Беседа архимандрита Иоанна Крестьянкина
о посмертных явлениях
протоиерея Всеволода Шпиллера.
Псково-Печерский монастырь 21 мая 1988г.
20 мая 1988г. я передал о.Иоанну Крестьянкину письмо с описанием некоторых посмертных явлений о.Всеволода Шпиллера.
После смерти о.Всеволода Шпиллера 8 января 1984 года, многим людям, в основном духовным чадам были его явления. За четыре прошедших года после смерти о. Всеволода я тоже был свидетелем некоторых его явлений.
Одно из первых – на литургии 14 января 1984 года. в день обрезанья Господня и памяти свт. Василия Великого. Это было через неделю после смерти о. Всеволода. Он умер на второй день Рождества Христова, в собор Пресвятой Богородицы. О.Всеволод всю жизнь глубоко чтил Василия Великого, носил крест с частицей его мощей ( и с этим крестом и похоронен?). Подобно Василию Великому он из числа своих учеников создал целую школу богословия.
После литургии, которую совершал о.Владимир Воробьев в храме свт. Николая на Преображенском кладбище, во время целования креста я спросил о.Владимира :« Мог ли о.Всеволод быть сегодня на литургии?» о. Владимир пристально взглянул на меня и ответил: '' Мог.'' - и он надеется, что о.Всеволод был на литургии, и что сам он во время ночных молитв очень просил о.Всеволода придти. Я ответил, что во время призывания Святого Духа на Дары, видел О.Всеволода вместе с Василием Великим. Все это безвидно.*
_________________________________________________________
* Возможно, второй святой был не Василий Великий, а о.Павел Троицкий , духовник о. Всеволода, затворник о существовании которого я тогда ничего не знал. По своей мощи он был больше о.Всеволода. Все это не наших масштабов и не наших измерений.
Через месяц после смерти о.Всеволода 7 февраля 1984 года на празднике чудотворной иконы Божией Матери ''Утоли моя печали'' в Николо-Кузнецком храме служил патриарх Пимен. В самом конце литургии, когда священство вышло на середину храма, иподьяконы на солею и Патриарх остался один в алтаре ему было явление о.Всеволода. И Патриарх с сокрушенным
сердцем просил прощения у о.Всеволода и молитв. Тогда решался вопрос, кто после смерти о.Всеволода будет настоятелем Николо-Кузнецкого храма.
Если более подробнее, помимо текста письма к о.Иоанну :
о. Всеволод 32 года прослужил в Николо-Кузнецком храме. Во время Патриаршей службы 7 февраля 1984 года, уже во время призывания Святаго Духа о.Всеволод присутствовал в алтаре, но стал видим Патриарху, когда все вышли из алтаря и он остался один перед престолом. Явление о.Всеволода было с правой стороны от престола. Старец из света, как из облака, ласково обратился к Патриарху : '' Ваше Святейшество!'' Патриарх вздрогнул. Увидев о.Всеволода, ''всхлопотался'' духом, и с сокрушением сердца, со всею искренностью просил прощения у о.Всеволода и молитв. О чем была краткая беседа, что сказал о.Всеволод знать не дано. Когда Патриарх вышел на амвон , с приветственным словом с середины храма к нему обратился второй священник о.Владимир Тимаков. В своем слове он сравнивал Патриарха с Апостолами Петром и Павлом, и с Ангелом. Патриарх выслушал о.Владимира не глядя на него, и обратившись ко всем прихожанам храма благодарил их за то, что они пригласили его на свой храмовой праздник, говорил как трудно послушание патриаршества и просил у всех молитв о себе, упомянув, что особенно Бог слышит ночную молитву. Патриарх уехал, не оставшись на праздничную трапезу. Настоятелем Николо-Кузнецкого храма был назначен священник из другого храма о.Владимир Рожков, что было полной неожиданностью для претендентов на настоятельство. 7 февраля в день праздника Иконы ''Утоли моя печали'' и памяти свт.Григория Богослова священники служили в белых облачениях. Во время явления о.Всеволод тоже как бы был в белоснежных одеждах, но только облеченный светом. Удивительный мир и ясность души. Белые одежды служащих священников и белые одежды о.Всеволода говорили о единстве Церкви.
