Предлагаю создать в этой теме подборку текстов, приоткрывающих глубину православной мариологии.
Богомудрая Дева Мария во Святая святых, так как не могла деятельными и созерцательными доблестями обрести крайнее родство с Богом, исследовала душевные Свои силы, не посчастливится ли благодаря какой-нибудь из них постичь единения с Богом. Она открыла, что воображение и чувство – совершенно бессловесны и не могут подниматься над чувственным. Взгляд и разум – они словесны, но не отделены от воображения, которое является ящиком чувств. Также она обдумала, что эти две силы действуют посредством инструмента душевного духа, то есть мозга… Богородица, увидев эти изъяны во взгляде и разуме, попросила силу воистину умную и не связанную с земной жизнью, потому что Она с преувеличенным вожделением любила Бога и премирное единение с Ним….
Приснодева нашла природный инструмент, как раз вершинное, что внутри нас есть, единственно совершенная и цельно не размеряемая сущность человека – ум. Потому что ум, и спускаясь в разум, и с помощью разума в эту пеструю жизнь, передавая свои энергии всем душевным силам, не перестает недвусмысленно иметь и другую, высочайшую и его собственную энергию, которой он может действовать в одиночку и в самом себе, не требуя никакой другой силы. Это потому, что он бессмертен, и природная его сила в том, чтобы ему быть с самим собою, и как когда он отделяется от тела и телесного, так и когда он еще объединен с телом, то при великом усердии и помощью божественной благодати он может восходить над многообразной, многовидной и приземленной жизнью и соединяться с самим собою.
И как у наездника две деятельности: одна – править лошадью, а другая (лучшая и высшая) – это управлять своими поступками как человек… не только когда он сошел с лошади, но и когда он еще на лошади, конечно, если он добровольно не предает всего себя своеволию лошади, так и ум, если он не предался целиком заботе о теле и земном, он на месте, и еще объединенный с телом, он действует своей собственной деятельностью…
Приснодева, оставив эти земные отношения, с самого начала удалившись от людей и убегая беззаконной жизни, избрала жизнь незримую всеми, без общества, оставаясь вне досягаемости. Так совершая свою жизнь, Она освободилась от всякой материальной узы, отмела все отношения, поднялась выше всякой любви, даже к собственному телу, и таким образом соединила ум с самим собой в едином повороте, внимании и непрестанной молитве. И в этом обращении ума Она соединилась полностью с Самой Собой, возвысилась над всем многовидным прахом помыслов, и вообще над всякой формой и образом, и так приуготовила новый путь на небеса: умное, назову так, молчание. К нему привязав ум свой, Она восходит над всем творением, и видит славу Божию совершеннее, чем Моисей, и видит божественную благодать, не схватываемую совершенно чувством, но это только священное и благодарное зрение чистых душ и святых ангелов.( из сб. "Таинственный мир молитвы" 2001)
Николай Кавасила. Христос.Церковь.Богородица. Богословские Труды
(в сб.трудов Кавасилы входят Богородичные Гомилии)
http://files.mail.ru/MT9YU6Дмитрий Ростовский. Руно Орошенное
http://files.mail.ru/48MK1XБогородичник (Theotokarion) – каноны Божьей Матери из Октоиха
http://files.mail.ru/T1J0TQГригорий Палама. Омилия XXXVII.
На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии
http://www.pagez.ru/lsn/palama/037.php