Исихазм

Автор Тема: св.Макарий Египетский - Послание к чадам своим  (Прочитано 3411 раз)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

ПОСЛАНИЕ К ЧАДАМ СВОИМ
Святого Макария Египетского о том, что человеку следует отречься [от мира] вследствие зол, которые он творил [раньше], и от всего сердца обратиться к Богу. А также о том, что если он терпеливо переносит случающиеся с ним скорби, то благодать Божия понемногу снисходит на него

1.   Когда человек обратится к благу, отречется от зла, предаст себя познанию самого себя, начнет раскаиваться в том, что он совершил во время небрежения своего, и искать всей душой Бога, тогда благой Бог даст ему печаль о соделанном.

2.  А после этого, опять по милосердию Своему, Бог дарует человеку умерщвление тела в постах и бдениях, отвержение материальных вещей, перенесение поношений, ненависть ко всякому телесному покою и любовь к плачу [о грехах своих].

3.  Затем [Бог] дарует человеку [еще раз этот] плач, сокрушение [сердечное] и телесное смирение так, чтобы он не следил уже за прегрешениями [других] людей, а был внимательным лишь к собственным проступкам, помнил о дне исхода своего из [бренного] жилища сего и о том, что предстоит ему встреча с Богом. Пред [очами] сердца его также предстают мучения [грешников в аду] и почести, которых удостоятся возлюбившие Бога.

4.  Когда это даруется человеку и он начинает подвизаться и утруждаться в постах, бдениях и вообще во всем, что приносит пользу душе его, тогда [к нему] подступают враги наши, сеющие злохудожные помыслы и внушающие ему бессилие, дабы не смог он осуществить малое постничество свое. Они заставляют его ощущать длительность времени, нашептывая: «Сколько времени еще ты будешь терпеливо нести труд сей, ведь тело твое уже [стало совсем] немощным?» Также говорят ему: «Многое утруждение требуется, чтобы Бог вселился в человека, особенно в тебя, совершившего столько грехов». [Еще внушают]: «Разве Бог может простить тебе столь большое количество прегрешений?»

5.  Если сердце его не приняло [это] ведение от них, то [враги] вновь подступают к нему и под предлогом праведных суждений внушают человеку: «Если ты и согрешил, то покаялся в грехах своих». И напоминают ему о некоторых [иноках], которые согрешили, но не покаялись, засевая душу его тщеславием.

6.  Однако [враги не успокаиваются на этом]: они внушают [монаху любовь к] тщетной славе и усердие к делам, понести которые он не в силах: воздержанию от пищи, бдениям и многим другим, перечислить которые невозможно, даруя ему легкость для [свершения] их. Посредством таких дел [бесы] способны сбить [инока с пути праведного], о чем в Книге Притчей предупреждается: Не уклонися ни на десно, ни на шуе (Притч. 4, 27).

7.   Если же благой Бог видит, что сердце [монаха] не последовало ни за одним из этих [приражений], потому что [написано]: Искусил ecu сердце мое, посетил ecu нощию, искусил мя ecu, и не обретеся во мне неправда (Пс. 16, 3). Почему сказано «ночью», а не «днем»? — Потому что речь идет о кознях врага, о чем возвещает и [Апостол] Павел, говоря, что мы —  не сыны ночи,—  но сыны дня  (1 Фес. 5, 5), поскольку Сын Божий есть день, а диавол — ночь.

8.  Если же сердце преодолеет эти искушения и брани, то на [инока] начинает навлекаться брань блуда и сластолюбие к мужчинам. В борениях с этими [искушениями] сердце [часто] ослабевает так, что считает невозможным для себя делом блюсти чистоту свою. А [враги между тем], как было сказано, внушают [монаху помыслы] о продолжительности времени [его трудов] и о прочем.

