Исихазм

Автор Тема: Что для вас пост?  (Прочитано 34684 раз)

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #225 : 24 Июнь 2015, 20:10:30 »
Родион, Как только к Богу пришел - все было так легко и пост и подъемы и молитвы. Больно видеть кем был и кем стал, во всяком случае во внешней жизни, да и внутри одно время была любовь, желание жертвы. А сейчас. ну да - Вы правы, согласен с Вами, планку задал выше головы, не знаю только почему первое время получалось и радовался, ну да дело прошлое.. Но я в полной "з" - я обет дал до поста воздерживаться от алко (даже теплоты после причастия) и поститься как раньше по Типикону и мерками пищи, которые раньше устраивали, а теперь нервы и заедаю их жрачкой как амереканская толстуха, лучше бы уж пива выпил бутылочку - вреда меньше. Не знаю - вроде и так обет свой нарушил, договорится бы с совестью корвалола 30 капель или пивка баночку - и то вреда меньше. Но у меня страх - последний раз когда нарушил обет было жуткое попущение на искушение - едва не убил душу.
Колхозник,колбасит не от этого - тут я с Вами согласен - Св. О. своими советами порой могут закрыть вход в Царство Божие, даже злость берет порой - бойцом никогда не был, но этими советами о плаче себя в нытика и хлюпика превратил, что сейчас насморк хронический и болею часто, колбасит в принципе от того, что на сердце и в голове, можете почитать тему "Как полюбить Иисуса" там о том же примерно. Денек тяжелый как и вчера...

Колхозник

  • Сообщений: 3121
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #226 : 24 Июнь 2015, 20:37:11 »
Тобою описанному образу жизни посвятил лет пятнадцать и так же подсадил здоровье. Что теперь плакать о том, что прошло? Да и к тому же, наверное, тогда мне нужны были  длительные периоды постов, чувствовал в них необходимость, душа жаждала этого, но все же во многом я палку перегибал и брал на себя более чем мог унести, а это не разумный подход.

Богу обеты наши не нужны, Ему нужно что бы мы приходили в совершенный разум, двигались, возрастали в сознании, становились Его детьми, ходили перед Ним золотой серединой. Целеустремленность и обет, по конечному результату, вполне может быть один и тот же. Только обет, это блок в уме, который рано или поздно пройдется разрушить, так как это человеческое, а Дух любит свободу.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #227 : 24 Июнь 2015, 20:56:42 »
Стефан, планка выше головы это нормально. Но не стоит сразу брать в жиме кг сто семьдесят. По началу все нормально, пока не происходит надрыв. Но так же нормально видя это внести коррективы. Проблемы с алкоголем? Выпить тянет как способ расслабиться после напряжённого дня? Можете не пить - не пейте. Пустырничек пару таблеток раза четыре в день мне было достаточно чтобы не заводится в течении дня. Поймите, Вы не в полной "з ", на самом деле все как всегда. Изменилось внутреннее состояние (терпение как правило при работе сверх сил быстро исчерпываемый ресурс). Вот к нему (внутреннему состоянию) и относитесь внимательно. Как говориться если в жизни что не клеится, выкиньте клей , возьмите гвозди и забейте на это. Дайте себе отдых и по мере восстановления сил распределяйте нагрузку дабы в лень не уйти.

Вообще поймите что внешнее изменчиво как ветер и давать ему влиять на внутреннее - тратить силы в пустую. Все измениться снова.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #228 : 24 Июнь 2015, 23:48:19 »
Aндpeй, ты думаешь Порфирий думал что он святой,чистый. да могу поручиться он понимал, переживал каким огромным злом поражен сам и все человечество, выстрадал это своей кровью. ты думаешь святые называли себя грешниками из смирения - нет,потому что это реально так, это такое положение вещей, мы пали. какой дуализм - мы спасаемся едва едва как апостол говорит чудом из огня. не из-за господа а от того что в таком отвратительном положении все человечество. или думаешь не умереть как илья пророк? порфирий умер да и даже божией матери пришлось умереть из-за ветхого человека. сбросить тленное как паук. трудно выстрадать осознание в какой грех пало человечество, а до этого все чепуха и игра в святые - проклятые