Через год 6 февраля 1985 года опять на праздник иконы Божией Матери « Утоли моя печали» в Николо-Кузнецком храме было явление о.Всеволода. Перед праздничной всенощной в четыре часа вечера о.Алексей Говоров и о.Борис читали акафист. Почти все находящиеся в храме люди стояли перед чудотворной иконой, которая находится в левом Введенском приделе, поэтому в главном Никольском приделе в это время находилось 3-4 человека из числа прислуживающих женщин. Я понимаю, что это чрезмерное дерзновение и писать об этом очень трудно, но пишу о том, что переживал. Во время чтения
акафиста, о.Всеволод как духовный настоятель храма в алтаре Никольского придела встречал Богоматерь. Я чувствовал присутствие Пресвятой Богородицы, а видеть Ее было не дано. Мог видеть о.Всеволода, который пребывал в таком трепете и восхищении, какие человек на земле пережить не может.
О. Всеволод стоял перед престолом с правой стороны. Вход Пречистой был со стороны жертвенника, как бы перестала существовать стена храма, открылась бесконечность духовного мира. Пречистая была не одна, а в сопровождении каких-то святых. Видеть этого было нельзя, но почувствовать, что в храме находится Богоматерь, было можно. Наверное, Богоматерь благословила место сие. Потом долгое время прихожане отмечали, что в Кузнецах стало как-то очень легко и радостно.
Обо всех явлениях я говорил своему духовнику о.Владимиру Воробьеву, даже в течении четырех лет сделал зарисовки этих явлений. Среди рисунков есть и изображение того, как на рождество Пресвятой Богородицы в алтаре Николо-Кузнецкого храма на литургии о.Владимир беседовал с о.Всеволодом. Все рисунки находятся у о.Владимира, но о.Владимир молчит.
Одно из последних явлений было 8 января 1988года в день смерти о.Всеволода, когда на его могилу приехало 8 священников и 2 дьякона, среди них и новый настоятель Николо-Кузнецкого храма о.Владимир Рожков. Много людей знавших о.Всеволода. Была удивительная панихида и молитва о упокоении о.Всеволода. ( Очевидно, среди священников были такие, которые имели дерзновения к небесам. Приобщенность к молитве таких людей позволяет быть свидетелем духовных явлений. О.Всеволод взирал на нас с духовной высоты. Мы молились о нем, но гораздо больше он молился о нас ) Подобные явления и явления о которых рассказывают другие духовные чада о.Всеволода побуждают думать, что о.Всеволод - святой угодник Божий.
Это была первая часть письма поданного на рассмотрение о.Иоанна Крестьянкина, хотя это было сделано без ведома и благословения духовника, втайне от него. Вторая часть не уступала первой. Я описал духовные явления связанные с конкретными людьми, в качестве примера и аналогии описал явления связанные с самим о.Иоанном, его выходы в духовное
пространство во время молитвы и не только во время молитвы. Благодарил за духовное посещение. Будучи уверен, что старцы знают друг друга, написал о.Иоанну и о духовнике о.Всеволода затворнике иеромонахе Павле Троицком, что на самом деле категорически было запрещено делать ( и за, что я потом жестоко поплатился). Передал это письмо о.Иоанну в Никольском храме после литургии посвященной воспоминанию явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Обычно в поездках к о.Иоанну я сопровождал Никиту Вячеславовича Зволинского профессора, доктора физико-математических наук, он был духовным чадом о.Иоанна и тайным монахом, о чем никто не догадывался. После литургии мы вернулись в городскую гостиницу «Планета», где на время приезда в Печоры жили в номерах. Я ничего не сообщал Никите Вячеславовичу о письме к о.Иоанну. Прошло два часа.