9.  А если сердце изнеможет в этих [борениях] так, что совсем лишится сил в трудах и бранях, то тогда благой и милосердный Бог посылает [монаху] Святую Силу. Он укрепляет сердце его, даруя ему плач, радость и отдохновение так, что [инок] становится сильнее врагов, которые, не желая того, боятся обитающей в нем Силы. Об этом громогласно заявляет и [Апостол] Павел:  «Подвизайтесь, и вы примете силу».  Это есть та Сила, о которой изрекает и [Апостол] Петр: Наследство нетленное, неувядаемое, хранящееся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых (1 Пет. 1,4-5).

10.  Далее, когда Бог видит, что сердце [подвижника] укрепилось против врагов, тогда Он мало-помалу отнимает от него [Свою] Силу и попускает врагам сражаться с ним посредством [различных видов] невоздержанности, похоти очей, тщеславия и гордыни, так что [человек] оказывается подобным лишенному руля кораблю, который бьется о скалы то там, то здесь.

11.  Когда же сердце [инока вновь начинает] изнемогать в этих [бранях и искушениях, исходящих] от врагов, тогда благой Бог, пекущийся о творении Своем, еще раз посылает Святую Силу и укрепляет сердце, душу, тело и остальные части [естества подвижника] членами Утешителя, поскольку [Сам Господь] говорит: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29).

12.  И тогда благой Бог начинает отверзать  очи сердца (Еф. 1, 18), дабы человек познал, что Бог есть [именно] Тот, кто укрепляет его. Человек познаёт, что [одному] Богу следует воздавать честь со многим смирением и сокрушением сердечным, как глаголет Давид:   Жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50, 19). Ибо смиренномудрие и сокрушение рождаются в сердце от трудов подвизающихся в [духовных] бранях.

13. После этого [Святая] Сила начинает открывать сердцу Небесное: как следует молиться и петь псалмы. [/size] Она также являет будущие почести, [ожидающие] тех, кто стойко выдержал [все испытания. Для подвижника становится ясным], что, сколько бы трудов ни понес человек, они ничтожны по сравнению с дарами, данными ему Богом, о чем и Апостол изрекает: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). После этого Она начинает открывать сердцу муки тех, которые подвергаются [вечному] наказанию, и многое другое, о чем я не могу сказать, но что подвизающийся [обязательно] познает на опыте.

14.  Тогда Утешитель полагает пределы чистоты души и прочих членов. Он [дарует иноку] великое смирение души, чтобы считал он себя ниже всех [людей] и всякой твари, не обращая никакого внимания на промахи других [братии], но устремляя очи свои [только] на правое. [Еще Утешитель дарует ему] хранение уст, исцеление ног, чтобы прямо [ходил он стезями своими], праведность рук, служение молитв, умерщвление тела и бдения. [Все] это [Утешитель] преподает с мерой и различением, без всякого смятения и в [полном] покое.

15.  Если же [человек начинает] в мысли своей пренебрегать [благими] устроениями [Святого] Духа, тогда Сила [Божия] вновь удаляется от него. Затем опять брани и смущения вторгаются в сердце, а телесные страсти, возбуждаемые [внутренними] волнениями, посеянными в нем врагами, приводят его в смятение.

16.  Однако если сердце его обратится [к Богу] и он усвоит заповеди Духа, то опять обретет познание [о необходимости постоянного] пребывания с Богом. Это и есть отдохновение его, [о котором говорится]: Господи, воззвах к Тебе, и исцелил мя ecu (Пс. 29, 3).

17.  Итак, мое [окончательное] мнение следующее: если человек не стяжает великое смирение в сердце и теле своем так, чтобы в любом деле не оценивать себя [высоко], чтобы [спокойно] переносить [всякое] оскорбление, во всем принуждать себя, ежедневно иметь перед лицем своим смерть свою, отрекаться от материальных и плотских вещей, то он не сможет сохранить заповеди Духа.