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #229 : 25 Июнь 2015, 02:54:06 »
Поджимать себя всякими способами на каждом этапе ..Запущена душа запущено тело -всё в слабом состоянии..Начинать избавлятся от пороков а они привязаны к телу .Тело надо избавить от алкоголя -все успехи алкоголем надо отметить как будто это бес дал такой им успех и дал традицию как это ему благодорить..Надо пьянками и гулянками всё отмечать..А зажать себя до Адама которому Бог сказал есть фрукты..Не нужно жарить,парить не нужно парится в бане,не нужно много чего в жизни..Слава нам не нужна и величие..
Избавить надо себя от всего что человек испортил-попортил продукты которые Бог дал,воду попортили и прочее..Видимо надо идти к Адаму..Трудно это ..Я ем фрукты около 50 дней это малый срок но думаю что так можно жить было все годы которые я прожил и ни чего бы  не стало ..Ел бы фрукты..Люди не могут это сделать-разводят стада коров,свиней -рыбу ловят..Много себе дел навалили только на пропитание..А что говорить о другом..Были бы сады от Адама по всему миру  без границ жили бы в мире..Кочевали бы от холода и от жары и питались фруктами..

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #230 : 25 Июнь 2015, 10:01:00 »
stranik, Вы аскет. Монахи по Сб и Вс и то вареное с маслом едят, а 5 дней орехи, сухофрукты, хлеб и пр. Вы правы, что лучше всего есть фрукты и благодарить Бога за этот природный вкус, но не все так могут. А пропогандировать - смущать совесть тех кому не под силу. Совесть - это ж барьер между тобой и Богом - меньше знаешь - крепче спишь - я думаю об этом. Знания = ответственность. По этому не все нам полезно знать, даже о том, что такое настоящий пост. И дело не в зависти, что у Вас так получается, а у других нет, а в том, что руки могут опуститься, если не получится, а гордость по "праведности" - нужна пока сердце не очищено, без нее многие к унынию склонны. (на счет бани - не понял Вас - если для кайфа - одно, если для очищения от шлаков кожи и здоровья - другое)
elm, я приклоняюсь перед Вами, если Вы живете с этой мыслью, но я простите просто сдыхаю когда начинаю задумываться о том какой я падший. Кто может понести - хорошо, кто нет - пусть подстегивает мысль, что он что-то хоть хорошее делает, главное, чтоб понимал, что не он, а Бог через него. Прежде чем примирится с мыслью, что ты последний грешник, нужно поверить, что Господь на столько милосердный, что помилует.
А на счет спасаются единицы. А в чем жертва, скажите мне? Господь, что не спасет того, кто имел немощи, осознавал их, или даже не осозновал по глупости, а не по злобе? С такими православными точно протестантом станешь. Нет - нужно понимать что ты ничто, но Он помилует по любви, а не по праведности, а без этого - смысл веры? Я вот точно знаю, что узким путем мне не пройти (границы его во всяком случае не знаю), и что мне теперь в церковь не ходить, не стремится?

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #231 : 25 Июнь 2015, 10:04:42 »
Aндpeй, ты думаешь Порфирий думал что он святой,чистый. да могу поручиться он понимал, переживал каким огромным злом поражен сам и все человечество, выстрадал это своей кровью. ты думаешь святые называли себя грешниками из смирения - нет,потому что это реально так, это такое положение вещей, мы пали. какой дуализм - мы спасаемся едва едва как апостол говорит чудом из огня. не из-за господа а от того что в таком отвратительном положении все человечество. или думаешь не умереть как илья пророк? порфирий умер да и даже божией матери пришлось умереть из-за ветхого человека. сбросить тленное как паук. трудно выстрадать осознание в какой грех пало человечество, а до этого все чепуха и игра в святые - проклятые

А ты найди какого нибудь святого и пообщайся с ним, тогда и книжные представления навязанные "духовными писателями" рассеются, а кем святые себя считают тебе вообще понять недоступно. А то что они всех и вся проклинать любят это только из личного общения я взял, да и на форуме есть очень реалистичное описание святой  http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3602.0 и близко на "жития" не похоже.