О.Иоанн проверял письмо тем, что появился у нас в гостинице. Почувствовалось раскрывающееся пространство и мощное духовное присутствие о.Иоанна, подобное явлениям о.Всеволода. Посещение продолжалось меньше 3-4 минут. О.Иоанн смотрел на нас как бы из открывшейся вечности. Мы с Никитой Вячеславовичем в это время собирались заняться трапезой. Никита Вячеславович не видел о.Иоанна, сидел перед тумбочками на которых мы раскладывали консервы, бутерброды, ножи. Я несколько раз перекрестился, по возможности незаметно для Никиты Вячеславовича, хотя он что-то заметил, и мысленно обратился к о.Иоанну : « Благословите, батюшка.» Присутствие о.Иоанна продолжалось еще недолго, потом все стало обычным.
Вечером в монастыре я встретил о.Иоанна идущего на службу в сопровождении непрерывно спрашивающих его людей. О.Иоанн благословил, поцеловал в лоб и сказал: « Я прочитал, Сереженька.» Я почувствовал некоторую опасливость о.Иоанна не читаю ли я его мысли. О.Иоанн торопился на службу, которая уже давно началась. Это была Всенощная, посвященная памяти апостола Иоанна Богослова. На следующий день, после литургии о.Иоанн сказал мне : « Я все прочитал.» Чувствовалась скрытая восхищенность событиями изложенными в письме, но о.Иоанн добавил :« Там есть один смущающий помысл.» Назначил встречу. У дверей братского корпуса стояла очередь на беседу с о.Иоанном.
Началась вечерняя служба посвященная свт.Николаю. Люди ожидающие о.Иоанна ушли в храм. Я остался один. Вышел о.Иоанн и провел меня в приемную. Он специально оставил двери приемной открытыми. Никого не было, только при входе в братский корпус стоял привратник. Первыми словами о.Иоанна, когда мы сели на диван был :
« Знаете ли, вы этим очень увлекаетесь …
о.Всеволода я знал, был у него на даче после его лекций и сидел с ним также рядом, как сейчас сижу с Сергием на диване. Там же была его сестра, певица.
- Да, Наталья Дмитриевна Шпиллер.
- С мужем, дирижером Большого театра, не знаю, жива ли она?
- Жива.
- Был отец Владимир (фамилия). (Все это в пятидесятых годах.)
О.Иоанн хорошо отозвался о лекциях о.Всеволода, о нем самом, о его духовном устроении. По поводу явления о.Всеволода Патриарху привел пример как в прошлом веке наместнику Троице-Сергиевой Лавры явился один умерший монах и сказал: « Мы очень хорошо знаем, кто за нас молится». О.Иоанн говорил, что мы земные, у нас преграда перед умом, у умерших эта преграда снимается, находясь в духовном мире, они видят тех, кто за них молится. Почему так важны молитвы за умерших. «У вас свои, особые отношения с о.Всеволодом. Вы молитесь за о.Всеволода и он может откликаться на ваши молитвы. Он видит вас. Ведь через молитву происходит непрерывное общение Небесной Церкви с Церковью Земной » и то, что о.Владимир беседовал с о.Всеволодом, так вот о.Иоанн о себе может сказать, что когда он во время литургии совершает проскомидию и вынимает частицы за людей, он видит тех, кого поминает. Он не читает книжки поминовений (синодики), хотя прочитывать надо, он помнит всех. «И не воображаю себе тех, кого поминаю. А вот видишь каждого. Вот они живые. Целая очередь. Подталкивают друг друга: « Давай не задерживай, времени мало. И вот я вижу Никиту Вячеславовича, а за ним Сергия вот с такой шевелюрой и бородой - о.Иоанн посмотрел на мои волосы, - а за Сергием Ольгу Михайловну, а там иеромонах Герасим, и с каждым беседую. А когда времени не хватает, поминают до «Херувимской», после «Херувимской» уже не поминают, перекрестишь (частицы? синодики?) и скажешь: – Помяни, Господи, всех зде поминавшихся»
