При отражении отражаемое переворачивается, т.е. кардинально меняется: левое становится правым. Используя отражения, можно перемещаться по ступеням иерархии.
Так, в трактате св. Дионисия Ареопагита "О небесной иерархии", где описывается прохождение Божественного света по уровням небесной иерархии, явно указывается на то, что каждый ангел - это зеркало . Он принимает свет, чтобы отразить его , т.е. перенос света по небесной иерархии состоит из последовательных отражений на каждом ее уровне. Заметим, что познание в богословии состоит в восприятии Божественного света.число уровней (чинов) иерархии, согласно св. Дионисия, ровно девять и все они описаны, тем не менее св. Дионисий указывает, что настоящее их число нам неизвестно. Мы не знаем ни каковы они, ни сколько их . В трактате есть рассуждение Ареопагита о числе ангелов (гл. 14), о котором Флоренский много размышлял и писал в "Столпе".
В "Водоразделах мысли", о. Павел Флоренский писал:
"Сознание есть зеркальное отражение, мнимый фокус задержанного действия. Ясно, что если это так, то этот фокус должен быть изображением, хотя бы и мнимым, не чего-либо, а именно того действия, которое задержано. Лучи своим пересечением образующие картину действия, подвергшегося задержке, суть хотя и мнимые, но именно этих задержанных лучей ".
Тут замечательная идея, связанная с органами чувств и идущая от Аристотеля - зрение возникает из осязания. Флоренский очень любил эту идею. Первичное чувство, первичный способ познания - это осязание поверхности, а зрение - осязание ретиной.( Внутренняя задняя часть глазного яблока, воспринимающая световые впечатления, то же, что сетчатка). Таким образом, соединяя вместе эти идеи, можно сделать вывод, что отражение в акте познания происходит путем отражения относительно поверхности тела, т.е. вся поверхность тела является зеркалом.
о. Павел приводит поразительный, вполне конкретный образ, относящийся к антропологии:
Тело есть наиболее одухотворенное вещество и наименее деятельный дух, <...>, но лишь в первом приближении. Тело есть пленка, отделяющее область феноменов от области ноуменов. Если угодно, наше тело можно сравнить с поверхностью почвы, разделяющей область корней растения от области ли-стьев и плодов. Граница тела разделяет мрак подпочвы, т.е. подсознательное от света сознания. <...> Сознавание есть отодвигание. Тело есть осуществ-ленный порог сознания, limen отдаления, нулевой пафос расстояния. То, что за телом, по ту сторону кожи, есть то же самое стремление само-обнаружиться, но сознанию сокрытое; то, что по сю сторону кожи есть не-посредственная данность духа, а потому не выдвинутая вне его. Сознавая, мы облачаем, и переставая сознавать - разоблачаем себя самих .