________________________________________
[1] Αποφθέγματα των αγίων γερόντων, Μακαρίου’.1. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. — Макарий. § 1. Vitae patrum, lib. Ill, § 99. Vitae patrum, lib. V, libellus 15, § 25. Древний патерик, изложенный по главам. Изд. 2-е (Москва, 1892), гл. 15, § 37, с. 286-287. Этот случай немного подробнее рассказывается в житии св. Макария, составленном Серапионом, епископом Тмуи (ΜΟΥΙ) учеником Антония Великого, хорошо знавшим св. Макария. Annales du Musee Guimet, torn. XXV, pag. 66-72.
[2] ПИРΣΜ ИХИМІ — человек из Египта. Египтянин. ХИШ (Египет) отличается от •θ•ИВАІС (Фиваида).
[3] Αποφθέγματα... Мкр. 12. Достопам. сказ. — Мкр. §12 (го ξύλον το στρέφον τα καιόμενα φρύγανα, δι όλου έσθίεται εκ του πυρός = палка, которою ворочают горящие дрова, беспрестанно снедается огнем). Vitae patrum, V, 3, § 8. Древний патерик, гл. 3, § 17, с. 34 (та же мысль). С Копт. Амелиио переводит: L'arbre dont on jette en pure perte les branches au feu, le feu le devore sans cesse. Греческий перевод представляется нам и более понятным, и более соответствующим коптскому тексту, чем перевод Амелино. Коптское существительное ШΣ означает именно дерево неживое, не на корню, а срубленное, дрова или палку, грсч.  ξύλον, латин. lignum, baculus (Peyronis. Lexicon copticum, 282), а для обозначения живого дерева употребляется слово ШИН (там же, 296). Да и существительное ΛΕВШ = φρύγανον, sarmentum, хворост (там же, 79). Зависимость слов в коптском тексте также не говорит в пользу перевода Амелино.
[4] Αποφθέγματα: κλέψαι συκίδια= воровать смоквы.
[5] Αποφθέγματα... Мкр. 37. Достопамятные сказания... — Мкр. § 36.
[6] Звездочкой обозначены сказания, имеющиеся только в коптском тексте.
[7] Αποφθέγματα... Мкр. 10. Достопамятные сказания... — Мкр. § 10. Vitae patrum, lib. Ill, § 53. Vitae patrum, V, 4, § 26. Древний патерик, гл. 4, § 29, с. 52.
[8] Αποφθέγματα.... Μκρ. 11. Достопамятные сказания... — Мкр. § 11. Vitae patrum, III, § 124. Vitae patrum, V, 15, § 26. Древний патерик, гл. 15,§ 38,с. 287-288. Ср.: Annales duMusee Guimet, torn. XXV, pag. 119-120 (2-я коптская статья о Макарии Великом). Несколько иначе рассказывается об этом в житии Макария Великого, составленном епископом Серапионом: Annales du Musee Guimet, torn. XXV, pag. 97. Здесь говорится, что демоны отняли из рук Макария косу и подняли ее над ним, как бы желая опустить ее на него, но не могли. Тогда Макарии сказал им: «Если Господь дал вам силу, то опустите косу на меня; иначе же — идите во мрак». Демоны ответили ему: «Мы покончили с тобою навсегда; ибо весь труд, какой мы понесли, был тщетен: мы не получили никакого успеха относительно тебя». А Макарии сказал: «Не моя сила делает это, но благодать Божия».
[9] Annales duMusee Guimet, torn. XXV, pag. 120 (2-я коптская статья о Макарии Великом). Еще подробнее рассказывается в житии Макария, составленном епископом Серапионом, Annales duMusee Guimet, torn. XXV, pag. 101-104. Здесь еще очень важна следующая подробность: после исцеления дочери Агафоника посланный им слуга предлагал Макарию большой подарок — 4 000 золотых монет; но Макарии отказался от денег, говоря, что дара Божия не продают и что ему не нужно ничего подобного.
[10] Βιτίμιος, Витимий. Очевидно, грек не мог произнести тот коптский звук, который мы произносим легко. Лат.: Vindemius. Vitae patrum, VI, 3, § 2.