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #232 : 25 Июнь 2015, 10:37:33 »
скромненькое имхо. лучше себя считать за "ничто" (пустое место), которое может занять грех или благодать, и то не всегда от собственной воли зависит. а навешивать себе ярлыки "грешник-праведник" - брать роль судьи.

Oxygen

  • Сообщений: 2062
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #233 : 25 Июнь 2015, 10:48:14 »
Не надо никем себя "считать". Надо - осознавать. И желательно не кто ты, а что в тебе.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

strannik

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #234 : 26 Июнь 2015, 00:17:23 »
Что-то понесло меня, наболело наверное. Господь и Бог наш Иисус Христос помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец! Я бы анафемизировал тех, кто говорит, что спасаются единицы. В чем тогда жертва Христа - спасти лучших? Нет ведь, надо бремя наложить вроде 12 поклонов, если попил после вечернего правила - совесть выставить барьером между душой и Богом - это любовь Св. Отцов? Нравится им пить пол стакана воды в день с солью - пусть пьют, а другим подобное зачем вменять в правило?. Совсем понесло. Простите, колбасит просто..
Спасение и обожение - это разные вещи.

«Много лет болит душа моя от мысли, что вот мы, монахи, отреклись от мира, покинули и родных, и родину, оставили все, что составляет обычно жизнь людей; дали обеты пред Богом, и святыми ангелами, и людьми жить по закону Христа; отказались от своей воли и проводим, в сущности, мучительную жизнь, и все же не преуспеваем в добре. Много ли из нас спасающихся? Я первый погибаю. Вижу и других, что страсти обладают ими. А когда встречаю мирских, то вижу, что живут они в великом невежестве, нерадиво и не каются. И вот понемногу, незаметно для себя, я втянулся в молитву за мир. Я много плакал от мысли, что если мы — монахи, отрекшиеся от мира, не спасаемся, то что же вообще творится в мире? Так постепенно скорбь моя росла, и я стал плакать уже слезами отчаяния. И вот, в прошлом году, когда я так в отчаянии, усталый от плача, ночью лежал на полу, явился Господь и спросил меня: «Ты почему так плачешь?»... Я молчу... «Разве ты не знаешь, что Я буду судить мир?»... Я опять молчу... Господь говорит: «Я помилую всякого человека, который хотя бы однажды в жизни призвал Бога»... Во мне пробежала мысль: «Тогда зачем мы так мучаемся на всякий день?» Господь на движение моей мысли отвечает: «Те, что страдают за заповедь Мою, в Царствии Небесном будут Моими друзьями, а остальных я только помилую». И отошел Господь».
Св. Силуан Афонский

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #235 : 26 Июнь 2015, 20:36:38 »
понять бы - быть помилованным, это значит не попасть в ад, или быть хоть как-то с Ним, пусть не другом, но слышать, чувствовать, петь... До смерти не поймем, а душу томят такие мысли..

strannik

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #236 : 26 Июнь 2015, 21:18:32 »
понять бы - быть помилованным, это значит не попасть в ад, или быть хоть как-то с Ним, пусть не другом, но слышать, чувствовать, петь... До смерти не поймем, а душу томят такие мысли..
" Это предмет тонкий для рассуждения. Ибо некоторые утверждают, что и царство одно, и геенна одна, мы же говорим, что много степеней, различий и мер в одном и том же царстве и в одной и той же геенне. ... И поскольку некоторые молятся, не зная, чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении, то Бог, праведный Судья, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают они, делают по страху Божью, но не все они – сыны, цари, наследники (40, 3).... Одни в мiре убийцы, другие любодеи, иные хищники, а некоторые также раздают имение свое нищим. Господь взирает на тех и на других, и делающим добро дает упокоение и награду, есть меры избыточествующие и есть меры малые, в самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А которые утверждают, что одно царство, одна геенна и степеней нет, те говорят худо..." Св. Макарий Египетский

“Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим”
прп. Иоанн Дамаскин

„Удел блаженства каждому присудится и дан будет такой, сколько кто вместить может в себя сего блаженства; вместимость же сия определяется тем, как кто раскрыл свое естество для принятия небесных благ, а раскрытие это зависит от трудов над собою. Если разны сии труды, разно раскрытие естества; если раскрыло cиe разно, разна вместимость; если разна вместимость, разна и степень блаженства. Относительно разности мучений можешь судить по противоположности сему, т. е. они будут соответственны степени погружения в грехи и ожесточения в них"
св. Феофан Затворник

„Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся, по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа." св. Василий Великий

«Многими обителями Спаситель назвал различные ступени и состояния нравственной зрелости там в раю. Хотя Царство одно, но имеет в себе много различий. В нём есть лица небесные и земные в смысле добродетелей и разные видения и степени обожения. Иная слава солнца, иная луны и иная звёзд. И звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15.41), несмотря на то, что все они сияют на одном видимом Божественном небе» (прп. Григорий Синаит)

"Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако ж, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним. Живя добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми - становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах; то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать; солнце скрывается от лишенных зрения." (Преп. Антоний Великий)

"Когда ты слышишь слова: "ярость и гнев", в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых" (Св. Иоанн Златоуст, Беседа на Пс.VI).

"Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины Сущего. Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, также щедрит (Исх.33,19), но каждым, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаявались в возвращении через покаяние, взирая на милость..." (Св. Григорий Нисский.).

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #237 : 27 Июнь 2015, 11:43:05 »
Цитировать
когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним.
Выходит лучше вкусно поесть и если надо немного выпить, чем смирять душу, которая от того не бесстрастной делается, а немощной либо злой.
Один выпьет пол бутылки водки и пойдет по "бабам гулять", а другому баночку пива и на душе легко и хочется делать добро. Что это? Сатана сам в себе разделился, что алкоголь делает добрее, спокойнее? Господь упрекал тех, кто напивается, но запрещал из того, что приносит удовлетворение только блуд. С другой стороны ясно понимаешь, что без "лекарства" (в ковычках) ты унылый, опустошенный, злой. Конечно таким быть не хочется, вот и тянет выпить, при этом понимая, что сам без этой помощи ты вообще ничего сделать хорошего не можешь от сердца - только по "послушанию" как робот, а внутри "надоело, хочу все бросить". И конечно тут славы ни солнца ни луны не получишь, но я вот не знаю лучше так, или трезвым, но злым. Так хоть одна страсть, условно "винопития", а так и гнев, и уныние, и печаль, и ропот.
 Самое интересное, что ведь не всегда так было. Бывали времена когда без всякого пива или вина все хорошо было, сейчас не вспомнишь - то ли тогда успокоительные, которые врач прописал принимал. А без них качели - то близость с Богом, но такая хрупкая, что лишнюю ложку съел, на 5 мин. отвлекся, с кем-то поговорил и опустошение и стенания, без которых вроде как совесть барьером стоит.
Бесстрастие... Можно ли его вообще достичь воздержанием, или умом дойти нужно, что и сами чувства и желания "суета сует".. И почему иногда пост в радость, впрочем подозреваю (по тому, что не ты постишься, а Бог благодать дает), а иногда тоска и тянет выпить, а если нет, то хоть музыку послушать праздную..

strannik

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #238 : 29 Июнь 2015, 06:12:47 »
Стефан, написал вам в личку

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Что для вас пост?
« Ответ #239 : 19 Июль 2015, 20:33:57 »
Цитировать
Споры на Руси по поводу запрещения ритуальных мясных блюд в 1150-60-е годы .

[Рыбаков Б.А. - Язычество древней Руси]

" Русальские заклинательные обряды и пляски были начальной стадией языческого празднества, завершавшегося обязательным ритуальным пиром с обязательным употреблением мясной скоромной жертвенной пищи: свинины, говядины, кур и яиц.

