У египтян или александрийских неоплатоников это был бы теург - маг, посвященный в тайный гнозис.
Из какого источника эта информация?
Просто есть информация о том - кто считался достойнейшим в той или иной культуре. Мы сейчас говорим о том - кто обладает истинным ведением - ведь только такой человек мог бы сделать заключение об истинности иконы. В эллинских и египетских школах это был бы жрец, посвященный в мистерии, продвинутый адепт. Здесь моим источником можно считать книгу Ямвлиха "О египетских мистериях". В христианстве же... Палама по-моему ясно все выразил.
(по остальному)
То есть икона - вариант иероглифики? Вот это я и называю неконвенциональным подходом к знаку.
Это - великий путь возвращающий достоинство искусству, но это не путь к той духовной атмосфере. Хотя бы потому, что сделанное тут же, вполне в духе постмодернизма будет включено в дискурс Authentica (Ortodoxia) и распято на нынешней информационной дыбе.
В картах таро колоды Райдера-Уайта зашифрована куча всего, в том числе и весь еврейский алфавит. Там изображения передознуты символизмом - солярным, лунарным, водным, воздушным, огненным. Более того - если погружаться в эти конгломераты символов, читать этот язык - ты зацепишь их энергии. Такой (я бы его назвал "космический в хорошем смысле") символизм обязательно есть в иконе, это действительно - зеркало (тварной) вечности, как она отражена в материи.
Но эти языки, эти архетипы не универсальны. У индейцев Северной Америки герой-трикстер - Шакал, а в Южной - Дикобраз - где истина? В Африке же это будет Паучок Ананси, который одновременно будет связан и с солярным божеством потому что круглый
Только кажется что есть какое-то единое человечество со времен неолита, на деле бардак с этим полнейшим.
Русская иконопись содержит в этом пласте русский космос, греческая - эллинский, а армянская - армянский. А вот то, что превыше сего, то, что является по-преимуществу христианским - где оно? В каких волнистых линиях? Мне кажется (и Флоренский это косвенно подтверждает), что здесь лежит предел всякого формального визуального языка. Христос один и среди множества конвенций и среди незыблемых догматов. Икона становится таковой, соприкасаясь с нетварным, превосходящим символизм.