ПОСЛАНИЕ К ЧАДАМ СВОИМ
Святого Макария Египетского о том, что человеку следует отречься [от мира] вследствие зол, которые он творил [раньше], и от всего сердца обратиться к Богу. А также о том, что если он терпеливо переносит случающиеся с ним скорби, то благодать Божия понемногу снисходит на него
1. Когда человек обратится к благу, отречется от зла, предаст себя познанию самого себя, начнет раскаиваться в том, что он совершил во время небрежения своего, и искать всей душой Бога, тогда благой Бог даст ему
печаль о соделанном.
2. А после этого, опять по милосердию Своему, Бог дарует человеку умерщвление тела в постах и бдениях, отвержение материальных вещей, перенесение поношений, ненависть ко всякому телесному покою и
любовь к плачу [о грехах своих].
3. Затем [Бог] дарует человеку [еще раз этот]
плач, сокрушение [сердечное] и телесное смирение
так, чтобы он не следил уже за прегрешениями [других] людей, а был внимательным лишь к собственным проступкам, помнил о дне исхода своего из [бренного] жилища сего и о том, что предстоит ему встреча с Богом. Пред [очами] сердца его также предстают мучения [грешников в аду] и почести, которых удостоятся возлюбившие Бога.
4. Когда это даруется человеку и он начинает подвизаться и утруждаться в постах, бдениях и вообще во всем, что приносит пользу душе его,
тогда [к нему] подступают враги наши, сеющие злохудожные помыслы и внушающие ему бессилие, дабы не смог он осуществить малое постничество свое. Они заставляют его ощущать длительность времени, нашептывая: «Сколько времени еще ты будешь терпеливо нести труд сей, ведь тело твое уже [стало совсем] немощным?» Также говорят ему: «Многое утруждение требуется, чтобы Бог вселился в человека, особенно в тебя, совершившего столько грехов». [Еще внушают]: «Разве Бог может простить тебе столь большое количество прегрешений?»
5. Если сердце его не приняло [это] ведение от них,
то [враги] вновь подступают к нему и под предлогом праведных суждений внушают человеку: «Если ты и согрешил, то покаялся в грехах своих». И напоминают ему о некоторых [иноках], которые согрешили, но не покаялись,
засевая душу его тщеславием.6. Однако [враги не успокаиваются на этом]: они
внушают [монаху любовь к] тщетной славе и усердие к делам, понести которые он не в силах: воздержанию от пищи, бдениям и многим другим, перечислить которые невозможно, даруя ему легкость для [свершения] их. Посредством таких дел [бесы] способны сбить [инока с пути праведного], о чем в Книге Притчей предупреждается: Не уклонися ни на десно, ни на шуе (Притч. 4, 27).
7. Если же благой Бог видит, что сердце [монаха] не последовало ни за одним из этих [приражений], потому что [написано]: Искусил ecu сердце мое, посетил ecu нощию, искусил мя ecu, и не обретеся во мне неправда (Пс. 16, 3). Почему сказано «ночью», а не «днем»? — Потому что речь идет о кознях врага, о чем возвещает и [Апостол] Павел, говоря, что мы — не сыны ночи,— но сыны дня (1 Фес. 5, 5), поскольку Сын Божий есть день, а диавол — ночь.
8. Если же сердце преодолеет эти искушения и брани, то на [инока]
начинает навлекаться брань блуда и сластолюбие к мужчинам. В борениях с этими [искушениями] сердце [часто] ослабевает так, что считает невозможным для себя делом блюсти чистоту свою. А [враги между тем], как было сказано, внушают [монаху помыслы] о продолжительности времени [его трудов] и о прочем.
9. А если сердце изнеможет в этих [борениях] так, что совсем лишится сил в трудах и бранях, то тогда благой и милосердный Бог
посылает [монаху] Святую Силу. Он укрепляет сердце его, даруя ему плач, радость и отдохновение так, что [инок] становится сильнее врагов, которые, не желая того, боятся обитающей в нем Силы. Об этом громогласно заявляет и [Апостол] Павел: «Подвизайтесь, и вы примете силу». Это есть та Сила, о которой изрекает и [Апостол] Петр: Наследство нетленное, неувядаемое, хранящееся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых (1 Пет. 1,4-5).