[11] ως όπδ πλούτου = как бы от богатства. Какое сходство греческого и коптского выражения мысли! Очевидно, греческий текст есть перевод коптского текста.
[12] В Копт. стоит цифра 9, а в самом переводе Амелино cinq — пять, как и в греческом и латинском изданиях и в русском переводе.
[13] μαρτύριον, martyrium = мученичество; место, где погребен мученик; храм — малый, в отличие от большого - εκκλησία
[14] Αποφθέγματα... Μκρ. 33. Достопамятные сказания... — Мкр. § 32. Vitae patrum, lib. III, § 195. Vitae patrum, VI, 3, § 2. Древний патерик, гл. 20, § 3, с. 395-396.
[15] Αποφθέγματα... Μκρ. 39. Достопамятные сказания... — Мкр. § 38. Vitae patrum, lib. III, § 127.
[16] Αποφθέγματα... Мкр. 13. Достопамятные сказания... — Мкр. § 13. Vitae patrum, V, 7, § 10. Древний патерик, гл. 7, § 15, с. 114.
[17] Αποφθέγματα... Мкр. 13. Достопамятные сказания... — Мкр. § 23. AnnalesduMuseeGuimet,tom. XXV, pag. 126 (2-я коптская статья о Макарии Великом).
[18] hAI = πτύον, ventilabrum (Peyronis. Lexicon copticum 326). Β Άποφθέγμα-τα читаем νίτρο ν = селитру.
[19] "Αποφθέγματα... Мкр. 31. Достопамятные сказания... — Мкр. § 30
[20] YIYWI = Σισόης, Сисой. Грек не мог произнести такого коптского звука и заменил его несколько похожим звуком.
[21] К Египту.
[22] επτά ονόματα ( Αποφθέγματα). Но в Достопамятных сказаниях читаем: «чтобы сжать семь нив». Это не совсем верно: первое — «будучи всемером» — осмысленнее, чем «сжать семь нив».
[23] "Αποφθέγματα... Мкр. 7. Достопамятные сказания... — Мкр. § 7. Древний патерик, гл. 19, § 11, с. 385-386.
[24] Αποφθέγματα... Мкр. 16. Достопамятные сказания... — Мкр. § 16. Vitae patrum, V, 4, § 27.
[25] Αποφθέγματα...  Мкр. 27. Достопамятные сказания...  Мкр. § 27: никого не обижай, никого не осуждай: соблюдай сие, и спасешься.
[26] Αποφθέγματα... Мкр. 22. Достопамятные сказания... — Мкр. § 22.
[27] Αποφθέγματα... Мкр. 17. Достопамятные сказания... — Мкр. § 17. Vitae patrum, V, 4, §28.
[28] Αποφθέγματα... Мкр. 34. Достопамятные сказания... - Мкр. § 33.
[29] Αποφθέγματα... Мкр. 2. Достопамятные сказания... — Мкр. § 2. Vitae patrum, VI, 3, § 4. Древний патерик, гл. 20, § 4, с. 396-397. Об этом рассказывается и в житии Макария Великого, составленном епископом Серапионом: AnnalesduMuseeGuimet, torn.XXV, pag. 94-96.
[30] Αποφθέγματα... Μκρ. 32. Достопамятные сказания... — Мкр. § 31.
[31] То есть покаяние, наложенное другим Макарием.
[32] Αποφθέγματα... Μκρ. 21. Достопамятные сказания... — Мкр. § 21. Здесь читаем: «Старец, видя смирение его, сказал: «Иди и постись три недели, принимая пищу только раз в неделю». А это был обыкновенный образ его жизни — поститься по целой неделе».
[33] Annales du Musee Guimet, torn. XXV, pag. 164 (2-я коптская статья о Макарий Великом).
[34] Αποφθέγματα... Μκρ. 38. Достопамятные сказания... — Мкр. § 37. Vitae patrum, lib. Ill, § 172. Vitae patrum, VI, 3, § 16.
[35] Vitae patrum, lib. Ill, § 97. Vitae patrum, VI, 3, § 17. Краткое упоминание об этих двух женщинах есть в предсмертной беседе св. Макария, изложенной в его житии, составленном еп. Серапионом. Annales du Musee Guimet, torn. XXV, pag. 106.
[36] Vitac patrum, V, 18, § 9 — называют этого инока именем Феоктист.
[37] Αποφθέγματα... Мкр. 3. Достопамятные сказания... - Мкр. § 3. Vitae patrum, III, § 61. Vitae patrum, V, 18, § 9. Древний патерик гл 18, § 14, с. 348-350.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