Так как многие языческие праздники совпадали или календарно соседствовали с православными, то внешне приличия были почти соблюдены: пир устраивался, например, не по случаю праздника рожаниц, а по причине дня рождества богородицы, но продолжался и на следующий день уже как "беззаконная вторая трапеза". Другой пример: язычники праздновали Купалу, а церковь отмечала в этот день рождество Иоанна Крестителя; в итоге симбиоза получился "Иван-Купала".

Церковь не только выступала против игрищ и пиров вообще, но и нашла сильное оружие против ритуальной еды. Вероятно, с этой целью в XI в. был удлинен петровский пост,
приходившийся на "русальский месяц" июнь. Пост кончался в петров день 29 июня, а начинался он через неделю после троицына дня (по подвижному календарю) [161].

Церковники ввели "мясопуст" на весь недельный интервал между троицей и "петровками", продлив тем самым запрет на вкушение мяса в самый разгар русальских празднеств в тот период, на который в большинстве случаев приходится ярилин день (4 июня) и всегда купальская неделя. Произошло это во время митрополита Георгия (1069 - 1073), т. е. в пору усиленного возрождения язычества [162]

Более болезненной оказалась другая форма наступления церкви на ритуальные пиры - запрещение есть мясное в том случае, если крупный господский праздник придется на постные дни, на среду или пятницу.

Для русских блюстителей древних обычаев, которые дожили до XIX - XX вв.(рождественский окорок, новогодний "васильевский" или "кесаретский" поросенок и т. п.), эти запреты были грубым вторжением в быт, в привычные устои жизни. Создалась конфликтная ситуация, в которой выступила не только простая чадь, организовывавшая всенародные русалии, но и княжеско-боярские верхи, считавшие пиры князя с дружиной естественной формой общения, своим неотъемлемым бытовым правом. Недаром один из крупнейших знатоков русского язычества Е. В. Аничков в своем исследовании целых три главы посвятил вопросу: "Пиры и игрища, как главный предмет обличения" [163].

Пиры в праздничные дни, сопровождаемые музыкой, проводились и в домах горожан ("...скомороха ... и гудця и свирця не уведи y дом свой глума ради - поганьско бо то есть") [164], и в монастырях, и, разумеется, в княжеских дворцах, где князья, княгини пировали с боярами и богатырями, с придворными дамами.

В середине XII в. в связи с общим возрождением языческих традиций стоит резкое обострение конфликтной ситуации, вызвавшее ожесточенные споры "о мясоядении". Крупнейший знаток церковной истории Е. Е. Голубинский утверждает, что практически в русском быту XI - XII вв. "утвердился тот обычай, чтобы отменять пост для всех праздников господских и богородичных и для праздников нарочитых святых - Предтечи, Петра и Павла, Иоанна Богослова, Георгия и Димитрия" [165].

Первым из русских великих князей вопросом о мясоедении заинтересовался Изяслав Мстиславич (1146 - 1154), для которого, по интересной догадке М. Д. Приселкова, некиим игуменом Феодосом были написаны ответы на "Въспрашанье Изяславля" о святости воскресного дня и о посте в среду и пятницу [166]. Игумен ответил великому князю очень хитроумно, признавая, что поститься "добро вельми и полезно", но если это делается по особому обещанию, то "недостоит человеку (христианину) себе связать", а если он уже связан, то духовник может разрешить не поститься, а грех игумен берет на себя: "Бог мене ради простить тя ... то ежь мясо" [161].

Вскоре споры перешли в действие. В 1157 г. ростовский епископ Нестор (по-видимому, грек) начал войну с этим послаблением языческим обычаям Руси, замахнувшись на самого Андрея Боголюбского, что печально окончилось для епископа-ригориста: 1157 г. "Того же лета изгнан бысть Нестер епископ Ростовский с престола его... про господьские праздники - не веляше бо мяса ясти в господьскиа праздники, аще прилучится когда в среду или в пяток, такоже от светлыа недели и до пенти-костиа" (т. е. на 50 дней после пасхи, включая часть русалий) [168].