10. Далее, когда Бог видит, что сердце [подвижника] укрепилось против врагов, тогда Он мало-помалу
отнимает от него [Свою] Силу и попускает врагам сражаться с ним посредством [различных видов] невоздержанности, похоти очей, тщеславия и гордыни, так что [человек] оказывается подобным лишенному руля кораблю, который бьется о скалы то там, то здесь.
11. Когда же сердце [инока вновь начинает] изнемогать в этих [бранях и искушениях, исходящих] от врагов, тогда благой Бог, пекущийся о творении Своем,
еще раз посылает Святую Силу и укрепляет сердце, душу, тело и остальные части [естества подвижника] членами Утешителя, поскольку [Сам Господь] говорит: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29).
12. И тогда благой Бог
начинает отверзать очи сердца (Еф. 1, 18), дабы человек познал, что Бог есть [именно] Тот, кто укрепляет его. Человек познаёт, что [одному] Богу следует воздавать честь со многим смирением и сокрушением сердечным, как глаголет Давид: Жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50, 19). Ибо смиренномудрие и сокрушение рождаются в сердце от трудов подвизающихся в [духовных] бранях.
13.
После этого [Святая] Сила начинает открывать сердцу Небесное: как следует молиться и петь псалмы. [/size] Она также являет будущие почести, [ожидающие] тех, кто стойко выдержал [все испытания. Для подвижника становится ясным], что, сколько бы трудов ни понес человек, они ничтожны по сравнению с дарами, данными ему Богом, о чем и Апостол изрекает: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). После этого Она начинает открывать сердцу муки тех, которые подвергаются [вечному] наказанию, и многое другое, о чем я не могу сказать, но что подвизающийся [обязательно] познает на опыте.
14. Тогда Утешитель полагает пределы чистоты души и прочих членов.
Он [дарует иноку] великое смирение души, чтобы считал он себя ниже всех [людей] и всякой твари, не обращая никакого внимания на промахи других [братии], но устремляя очи свои [только] на правое. [Еще Утешитель дарует ему] хранение уст, исцеление ног, чтобы прямо [ходил он стезями своими], праведность рук, служение молитв, умерщвление тела и бдения. [Все] это [Утешитель] преподает с мерой и различением, без всякого смятения и в [полном] покое.
15. Если же [человек начинает] в мысли своей пренебрегать [благими] устроениями [Святого] Духа, тогда
Сила [Божия] вновь удаляется от него. Затем опять брани и смущения вторгаются в сердце, а телесные страсти, возбуждаемые [внутренними] волнениями, посеянными в нем врагами, приводят его в смятение.
16. Однако если сердце его обратится [к Богу] и он усвоит заповеди Духа, то
опять обретет познание [о необходимости постоянного] пребывания с Богом. Это и есть отдохновение его, [о котором говорится]: Господи, воззвах к Тебе, и исцелил мя ecu (Пс. 29, 3).
17. Итак, мое [окончательное] мнение следующее:
если человек не стяжает великое смирение в сердце и теле своем так, чтобы в любом деле не оценивать себя [высоко], чтобы [спокойно] переносить [всякое] оскорбление, во всем принуждать себя, ежедневно иметь перед лицем своим смерть свою, отрекаться от материальных и плотских вещей, то он не сможет сохранить заповеди Духа.________________________________________
[1] Αποφθέγματα των αγίων γερόντων, Μακαρίου’.1. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. — Макарий. § 1. Vitae patrum, lib. Ill, § 99. Vitae patrum, lib. V, libellus 15, § 25. Древний патерик, изложенный по главам. Изд. 2-е (Москва, 1892), гл. 15, § 37, с. 286-287. Этот случай немного подробнее рассказывается в житии св. Макария, составленном Серапионом, епископом Тмуи (ΜΟΥΙ) учеником Антония Великого, хорошо знавшим св. Макария. Annales du Musee Guimet, torn. XXV, pag. 66-72.