В этом послании не говорится прямо об исихастском опыте Макария Великого, но кое-что может оказаться полезным.
Перечисленные этапы браней инока не возможно преодолеть без молитвы.
У меня возникли такие комментарии к этапам умного делания св. Макария.

***1.   Когда человек обратится к благу, отречется от зла, предаст себя познанию самого себя, начнет раскаиваться в том, что он совершил во время небрежения своего, и искать всей душой Бога, тогда благой Бог даст ему печаль о соделанном.
2.  А после этого, опять по милосердию Своему, Бог дарует человеку умерщвление тела в постах и бдениях, отвержение материальных вещей, перенесение поношений, ненависть ко всякому телесному покою и любовь к плачу [о грехах своих].
3.  Затем [Бог] дарует человеку [еще раз этот] плач, сокрушение [сердечное] и телесное смирение так, чтобы он не следил уже за прегрешениями [других] людей, а был внимательным лишь к собственным проступкам, помнил о дне исхода своего из [бренного] жилища сего и о том, что предстоит ему встреча с Богом. Пред [очами] сердца его также предстают мучения [грешников в аду] и почести, которых удостоятся возлюбившие Бога.***


1-2-3. Путь инока, оставившего мир зла, начинается с печали и плача,  и Господь  дарует первичное смирение, так что инок  перестает видеть себя выше других и усиливает свои добродетельные подвиги.

***4.  Когда это даруется человеку и он начинает подвизаться и утруждаться в постах, бдениях и вообще во всем, что приносит пользу душе его, тогда [к нему] подступают враги наши, сеющие злохудожные помыслы и внушающие ему бессилие, дабы не смог он осуществить малое постничество свое. Они заставляют его ощущать длительность времени, нашептывая: «Сколько времени еще ты будешь терпеливо нести труд сей, ведь тело твое уже [стало совсем] немощным?» Также говорят ему: «Многое утруждение требуется, чтобы Бог вселился в человека, особенно в тебя, совершившего столько грехов». [Еще внушают]: «Разве Бог может простить тебе столь большое количество прегрешений?»
5.  Если сердце его не приняло [это] ведение от них, то [враги] вновь подступают к нему и под предлогом праведных суждений внушают человеку: «Если ты и согрешил, то покаялся в грехах своих». И напоминают ему о некоторых [иноках], которые согрешили, но не покаялись, засевая душу его тщеславием.***


4-5 Иноку открывается мир помыслов и попускаются атаки лукавого то слева, то справа, то соблазняя возвратом в мир, то соблазняя, что он лучше братии.

***6.  Однако [враги не успокаиваются на этом]: они внушают [монаху любовь к] тщетной славе и усердие к делам, понести которые он не в силах: воздержанию от пищи, бдениям и многим другим, перечислить которые невозможно, даруя ему легкость для [свершения] их. Посредством таких дел [бесы] способны сбить [инока с пути праведного], о чем в Книге Притчей предупреждается: Не уклонися ни на десно, ни на шуе (Притч. 4, 27).
7.   Если же благой Бог видит, что сердце [монаха] не последовало ни за одним из этих [приражений], потому что [написано]: Искусил ecu сердце мое, посетил ecu нощию, искусил мя ecu, и не обретеся во мне неправда (Пс. 16, 3). Почему сказано «ночью», а не «днем»? — Потому что речь идет о кознях врага, о чем возвещает и [Апостол] Павел, говоря, что мы —  не сыны ночи,—  но сыны дня  (1 Фес. 5, 5), поскольку Сын Божий есть день, а диавол — ночь.***