Константинопольский партиарх Лука Хризоверг, разбирая конфликт, разрешил мясоядение на все зимние святки, но в 1164 г. церковь выдвинула нового борца за строгости в лице суздальского епископа Леона, захватившего пустующую кафедру Нестора. "Поча (Леон) Суждали учити не ести мяс в господьскыя празникы - в среды и в пяткы - ни на рожьство господне ни на крещенье-И бысть тяжа про то велика пред благоверным князем Андреем и предо всеми людьми. И упре его владыка Феодор" [169].

Федор происходил из боярских кругов. Леон посягал на зимние святки, на самую неприкосновенную часть языческого праздничного календаря, совпадающую с христианскими праздниками. Князь Андрей был против ревнителя Леона.

Летописец Андрея Боголюбского с удовольствием передает подробности дальнейших дел: Леон отправился за поддержкой в Византию, но там нагрубил императору и "удариша слугы цесаревы Леона за шею и хоте-ша и в реце утопити", чему были свидетелями русские послы. "Се же сказахом, - добавляет автор, - верных деля людей, да не блазнятся о праздницех божьих!"

В 1169 г. взятие Киева соединенными силами одиннадцати князей под водительством сына
Боголюбского Мстислава современники рассматривали как продолжение и результат споров о мясоядении: "Се же здеяся за грехы их (киевлян), паче же за митрополичю неправду: в то бо время запретил бе Поликарпа, игумена печерьскога про господьскые праздникы, не веля ему ести масла ни молока в среды и в пяткы... Помагашеть же ему (митрополиту) и черниговьскьш епископ Антоний (грек) и князю черниговському многажды браняшеть ести мяс в господьскые праздьникы. Князю же Святославу и не хотящу ему, изверже и из епископъи" [170].

Конфликт из-за мясоядения произошел между 1164 и 1169 гг. при Святославе Всеволодиче; точная дата изгнания грека Антония неизвестна. Hо об этом помнили и ставили в причинную связь с защитой прадедовского мясоядения Андреем Боголюбским, тоже низвергавшим излишне строгих епископов, стремившихся вычеркнуть из памяти русских людей старые, языческие по существу, обычаи. Если верить полностью этому комментатору, то получится, что из-за споров по поводу запрещения ритуальных мясных блюд в 1150 - 60-е годы были низвергнуты четыре епископа: трое были смещены князьями, а четвертый (Федор, "упревший" Леона), очевидно, митрополитом из мести Андрею Боголюбскому. Как бы то ни было, но вопрос о языческих традициях в княжеско-боярской среде в середине и во второй половине XII в. стоял весьма серьезно.

Все то, что удалось выявить в предшествующих разделах о возрождении языческой символики в придворном прикладном искусстве второй половины XII в. и в архитектурной орнаментике, полностью соотносится с той накаленностью споров о языческом мясоядении, которые велись в эти же самые годы. Именно в это время автор "Слова о полку Игореве" так свободно и смело пренебрегал сентенциями в церковном духе и так непринужденно насыщал свою поэму языческой романтикой, воскрешая не только Дажьбога и Стрибога, но и архаичного Дива [171].

Победу русской языческой традиции мясоядения в спорах и боях за епископские кафедры мы
можем ощутить по специальному произведению о постах, написанному примерно в начале XIII в. - "Слове о посте к невежамь" [172].

Автором основной части "Слова о посте" мог быть Даниил Заточник, так как здесь встречаются очень близкие литературные приемы: автор говорит о "разбивании младенца своего о камень", а, определяя скоротечность человеческой жизни, пишет что "время твое течеть, аки речная быстрость", применяя метафору Даниила. Автобиографические черты подтверждают это предположение: "Мы же походили по Болгаромь, мы же по Половцемь, мы же по Чюди, мы же по Вятичемь, мы же по Словеном, мы же по иным землям..." (Гальковский H. М. Борьба христианства..., с. 15). В середине многих перечисленных земель находилось Владимирское княжество; Словене и Чудь могли быть известны автору во время пребывания в Новгороде (см.: Рыбаков Б. А. Даниил Заточник и владимирское летописание XII в. - В кн.: Из
истории культуры древней Руси. М., 1984, с. 183-186).

