп. Макария Египетского, который неоднократно говорил о "любовном томлении к Богу", "небесной тоске по Христу" и т.д. Впоследствии и преп. Симеон Новый Богослов не раз высказывался о "любовном стремлении" к единению с Богом" (Архиеп. Василий (Кривошеин), Преп. Симеон Новый Богослов. С.398).
126. η θεία ταπείνωσις - божественное смирение; по учению преп. Исаака Сирина, "смиренномудрие есть одеяние Божества". В него облеклось вочеловечившееся Слово, и чрез него беседовало с людьми в их теле. И всякий, облеченный в смирение, истинно уподобился Нисшедшему с высоты Своей, сокрывшему доблесть величия Своего и славу Свою прикрывшему смиренномудрием" (Зарин С.М. Аскетизм... С.474).
Преп. Иоанн Лествичник в "Слове 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве" называет смиренномудрие вратами Царствия Небесного. (Лествица... С.174).
127. η ανάπυσις - покой, отдохновение, евр. Шаббат - покой седьмого дня, царства Мессии; понятие ανάπυσις в аскетической письменности имело значение результата подвижнического труда (практического осуществления добродетелей) и заключалось в духовном совершенстве. (Lampe 1 15).
128. η τελεία αγάπη - совершенная любовь; преп. Иоанн Лествичник говорит, что совершенная любовь есть "совершенное вселение Бога в тех, которые через бесстрастие сделались чистыми сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5:
" (Лествица... С.219).
129. в этом месте наиболее рельефно выражено различие в понимании преп. Никитой Царства Небесного и Царства Божиего, обычно воспринимаемых как синонимы в богословской традиции. Важно, что разница между ними начинает ощущаться подвижником лишь на высших ступенях аскетического делания, но и тогда она воспринимается не как разница по существу, а мысленно, что обсуждается, например, у преп. Максима Исповедника в "Главах о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, гл.90" (Творения преп. Максима Исповедника. Т.1.С.252).
130. κατά δύσιν - на западе - очевидна схема преп. Никиты, непонятая Фельтером: "странным образом в раю имеются двое врат" (Völter W. Praxis und Theoria bei Symeon dem Neuen Theologen. Wiesbaden, 1974. S.471). что в раю двое врат, одни вводящие, другие выводящие, тем самым рай явно видится как промежуточный этап, именно это совершенно неприемлемо для современного западного ученого. В такой схеме рая одни врата - вводящие будут на западе, т.к. на востоке должны находиться выводящие из рая в Царство Божие вторые врата. Следует отметить, что именно в этом месте преп. Никита совершенно оригинален.
131. Ин.14:2.
132. Преп. Максим Исповедник говорит в "Главах о любви. Вторая сотница, 48" о преображении страстей: "У кого ум всегда с Богом, у того и желание (η επιθυμία) перерастает в божественную страсть (τον θειον ερωτα), а ярость (ο θυμός) вся целиком превращается в божественную любовь (τον θείον αγάπην)" (Творения преп. Максима Исповедника. Т.1. С.114).
133. Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.523 (PG 36. 324 С).
134. Это место согласуется с учением преп. Максима Исповедника о логосах. "Соответственно троякой деятельности Логоса - творческой, промыслительной и судящей, и Его λόγοι, или идеи, проявляются трояко: как основные начала или законы естества (λόγοι φύσεως). и как цели и пути промысла и суда (λόγοι προνοίας προν κρίσεως). Эти λόγοι охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования" (Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С.66. Гл. "Божественный Логос"). См., например, Вопросоответы к Фалласию 35 (Творения преп. Максима Исповедника, Т.2, С.11З).
135. η διάκρισις - разделение, различение; разбор, рассуждение; в Новом Завете понятие διάκρισις употребляется дважды: для обозначения различения духов (1Кор.12:10) и различения добра и зла: Твердая пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр.5:14). В аскетической письменности понятие διάκρισις часто обозначало способность высшего суждения, ясную чистоту умственного ведения, "благоразумие". Св. Нил Синайский называл ее "источником, корнем, главой и связью всякой добродетели", а св. Софроний Иерусалимский - "царицей всех добродетелей" (Lampe 354). Преп. Иоанн Лествичник в "Слове 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей" говорит: "Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них душевный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других" (Лествица... С.180).
136. η ενδιάτος πίστις - внутренняя вера, см. гл.57 данного трактата. Определение внутренней веры также у преп. Никиты в Сотницах 1:30: "Веры не той только, коею веруют в единого Бога и Единородного Сына Его, но особенно той внутреннейшей веры, коею веруем, что как все обетования Христовы, какие обетовал и уготовал Он любящим Его, так и угрозы и муки адские, кои уготованы диаволу и рабам его, несомненно истинны" (Добротолюбие. Т.5 С.90).
137. Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.528 (PG 36. 324С).
138. Образ "очей сердца", "очей души" или "очей ума" постоянно встречается в святоотеческой письменности, символизируя духовное зрение.
139. Св. Иоанн. Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149.
140. См., например, Сотницы 1:74 преп. Никиты Стифата: "Устремляй мысленное око свое к созерцанию Бога". (Добротолюбие. Т.5. С.302).
141. Луг Духовный. Творения блаженного Иоанна Мосха. Сергиев Посад, 1915. С.33
142. Быт.2:16-17.