6-7  Испытание прелестью. С одной стороны внушается усилить  подвиг в чем-то одном выше сил и даже дается бесовская помощь в преодолении трудов, так что можно возомнить, что это благодатная помощь и поддаться атакам помыслов тщеславия и впасть в прелесть. Об этом предупреждает и Иосиф Исихаст, советуя не увлекаться какой-либо одной добродетелью, например, постом, слезами или бдением, которая дается легче, а нести подвиги равномерно.

***8.  Если же сердце преодолеет эти искушения и брани, то на [инока] начинает навлекаться брань блуда и сластолюбие к мужчинам. В борениях с этими [искушениями] сердце [часто] ослабевает так, что считает невозможным для себя делом блюсти чистоту свою. А [враги между тем], как было сказано, внушают [монаху помыслы] о продолжительности времени [его трудов] и о прочем.***

8. Инок, устоявший после такой брани, неизбежно приобретает о себе высокое мнение, которое сокрушается попущением блудной брани. Поэтому не следует удивляться блудным помыслам, когда, казалось, уже столько потрудился в молитве и даже познал благодатные дары. Об этом предупреждает и Архиепископ Антоний на этапе умно-сердечной молитвы. Мирянам может оказаться проще устоять против блудных искушений, но возможны и неожиданные падения в прелюбодеяние, выбраться из которого сложнее, чем монаху. Это очень тяжелый период испытаний, затрагивающий наше естество.

***9.  А если сердце изнеможет в этих [борениях] так, что совсем лишится сил в трудах и бранях, то тогда благой и милосердный Бог посылает [монаху] Святую Силу. Он укрепляет сердце его, даруя ему плач, радость и отдохновение так, что [инок] становится сильнее врагов, которые, не желая того, боятся обитающей в нем Силы. Об этом громогласно заявляет и [Апостол] Павел:  «Подвизайтесь, и вы примете силу».  Это есть та Сила, о которой изрекает и [Апостол] Петр: Наследство нетленное, неувядаемое, хранящееся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых (1 Пет. 1,4-5).***

9. Брань блуда настолько сильна, что превышает меру инока и тот, либо падает, либо познает свою немощь и неспособность сопротивляться без Бога.  Тогда только даурется ему благодатное утешение. Это могут быть первые слезы умиления или первое познание Любви Христовой в сердце. Утешение приходит вместе с благодатной силой, дающей возможность сопротивляться тому, что раньше казалось не по силам.

***10.  Далее, когда Бог видит, что сердце [подвижника] укрепилось против врагов, тогда Он мало-помалу отнимает от него [Свою] Силу и попускает врагам сражаться с ним посредством [различных видов] невоздержанности, похоти очей, тщеславия и гордыни, так что [человек] оказывается подобным лишенному руля кораблю, который бьется о скалы то там, то здесь.***

10.  После утешительной передышки начинается брань с помыслами невоздержанности, похоти очей, тщеславия и гордыни. Обучающая благодать постепенно  показывает иноку страсти его неочищенного сердца и попускает жизненные ситуации, в которых они проявляются. Для мирянина особенно трудным может стать испытание похотью очей, когда уже есть сила сопротивляться деятельному блуду, но глаза и мысли не перестают блудить. На каждом углу встречаются соблазны для похоти очей. Также с помыслами тщеславия, гордыни. Благодать обучает подвижника не тщеславиться и не гордиться даже в мыслях и всякий помысел отсекать в самом начале. Это этап обучения трезвению в мире помыслов после умаления внешних страстей.  В результате такой брани подвижник опытно познает свою беспомощность контролировать помыслы свои умом, отсекать их своей волей и все упование возлагает на непрестанную молитву и ее благодатную силу.