[2] ПИРΣΜ ИХИМІ — человек из Египта. Египтянин. ХИШ (Египет) отличается от •θ•ИВАІС (Фиваида).
[3] Αποφθέγματα... Мкр. 12. Достопам. сказ. — Мкр. §12 (го ξύλον το στρέφον τα καιόμενα φρύγανα, δι όλου έσθίεται εκ του πυρός = палка, которою ворочают горящие дрова, беспрестанно снедается огнем). Vitae patrum, V, 3, § 8. Древний патерик, гл. 3, § 17, с. 34 (та же мысль). С Копт. Амелиио переводит: L'arbre dont on jette en pure perte les branches au feu, le feu le devore sans cesse. Греческий перевод представляется нам и более понятным, и более соответствующим коптскому тексту, чем перевод Амелино. Коптское существительное ШΣ означает именно дерево неживое, не на корню, а срубленное, дрова или палку, грсч. ξύλον, латин. lignum, baculus (Peyronis. Lexicon copticum, 282), а для обозначения живого дерева употребляется слово ШИН (там же, 296). Да и существительное ΛΕВШ = φρύγανον, sarmentum, хворост (там же, 79). Зависимость слов в коптском тексте также не говорит в пользу перевода Амелино.
[4] Αποφθέγματα: κλέψαι συκίδια= воровать смоквы.
[5] Αποφθέγματα... Мкр. 37. Достопамятные сказания... — Мкр. § 36.
[6] Звездочкой обозначены сказания, имеющиеся только в коптском тексте.
[7] Αποφθέγματα... Мкр. 10. Достопамятные сказания... — Мкр. § 10. Vitae patrum, lib. Ill, § 53. Vitae patrum, V, 4, § 26. Древний патерик, гл. 4, § 29, с. 52.
[8] Αποφθέγματα.... Μκρ. 11. Достопамятные сказания... — Мкр. § 11. Vitae patrum, III, § 124. Vitae patrum, V, 15, § 26. Древний патерик, гл. 15,§ 38,с. 287-288. Ср.: Annales duMusee Guimet, torn. XXV, pag. 119-120 (2-я коптская статья о Макарии Великом). Несколько иначе рассказывается об этом в житии Макария Великого, составленном епископом Серапионом: Annales du Musee Guimet, torn. XXV, pag. 97. Здесь говорится, что демоны отняли из рук Макария косу и подняли ее над ним, как бы желая опустить ее на него, но не могли. Тогда Макарии сказал им: «Если Господь дал вам силу, то опустите косу на меня; иначе же — идите во мрак». Демоны ответили ему: «Мы покончили с тобою навсегда; ибо весь труд, какой мы понесли, был тщетен: мы не получили никакого успеха относительно тебя». А Макарии сказал: «Не моя сила делает это, но благодать Божия».
[9] Annales duMusee Guimet, torn. XXV, pag. 120 (2-я коптская статья о Макарии Великом). Еще подробнее рассказывается в житии Макария, составленном епископом Серапионом, Annales duMusee Guimet, torn. XXV, pag. 101-104. Здесь еще очень важна следующая подробность: после исцеления дочери Агафоника посланный им слуга предлагал Макарию большой подарок — 4 000 золотых монет; но Макарии отказался от денег, говоря, что дара Божия не продают и что ему не нужно ничего подобного.
[10] Βιτίμιος, Витимий. Очевидно, грек не мог произнести тот коптский звук, который мы произносим легко. Лат.: Vindemius. Vitae patrum, VI, 3, § 2.
[11] ως όπδ πλούτου = как бы от богатства. Какое сходство греческого и коптского выражения мысли! Очевидно, греческий текст есть перевод коптского текста.
[12] В Копт. стоит цифра 9, а в самом переводе Амелино cinq — пять, как и в греческом и латинском изданиях и в русском переводе.
[13] μαρτύριον, martyrium = мученичество; место, где погребен мученик; храм — малый, в отличие от большого - εκκλησία
[14] Αποφθέγματα... Μκρ. 33. Достопамятные сказания... — Мкр. § 32. Vitae patrum, lib. III, § 195. Vitae patrum, VI, 3, § 2. Древний патерик, гл. 20, § 3, с. 395-396.