Говоря о явлениях Божией Матери о.Иоанн привел в пример
разбойника, который каждый раз уходя на злое дело возсылал Божией Матери Архангельское приветствие - икона «Нечаянная радость», а также вразумление Божие Матерью нерадивого пономоря - икона «Скоропослушница»
По поводу канонизации о.Иоанн привел пример преподобного Корнилия Псково-Печерского: « Когда еще царь Иоанн Грозный отрубил голову прп.Корнилию, а канонизировали прп. Корнилия только через 120 лет»
Очевидно в качестве критерия святости о.Иоанн говорил о смирении. Он привел слова Апостола Павла о высочайшем достоинстве Апостольском и что при этом Апостол Павел говорит о себе, что он ничто. « А нам трудно с этим согласиться». ( О.Всеволод всегда проповедовал смирение и сам являл пример глубочайшего смирения.) Также о.Иоанн говорил о некоей могиле в Ленинграде на которой сделана надпись о том, что здесь лежит великий грешник, ничего не сделавший, персть и прах. Прохожий, пройди мимо и забудь о нем. - А это могила Иоанна Кронштадтского. Не Иоанна Крестьянкина, а Иоанна Кронштадтского. А ведь какой он великий подвижник!*
По поводу рисунков изображающих явления о.Всеволода сказал, что больше делать их не надо. Ахнул: « В течение четырех лет делать рисунки!» Но не сказал, что их надо сжигать и что это прелесть. Объяснил, что о.Владимир принимал их молча, чтобы не огорчать меня, не нарушать моего состояния. О.Иоанн говорил о том, что в духовном мире все очень тонко, все на острие, незаметно может произойти подмена. « Вы будете говорить со.Всеволодом, а это будет уже не он». Говоря о прелести, о.Иоанн очень отрицательно отзвался о якобы явлениях Божией Матери в Грушево на Украине. В Грушево было большое паломничество.**
- Это все надуманно.
- Надуманно?
- Конечно надуманно. Ну вот например Сергий посостоятельнее – он в партере, о.Иоанн не такой состоятельный - он на галерке. Вот все готовы. Начинай представление.
О.Иоанн дал мне молитву Кресту, сказав, что сам он читает ее каждый час, и чтобы я тоже читал ее постоянно.
« Крест Христов, на весь мир освященный благодатию и кровию Господа нашего Иисуса Христа, дан нам оружие на всех врагов наших видимых и невидимых, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь»
Как примечание: Незадолго до смерти о.Всеволода я попросил его : « Батюшка, не оставляйте нас». На что о.Всеволод ответил помолчав: « На все воля Божия". 19 декабря 1983 года в день памяти свт.Николая о.Всеволод служил свою последнюю литургию в Николо-Кузнецком храме. В этом храме он бессменно прослужил больше 30 лет. Когда я подошел под благословение о.Всеволода не зная о том, что это его последнее благословение мне, я ясно ощутил, как его все равно что ранили в сердце и он со стоном подумал обо мне: « Не довел!» Через полтора месяца о.Всеволод умер. После смерти о.Всеволода произошел как бы духовный прорыв в вечность. Утонченность души. Несмотря на всю тоску по о.Всеволоду чувствовалось, что он не оставляет нас.
