Исихазм

Автор Тема: На пути к сердцевине  (Прочитано 1941 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

На пути к сердцевине
« : 27 Январь 2010, 16:49:33 »
Если можно так сказать, в человеке есть такая область света, спокойствия, мира, в которой он един со всем мирозданием, с Господом, с другими людьми. С одной стороны это как-бы область, с другой состояние. Находясь исходя из этого состояния, на уровне этого состояния, руководствуясь этим состоянием меняются отношения с людьми и молитва. Это место какого-то изначального света, которое видно как-то тускло, однако оно есть.

Сама эта область как-бы глубока, и где она конкретно присутствует физически непонятно. О мыслях о ней веет умиротворением, смыслом, глубиной. Такое впечатление, что мысли и действия оттуда, из этого состояния, из того светлого, молчаливого покоя будут его отражением, что возможно покажет его другим. Описать это ощущение невозможно. оно спокойное, светлое, многообразное, свет многоплановый. Состояние ощущение именно покоя.

Такие вот мысли, при размышлении о серцевине, которую имели ввиду святые, когда писали  про сердце.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: На пути к сердцевине
« Ответ #1 : 27 Январь 2010, 16:53:08 »
Наверное иконы родом оттуда, из того состояния. Но как-то блекло, что ли его повторяют. Но похоже точно говорят о нем.

Теплота в сердце при молитве иная, чем то состояние. Она как-то явственнее и грубее. Хотя мне еще до недавнего времени казалась очень большой вершиной.

Общение с Господом в молитве и с людьми из этой области, наверное должно быть полнее глубже, совершеннее.
Еще не пробовал, но думаю должна слететь шелуха слов, умственное стрекотание. Какая-то спокойная полнота будет, наверное как-то .так.

Ум главный враг у меня этого состояния, начиная от того, что он мне говорит, типа ну ты и крут, что это заметил, а с другой стороны уводит поток мыслей в другую сторону, затревая на несущественном, уводя от главного.

Господи помоги, избавиться от гордыни, суетных помыслов, самомнения и прочего связанного с поиском встречи с Господом в сердцевине и безмолвия.

Да, утишение ума очень и очень важно, без этого никуда дальше не двинуться

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: На пути к сердцевине
« Ответ #2 : 27 Январь 2010, 17:08:23 »

Видимо работа с ощущениями в области сердца - это путь раскачать дебелость тела и души.
Есть что-то глубже и тоньше. Что именно понять не могу. Но видимо это должна быть какое-то нутро, сердцевина. Оно глубже чем сердечный центр и познается только в тихом уме, во внутреннем спокойствии и сосредоточении, а также желании кому-нибудь помочь. Это тоже очень важный момент, ради самого себя это не открывается никак. Что-то такое получается.

Сколько про это ни говори, наверное кроме Господа, никто ничего такого открыть не может. Возникает такое ощущение, что все техники не более чем способ избежать праздности, что тоже несомненно полезно, а может быть и путь (реально проявленный) передачи живого молитвенного опыта. Техника ничего не открывает, только Бог, может быть техника готовит.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: На пути к сердцевине
« Ответ #3 : 29 Январь 2010, 14:08:17 »
Сама память о том, что сердцевина в нас есть, что есть эта самая важная область нашего естества где (или в состоянии чего, или из чего) мы реально можем встретить Боженьку, очень помогает и направляет в пути духовной жизни. Именно реальность этой внутренней области - это совершенно непередаваемое чудо. При мысли о том, что человек настолько сложен, что в нем есть это ...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: На пути к сердцевине
« Ответ #5 : 29 Январь 2010, 19:59:35 »
Антиквар, спасибо дорогой!  На всякий случай цитирую здесь начальный пост той темы. Для меня это очень важная путевая веха. Что называется в точку. очень важно что ни один ты к чему-то похожему подобрался. И проблемы уже были и остаются теже.