[15] Αποφθέγματα... Μκρ. 39. Достопамятные сказания... — Мкр. § 38. Vitae patrum, lib. III, § 127.
[16] Αποφθέγματα... Мкр. 13. Достопамятные сказания... — Мкр. § 13. Vitae patrum, V, 7, § 10. Древний патерик, гл. 7, § 15, с. 114.
[17] Αποφθέγματα... Мкр. 13. Достопамятные сказания... — Мкр. § 23. AnnalesduMuseeGuimet,tom. XXV, pag. 126 (2-я коптская статья о Макарии Великом).
[18] hAI = πτύον, ventilabrum (Peyronis. Lexicon copticum 326). Β Άποφθέγμα-τα читаем νίτρο ν = селитру.
[19] "Αποφθέγματα... Мкр. 31. Достопамятные сказания... — Мкр. § 30
[20] YIYWI = Σισόης, Сисой. Грек не мог произнести такого коптского звука и заменил его несколько похожим звуком.
[21] К Египту.
[22] επτά ονόματα ( Αποφθέγματα). Но в Достопамятных сказаниях читаем: «чтобы сжать семь нив». Это не совсем верно: первое — «будучи всемером» — осмысленнее, чем «сжать семь нив».
[23] "Αποφθέγματα... Мкр. 7. Достопамятные сказания... — Мкр. § 7. Древний патерик, гл. 19, § 11, с. 385-386.
[24] Αποφθέγματα... Мкр. 16. Достопамятные сказания... — Мкр. § 16. Vitae patrum, V, 4, § 27.
[25] Αποφθέγματα... Мкр. 27. Достопамятные сказания... Мкр. § 27: никого не обижай, никого не осуждай: соблюдай сие, и спасешься.
[26] Αποφθέγματα... Мкр. 22. Достопамятные сказания... — Мкр. § 22.
[27] Αποφθέγματα... Мкр. 17. Достопамятные сказания... — Мкр. § 17. Vitae patrum, V, 4, §28.
[28] Αποφθέγματα... Мкр. 34. Достопамятные сказания... - Мкр. § 33.
[29] Αποφθέγματα... Мкр. 2. Достопамятные сказания... — Мкр. § 2. Vitae patrum, VI, 3, § 4. Древний патерик, гл. 20, § 4, с. 396-397. Об этом рассказывается и в житии Макария Великого, составленном епископом Серапионом: AnnalesduMuseeGuimet, torn.XXV, pag. 94-96.
[30] Αποφθέγματα... Μκρ. 32. Достопамятные сказания... — Мкр. § 31.
[31] То есть покаяние, наложенное другим Макарием.
[32] Αποφθέγματα... Μκρ. 21. Достопамятные сказания... — Мкр. § 21. Здесь читаем: «Старец, видя смирение его, сказал: «Иди и постись три недели, принимая пищу только раз в неделю». А это был обыкновенный образ его жизни — поститься по целой неделе».
[33] Annales du Musee Guimet, torn. XXV, pag. 164 (2-я коптская статья о Макарий Великом).
[34] Αποφθέγματα... Μκρ. 38. Достопамятные сказания... — Мкр. § 37. Vitae patrum, lib. Ill, § 172. Vitae patrum, VI, 3, § 16.
[35] Vitae patrum, lib. Ill, § 97. Vitae patrum, VI, 3, § 17. Краткое упоминание об этих двух женщинах есть в предсмертной беседе св. Макария, изложенной в его житии, составленном еп. Серапионом. Annales du Musee Guimet, torn. XXV, pag. 106.
[36] Vitac patrum, V, 18, § 9 — называют этого инока именем Феоктист.
[37] Αποφθέγματα... Мкр. 3. Достопамятные сказания... - Мкр. § 3. Vitae patrum, III, § 61. Vitae patrum, V, 18, § 9. Древний патерик гл 18, § 14, с. 348-350.