Псково-Печерский монастырь
4 ноября 1988г.Праздник Казанской иконы Божией Матери
В то время, как в храме началась вечерняя заупокойная служба Дмитриеской Родительской субботы, отец Иоанн Крестьянкин в приемной братского корпуса отвечал на вопросы окруживших его людей, беседуя со всеми вместе и с каждым в отдельности. Ответив на мои вопросы, сам задал вопрос: «Вы мне писали?» Я ответил, что еще в мае писал об отце Всеволоде Шпиллере. О.Иоаннн сразу все вспомнил и сказал: «О.Всеволода я хорошо знал, сидел с ним за одним столом». Как и в прошлый раз о.Иоанн подробно говорил об отношениях между Торжествующей Церковью и Церковью земной. Но на этот раз о.Иоанн упорно предостерегал от прелести: «о.Всеволод видит каждое ваше движение, каждый шаг вашей жизни…Стремление видеть о.Всеволода, видения – все это может очень тормозит ваше духовное движение…
Видения могут мешать вашему общению с самим о.Всеволодом…О.Всеволод видит все, что происходит в вашей жизни, и там это стремление к видениям может его огорчать» О.Иоанн сказал, что есть два случая, когда нельзя принимать видения: Первый: во время молитвы перед иконой Спасителя, когда может показаться, что Спаситель выходит из иконы.Второй случай: …В этот момент ко.Иоанну с неотложными вопросами обратился инок из монастырской братии. Отпустив его ,о.Иоанн сказал всем: « А теперь поскорее, а то меня уже ждут покойнички».«Вы завтра ко мне придете, и я вам дам «Азбуку молитвы», где все подробно излагается». О.Иоанн прижал меня к себе и рассказал, как одна старушка очень молилась, чтобы ей было открыто, как там, на том свете. митрополит Николай. И вот как- то во время молитвы она видит, как раздвинулись облака, и в этом пространстве появилась голова митрополита Николая. А эта старушка была очень любознательная, и она дерзновенно спрашивает его: «Отец Николай, что Вы там делаете? – Молюсь - ответил митрополит Николай, и облака задвинулись». О.Иоанн ласково поцеловал меня. Собрался беседовать с другими людьми.« Батюшка, приезжайте на могилу о.Всеволода, там просто фонтан благодати.Кланяйтесь от меня, когда будете на могиле о.Всеволода. А Вы сами приезжайте. Я бы с удовольствием, да кто же меня за ворота монастыря выпустит. Вскоре о.Иоанн уже был на панихиде в Михайловском храме. И в этот вечер и на следующий день в Церкви молились об упокоении усопших и пели « Со святыми упокой…».
Сергей Федоров 1988год.Вторая редакция «Беседы о.Иоанна Крестьянкина ..» сделана в ноябре 2000года.
Письмо архм.Иоанна Крестьянкина 10 июня 1987г.
Художнику
Дорогой мой!
Божие благословение прочитать тебе житие Прп. Серафима Саровского написанное митрополитом Вениамином Федченковым.
Внимательно прочитать, каждый раз перед чтением просить и Духа Утешителя помогать в чтении и уразумении читаемого. Найти то место в его житии, где находится Ваш духовный человек в настоящее время. И от этого момента, хоть частично включиться в духовное делание, аналогичное тому, что откроется перед Вашим умом и взором.
А при таком поверхностном подходе в оценках событий и жизни, какой бытует у нас, и при нашем образе жизни, и при нашем духовном устроении Вы заранее обрекаете свой поиск Св. Духа на бесплодие. Чтение Св. Отцов необходимо, но поверьте мне, нам оно нужно для того чтобы увидеть себя и те дебри, в которые мы зашли, удалившись от Бога в поисках полноты собственного «я».
Возвращаться труднее, выбираясь из буераков, но возвращаться надо, если хотите опытно знать Святого Духа.
А с чего начинать, как продолжать и чем кончать?
Начинать со смиренного призывания помощи Божией. Продолжать смиренных осознанием полной своей несостоятельности и греховности страшной. И кончать смиренным преданием всего себя в волю Божию. Начните с малого. Попытайтесь побороть себя в чем-то малом, и увидите как велик труд нужен для этого, и как без помощи Божией невозможен успех.
2. О вопрошении. [ Вопрос был : Как принимать решение и делать выбор, если нет возможности спросить духовного отца ? ]
1- Всегда во всех случаях ищите для своих поступков обоснования в Св. Писании –Евангелии.
