о помыслах и возникающих через них искушениях, довольно много написано у св.отцов, если попытаться рассматривать этот вопрос, на примере высказываний Максима Исповедника, то можно предложить следующее понимание того - "что, откуда и почему"
МИ различает помыслы простые и сложные (страстные), простые помыслы это мысли и воспоминания о вещах тварного мира, например мужчина, женщина, деньги, а страстные помыслы, это воспоминания и мысли сопряженные с безрассудным пожеланием или безрассудной ненавистью к чему-либо из этого (Главы о любви 3, 42).
по МИ все страстные помыслы или возбуждают вожделевательную силу души; или возмущают раздражительную, или омрачают мыслительную: от чего случается, что ум слеп бывает для духовного созерцания и молитвенного восхождения. (Главы о любви 3, 20)
об отношении к страстным помыслам МИ говорит следующее – « ум Боголюбивого вооружается не против вещей и помышлений о них, но против страстей, сопряженных с помышлениями сими. То есть, он не против восстает женщины, ни против обидевшего, ни против воображения их: но против страстей, сопряженных с сими воображениями.» (Главы о любви 3, 40).
причиной действия страстей МИ определяет нечистоту души – «Нечистота души состоит в том, что она не действует по естеству; ибо от сего рождаются в уме страстные помыслы. Действует же душа по естеству тогда, когда страстные силы ее, то есть, раздражительная и вожделевательная, во время воздействия на них вещей и помышлений по поводу их, остаются бесстрастными.» (Главы о любви 3, 35).
относительно путей, через которые в человеке возникают страстные помыслы МИ говорит следующее «Ум получает страстные помыслы следующими тремя путями: чрез чувства, чрез состояние тела, чрез воспоминание. Чрез чувства, – когда производящие на них впечатление вещи, как такие, к которым мы имеем страсть, возбуждают в уме страстные помыслы; чрез состояние тела,– когда несоблюдение воздержания в питании, или действием демонов, или какою-нибудь болезнью изменившееся состояние тела побуждает его к страстным помыслам, или к восстанию на Промысл; чрез воспоминание,– когда память возобновляет помышления о вещах, к коим мы пристрастны и возбуждает в уме сим образом страстные помыслы.» (Главы о любви 2, 74).
избавление от страстных помыслов по МИ невозможно лишь посредством удаления от вещей возбуждающих их действие, также как и посредством отсечения подобных помыслов, МИ говорит о "комплексном" подходе возводящем от нижеестественного состояния к естественному при котором, человек перестает рефлексировать на объекты способные возбуждать действие противоестественных страстей, а также на воспоминания о них, и обретает возможность мыслить о вещах посредством простых помыслов или духовно созерцать их - «Исполнением заповедей ум совлекается страстей; духовным созерцанием видимого совлекается страстных о вещах помыслов;....» (Главы о любви 1, 94).