Цитировать
Выношу на форум вопросы, недавно заданные в личной переписке, и ответ на них. Я могу только приветствовать то серьезное отношение к своему молитвенному пути, которое выказывает автор вопросов. Наш форум мучим пустыми и безликими репликами-штампами, далеко отстоящими от какой-либо работы над собой. Посему любая попытка понять себя воспринимается как глоток чистого воздуха...
---

Я около двух лет после прикосновения к некоторым святоотеческим трудам решила для себя просто так...Ни для каких-то конкретных целей говрить в себе мысленно иисусову молитву.Не задумываясь об опасностях на пути и заблуждениях. Прочитала о самодвижной иисусовой молитве и решила сделать её частью своей жизни.
В результате к чему-то пришла ...
1. Во мне откуда-то возникают ответы на мои же вопросы.
2. У меня есть ощущение присутствия и связи с Иисусом Христом. Есть одна иконка, которая у меня на рабочем столе уже несколько лет. И я, глядя на неё давно уже сверяюсь что ли...Смотрю на выражение Иисуса Христа и словно ответ получаю...Чаще вижу очень любящий взгляд...Иногда бывает строгий, твёрдый. Я понимаю, что пишу наивно...Как уж могу. И надеюсь на  Ваше понимание.
3. Однажды я внутренне поняла, что место молитвы находится должно в центре груди...Словно прячешь её вглубь и, хочется согнуться немного, хочется руки сложить лодочкой у груди. Это само изнутри идёт. И лишь потом я осознаю, что видела такие молитвенные позы на картинках.
4. Однажды я почувствовала, что она действительно самодвижная. Забудешься...идёшь...и и ловишь себя на том, что молитва говорится внутри, без моего осознанного участия, сама включается. Правда нужно оговориться, что раньше, несколько лет назад я мантры повторяла бесконечно. Возможно и молитва на этом уровне двигалась...Не знаю.
Сейчас всё сбилось правда.
Заново взялась. Но хочу творить короткую  молитву:"Господи, помилуй". Так можно?
И меня тревожит, не впала ли я, что называется в прелесть?
 
Если Вам нетрудно.
Что обо всё об этом Вы думаете?

Я думаю, что Вы вошли в очень характерную область, которая раскрывается по мере погружения в молитвенную жизнь. При движении внутрь себя начинает открываться внутренний мир. Для этого мира свойственна некая (начальная) интуиция, ощущение присутствия и множество других переживаний, которые оставались за порогом восприятия во внешней жизни.

Такое погружение - с серией новых переживаний - практически неизбежно. И я полагаю, что тот, кто их не имеет (на этом начальном этапе), просто не обладает достаточной чувствительностью либо не сумел сколь-нибудь углубиться в себя и плавает на поверхности.

Эти переживания - знак движения внутрь. Не более. Надо понимать, что движение внутрь себя лежит через скрытые (оккультные) области умственного и душевного пространства. Люди, живущие внешним миром, привязаны к нему внешними образами. Эта привязанность - одно из основных проявлений фальши (прелестности) их существования - фальши, введенной в норму мира сего. При молитвенном вхождении внутрь себя появляется три опасности: 1) принять новые переживания за чистую монету, типа откровений от ангелов; 2) испугаться и сбежать; 3) неосознанно привязаться к новым переживаниям. Первая - весьма грубая - опасность больше грозит для неразборчивых и тщеславных людей с эзотерической жилкой. Вторая - обычная проблема для людей внешнего образа воцерковления. Третья опасность долго преследует всех, кто серьезно подвизается на этом пути.

На начальном этапе (вхождения внутрь себя) третья опасность, пожалуй, больше преследует женщин. Они эмоционально более чувствительны, а именно эмоции в этом случае первыми и просыпаются. Также для этого этапа характерно домысливание и оформление своих переживаний в известных благочестивых образах.

Если у Вас возникают ответы на Ваши же вопросы, то это нормально. Но нельзя привязываться ни к этой (новой, лучше сказать: забытой старой) способности, ни к самим ответам, и ни в коей мере не считать их некой истиной. Если Вы чувствуете связь с Господом, взирая на Его иконку, и взгляд Его меняется, то это неплохо, но никак не является истиной в последней инстанции и скорее выражает Ваше состояние и отношение... Если Вам хочется сложить руки лодочкой на груди, сложите их, но не превращайте этот молитвенный жест в некую значимую вещь.