2-Умом вознеситесь к Богу: «Молитвами отца моего духовного, Господи, помоги, вразуми»
А знаете ли, Вы много перечислили чего нет в Вас для иконописца. А я бы все это назвал одним словом : « Нет смирения. Нет детского доверия к Богу»
А особые явления, которые с вами происходят, знает Ваш духовник, и их я касаться не буду.
Божие благословение Вам.
Все наши несчастья, даже от Адама, пошли в нежелании слушаться. Нам же, если хотим возвратиться к Богу, надо слушаться словес Господних, что звучат в Новом Завете для нас.—Послушание воле Божией, вот то лечение, которое может вернуть нас к здравию и жизни.
10 –6--1987.
Псково-Печерский монастырь. Архм. Иоанн Крестьянкин.
Архм. Иоанн Крестьянкин Псково-Печерский монастырь
10 –11 –1991 г. (2 письмо)
Дрогой о Господе Сергий !
Божие благословение тебе ничего внешнего не менять в своей жизни до 1993года—оставаться с мамой, руководствоваться у о.Владимира и ни воспоминаний, ни мемуаров не писать.
И тебе и о.Всеволоду нужна только молитва, и твой духовный опыт даруется только тебе, и если ты окажешься неспособным хранить сокровенное, то отнимется у тебя то, что даруется.
Одна маленькая поправка и дополнение все же будет к твоему образу жизни и духовным устремлениям.
В этот промежуток времени тебе надо непременно познакомиться с монашеским устроением жизни и теоретически, и практически прикоснуться. А как?
Периодически некоторое время пожить паломником-послушником в нескольких мужских монастырях. Это можно сделать и в твой отпуск, и в те свободные дни, что выпадают тебе, когда нет службы в храме.
Поживи и в Оптиной, и в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью. И пожить надо не на привилегированном положении художника-иконописца, а на положении трудника.
И тогда Вы что-нибудь поймете, и для себя сделаете более определенный выбор, основанный не на парении духа и витании в облаках, но на реальной почве монастырских трудов. Ведь не исключено, что когда Вы придете в монастырь, Вас определят на такое послушание, которое ничего общего не будет иметь с Вашими устремлениями. Почитайте житие Иоанна Дамаскина.
Так вот Сережа, такой тебе наказ.
Дело в том, дорогой мой, что примерок ни в случае вступления в брак, ни в случае вступления в монастырь делать нельзя, и к Богу надо приходить с решимостью быть верным до конца.
Божие благословение тебе.
Архм. Иоанн
3 письмо
Рождество Христово 1996 год.
Дорогой о Господе Сергий!
Просьбу о молитве за Вашу маму выполняю. Помню и Татьяну Дмитриевну. У Татьяны Дмитриевны духовник о.Владимир, он ее и наставит на путь правый и поможет во всем. А помолиться и о ней, о ее здравии и об иноке Никите мой долг.Всего Вам доброго.
(По словам келейницы Татьяны. о.Иоанн ответил устно на мое письмо, не читая его. Конверт так и лежал не распечатанным на тумбочке. Татьяна передала мне исчерпывающий ответ от о.Иоанна. Совершенно неожиданно для себя, через месяц я получил от о.Иоанна поздравление на Рождество Христово 1996 года. Он кратко повторил свой ответ, и мою прощальную фразу к нему "Всего Вам доброго")
После смерти архм.Иоанна келейница Татьяна в разговоре со мной подтвердила истинность изложенного мною эпизода об очередях живых к о.Иоанну во время совершения проскомидии, поскольку он сам ей об этом говорил. Когда я недоумевал, кто же вместо меня стоит в алтаре в очереди к о.Иоанну, духовник ответил, что он знает о чем речь, но в данный момент ему некогда объяснять. С тех пор прошло больше двадцати лет. Но я так и не знаю, может быть Ангел?