В этом замечательном подробном описании языческих обрядов и поверий нет и следа посягательства на мясоядение при всех праздничных пирах. Автор упрекает современников лишь в том, что в страстную субботу (!) они с разрешения священников употребляют масло и молоко, а в "великий четверг" (тоже на страстной неделе) приносят умершим предкам в качестве требы мясо, молоко и яйца и приготавливают им баню; приношение потом съедается самими жертвователями в пасхальное воскресенье, когда скоромная еда уже разрешена. Автор указывает на вопиющее противоречие: в церкви идет служба, посвященная смерти казненного Христа, а русские двоеверцы в момент самой кульминации пируют за скоромным
столом... Во время споров о мясоядении речь никогда не шла о пасхе и пасхальном цикле; практика ушла дальше. О том, что составляло предмет споров - о праве на мясную (в прошлом - ритуальную) пищу в дни православных праздников - в "Слове о посте" нет и намека. В более поздних поучениях о соблюдении постов тоже нет речи о нарушении постов ради дедовских обычаев. Значит, рождественские окорока и новогодние поросята, хорошо известные нам по художественной литературе XIX - начала XX в. устояли от натиска церковников XII в. и вошли в русский быт, как старая праздничная традиция.

Наследницами чисто языческих обрядовых трапез являются древнерусские "братчины" - общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной (если позволяли её размеры) в тот или иной православный праздник. Известны "братчина Никольщина", "братнина Петровщина" и др. На братчинах "всем миром" варили пиво, закалывали быка. Братчины впервые упоминаются в XII в. Полочане в
1159 г. хотели заманить обманом князя Ростислава Глебовича: "и начаша Ростислава звати льстью у братьщину к святей Богородици к Старей, на петров день, да ту имуть и" 174-175. Братчины подробно описаны в новгородских былинах о Ваське Буслаеве."

"Возможно, что усиление русалий в это время связано с целой серией неурожаев 1220-х годов, когда "разидеся град нашь и волость наша... а останок почаша мрети"; "Бяше туга и печаль... дома тъска, зряще дети, плачюще хлеба, а другая умирающа" (1230 г.). В эти годы, как и в 1060-е годы, произошел отход от христианства, послышался ропот на высшее духовенство: архиепископа Арсения выгнали из его палат, "акы злодея пьхающе за ворот", и, упрекая его в том, что из-за его неправды "стоить тепло долго" 67. Все это творил народ, "простая чадь". Естественным продолжением этих явлений был отход от церкви и новый возврат к язычеству, к русалиям, которые должны были лучше обеспечить урожай, чем молитвы архиепископа. Люди, вернувшиеся к языческой обрядности, откупались от князя специальным налогом "забожничьем" 68. На полтора-два столетия русалии в Новгороде стали устойчивым элементом общественной жизни." Рыбаков Б.А. - Язычество древней Руси.

161 Голубинский Е. Е. История русской церкви, т. I (вторая половина тома), с. 463-465.
162 Даже митрополит-грек Георгий недоумевал по этому поводу: "Несть лепо пдражати
мясопусту других по пянтикостии..." Голубинский Е. Е. История русской церкви, с. 465.
163 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914, гл. VII-IX, с. 155-226.
164 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 188.
165 Голубинский Е. Е. История русской церкви, т. I (вторая половина тома), с. 466.
168 Никоновская летопись 1157; ПСРЛ, т. IX, с. 210-211.
169 Лаврентьевская летопись под 1169 г., с. 334.
170 Лаврентьевская летопись, 1168 г., с. 336.
171 Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л., 1985. Интересные
соображения об общеевропейском возрождении Более болезненной оказалась язычества в XII в. см. на с. 24, примеч. 1.
172 Гальковский H. М. Борьба христианства..., т. II, с. 14 -16.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.