Если Ваша молитва на некоторое время становится самодвижной, в этом нет ничего странного. Вы же молитесь несколько лет... Только самодвижность не является ни целью молитвы, ни признаком ее благодатности.

Важно идти без привязанностей (как со знаком "+", так и со знаком "-") к любым переживаниям и опытам, не принимая и не отвергая...

Формулировку молитвы, естественно, можно (в известной мере) менять. Если есть желание молиться более короткой молитвой, так и молитесь.
---

Надо идти дальше и глубже, отслеживая свое состояние, приучая ум к тишине, а чувства - к мирному и равновесному состоянию. И будет открываться сердечный вход.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: На пути к сердцевине
« Ответ #6 : 03 Февраль 2010, 09:37:11 »
Цитировать
Психофизиология молитвы
« : 29 Октября 2004, 08:49:12 »   

Осмеливаюсь задать новую тему...
Если модераторам покажется это неуместным, не стану возражать против ее удаления.
Однако, много вопросов накопилось. Да и здесь на одном из форумов читал о болях в левой части груди и проч.

Когда-то еще в бытность мою на Родине, слушал, наверное, в 1986 году передачу "вражьего голоса" ВВС об опыте реабилитации героиновых наркоманов в одной из спецбольниц под Лондоном с помощью Умной Молитвы.
Звучало поначалу совершенно бредово, однако при этом было рассказано подробно о том как действует героин в теле наркомана.

Нервные окончания не подходят к каждой мышечной клетке, а лишь одно на довольно значительную группу клеток. Межклеточное пространство заполнено морфином (эндорфином), который само тело производит для своих нужд (не помню точно, но где-то около 70 разных видов эндорфинов должно быть в здоровом теле, а у среднестатистического человека только 20-30% вырабатывается от нужного количества).
При электрическом сигнале из мозга мышце сократиться происходит лавинообразный поворот части молекулы эндорфина, все молекулы мгновенно меняют свой вид. Это и является сигналом для каждой клетки мышцы сократиться одновременно и, скажем, поднести ложку ко рту.
При однократном уколе дозы грубого и чужого морфина - героина происходит превышение сиюминутной потребности тела в несколько тысяч раз. Начинающий наркоман попадает буквально в рай. Его тело работает так, как этого никогда с ним не бывало.
Но тело устроено экономно, и если продолжать его насиловать сверхдозами, то оно перестает вырабатывать свои "родные" эндорфины. И тут то и наступает полный "улет" - ложку ко рту уже невозможно поднести. И речь идет уже не идет о кайфе, а лишь о нормальной работе тела, которое теперь в зависимости от "дозы".

Кто-то надоумил врачей научить реабилитирумых концентрировать свое внимание в сердце, произнося Иисусову молитву (и это в Англии!). Результат всех потряс. Ломки окончились значительно быстрее, а на физиологическом плане выяснилось, что как результат молитвы возрождается к жизни вилочковая железа, которая находится в центре, прямо за грудиной и выглядит очень похоже на то сердце, которое обычно изображают пронзенным любовной стрелой.
Известно, что вилочковая железа перестает функционировать к 6-7 годам жизни ребенка и остется неким сморщенным лепесточком.
Выснилось, что возрожденная через молитву к жизни эта железа начинает вырабатывать значительное число эндорфинов, которое и помогает "героинцам" преодолеть зависимость.

Это я здесь пересказал содержание совершенно меня потрясшей передачи ВВС. Я пытался найти тогда же подтвеждения услышанному, но никаких концов не обнаружил.

Цитировать
В связи с возможной ролью вилочковой железы в производстве эндорфинов, интересно обсудить умозаключение о связи слов Спасителя: "Пока не станете как дети, не войдете в Царство Небесное" с количеством эндорфинов, вырабатываемых детским организмом, слабо еще подверженному действию "языческой заботы".
Мне сдается, что первородный грех не в полной мере владеет душами и сознанием детей до определенного возраста, что помогает им сформироваться в более-менее человеческий облик. Где-то после 7 лет происходит отпадение от Благодати, и закрытие органов в теле, ответственных за восприятие Божьего мира во всей его полноте.

Язычник - человек живущий словами ума, у которого душа как бы свернута