143. 2Кор.10:5.
144. Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.609 (PG36. 508С).
145. 2Кор.11:2.
146. "Житие преподобной матери нашей Пелагии" (Жития святых святителя Дмитрия Ростовского. Введенская Оптина Пустынь, 1993. Кн.2. С.182-194; PL 73. 663-672).
147. Дан.13:1-64.
148. Ср., преп. Никиты Стифата Сотницы 1:52: "Когда же силы ее (души) действуют не по естеству своему, восставая одна против другой, тогда и это все видится ей, не как оно есть по естеству своему; оно естественною своею красотою не возводит уже ее к познанию Творца, но, по причине страстного ее состояния, низводит в глубину погибели" (Добротолюбие. Т.5. С.95).
149. 1Kop.11:28-30.
150. Дан.13:42.
151. Гл.39-41 ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.14. Свойства божественной природы. С.113-114(PG94. 860A-861A).
152. η απαρχή - "начаток"; слово απαρχή (напр. 1Kop.15:23: Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его) - имеет в православной христологии и онтологическое, и сотериологическое значение, причем последнее вытекает из первого. Христос и Сам стал начатком нашей обновленной природы. Восприняв от Пресвятой Богородицы подлинную человеческую природу, т.е. начаток нашего смешения, Христос является поэтому подлинным человеком и Спасителем людей.
153. Преп. Никита Стифат в гл. 42-43 приводит сокращенную цитату: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.2(46). Об образе зачатия Слова и о божественном Его воплощении. С.193-195 (PG 94. 985В, 988В).
154. εκ δύο τε και εν δυσίν - "и из двух и в двух" естествах. Указание на Деяния 5 Вселенского собора (Деяния Вселенских соборов. Т.3. СПб., 1996. С.472).
155. Гл.44 это цитата: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.3(47). О двух еетествах, против монофизитов. С.195-196 (PG94. 998В).
156. Преп. Никита Стифат цитирует: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.3. гл.13(57). О свойствах двух естеств. С.224 (PG94. 1033А).
157. См. св. Григорий Богослов. Слово 21. похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому: "Начало сему бешенству положил Арий, соименный умоисступлению" (примеч. 1: "'Αρειος, Арий может означать неистового, исступленного)" (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.311).
В словаре Вейсмана: "'Αρειος, собств., в пер. воинственный, храбрый; αρει-μανης, поэт., ('Αρης, μαίνομαι) беснующийся от Арея, храбрый, воинственный".
158. Прит.8:22,25.
159. Ин.14:30.
160. Символ, известный под названием Quicunque. приписывавшийся (неверно) Отцу нашему Афанасию, патриарху Александрийскому (Св. Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т.4. С.479; PG 28. 1588А).
161. Еф.4:13.
162. Евр.5:13-14.
163. В греческом тексте стоит множественное число слова "рай".
164. Ин.14:2.
165. Преп. Иоанн Лествичник в Слове 25:31 называет смиренномудрие дверью Царства Небесного: "Смиренномудрие есть дверь Царствия небесного, она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью и Сам Спаситель говорит сими словами: и внидет и изыдет (Ин.10:9) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы" (Лествица... С.174).
166. Преп. Иоанн Лествичник в заключение "Лестницы" говорит: "Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, наверху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любовь; больше же всех любовь (1Kop.13:13)" (Лествица... С.251-252)
167. Ин.10:9.
168. το προαύλιον - преддверие, притвор, передний двор (НЗ). См. у преп. Максима Исповедника в Вопросоответах к Фалласию 10: "Пребывающих еще в преддверии божественного храма добродетелей" (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.49).
169. Рим.12:2.
170. Быт.2:3.
171. Мф.11:29.
172. Образ "гавани, пристани" (λιμήν) в аскетической литературе стоит в ряду синонимов для понятия "покой" в библейском смысле, т.е. цель устремлений подвижника, конечный итог истории. Из того же ряда, "святой Град", "небесный Иерусалим", "Церковь первородных" и т.д.
173. Пс.72.16-17.
174. 2Кор.12:1-3
175. Еккл.1:18
176. Пс.44-2.
177. Пс.39:10-11.
178. 1Кор.2:10-11.
179. Ис.11::2-3: и почиет на Нем Дух Господень, Дух Премудрости и Разума, Дух. Совета и Крепости, Дух Ведения и Благочестия, и Страхом Господним исполнится. Далее в гл.56 перечисляются эти семь энергии Духа.
180. Рим 2:4
181. Иак.3:17
182. Гал.5:22-23: Плод же духа любовь, радость, мир. долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Дальше в трактате обсуждаются эти девять плодов.
183. 2Кор.12:1-4. Толкуя указанный отрывок, преп. Никита различает два состояния - "третье небо" и "рай", считая, что они последовательно описаны как разные состояния, тогда как традиционно считается, что это описание одно и того же состояния. Более подробно толкование 2Кор.2:1-4 см. в Письме 6.9.
184. 2Кор.12-4.
185. Лк..17.21
186. Мф.6:10; Лк.11:2.
© Священник Николай Ким. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты Стифата. - СПб.: Алетейя, 2003. - (Серия "Византийская библиотека. Исследования"). С.87-176.
© Исихазм.