***11.  Когда же сердце [инока вновь начинает] изнемогать в этих [бранях и искушениях, исходящих] от врагов, тогда благой Бог, пекущийся о творении Своем, еще раз посылает Святую Силу и укрепляет сердце, душу, тело и остальные части [естества подвижника] членами Утешителя, поскольку [Сам Господь] говорит: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29).
12.  И тогда благой Бог начинает отверзать  очи сердца (Еф. 1, 18), дабы человек познал, что Бог есть [именно] Тот, кто укрепляет его. Человек познаёт, что [одному] Богу следует воздавать честь со многим смирением и сокрушением сердечным, как глаголет Давид:   Жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50, 19). Ибо смиренномудрие и сокрушение рождаются в сердце от трудов подвизающихся в [духовных] бранях.***


11-12.  Когда инок убеждается в своей немощи в мире помыслов, то Господь посылает ему внимательную молитву и дает благодатную силу отсекать помыслы.

***13. После этого [Святая] Сила начинает открывать сердцу Небесное: как следует молиться и петь псалмы. [/size] Она также являет будущие почести, [ожидающие] тех, кто стойко выдержал [все испытания. Для подвижника становится ясным], что, сколько бы трудов ни понес человек, они ничтожны по сравнению с дарами, данными ему Богом, о чем и Апостол изрекает: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). После этого Она начинает открывать сердцу муки тех, которые подвергаются [вечному] наказанию, и многое другое, о чем я не могу сказать, но что подвизающийся [обязательно] познает на опыте.
14.  Тогда Утешитель полагает пределы чистоты души и прочих членов. Он [дарует иноку] великое смирение души, чтобы считал он себя ниже всех [людей] и всякой твари, не обращая никакого внимания на промахи других [братии], но устремляя очи свои [только] на правое. [Еще Утешитель дарует ему] хранение уст, исцеление ног, чтобы прямо [ходил он стезями своими], праведность рук, служение молитв, умерщвление тела и бдения. [Все] это [Утешитель] преподает с мерой и различением, без всякого смятения и в [полном] покое.***


13-14.  Заканчивается этап обучающей благодати и наступает этап просвещающей благодати. И только на 13-ой ступени благодать начинает открывать иноку сердце и научает как следует молиться и петь псалмы.
Этот этап, как мне кажется, соответствует периоду просвещения или умно-сердечной и сердечной молитве.
Несколько неожиданно, что рядом с молитвой упоминается пение псалмов. Обычно о пении псалмов, говорят, как об этапе предшествующем началу упражнений в Иисусовой молитве. Но когда отверзается сердце, то псалмы открываются во всей своей глубине и их чтение приносит благодатные откровения, которые раньше были не доступны.
Этот этап завершается благодатными дарами,  поднимающими подвижника до пределов чистоты души и тела.

***15.  Если же [человек начинает] в мысли своей пренебрегать [благими] устроениями [Святого] Духа, тогда Сила [Божия] вновь удаляется от него. Затем опять брани и смущения вторгаются в сердце, а телесные страсти, возбуждаемые [внутренними] волнениями, посеянными в нем врагами, приводят его в смятение.***

15. Пределы чистоты достигнуты, но благодать может удалиться даже из-за одной неосторожной мысли.
Если праведник сохраняет праведность, то  «Затем опять брани и смущения вторгаются в сердце» такой силы, что вводят праведника в смущение.
Об этой последней брани св. Силуан говорит, как о периоде богооставленности или Огня Свыше, когда «внутри нас все иссыхает и едва набирается в глазу некая капля, похожая на капли горячей крови из раненого сердца. Кто не испытывал на себе действие Огня Свыше (Лк. 12, 49), тот не поймет сказанного».

***16.  Однако если сердце его обратится [к Богу] и он усвоит заповеди Духа, то опять обретет познание [о необходимости постоянного] пребывания с Богом. Это и есть отдохновение его, [о котором говорится]: Господи, воззвах к Тебе, и исцелил мя ecu (Пс. 29, 3).***

16. После периода  Огня Свыше дается покой во Господе и на этом заканчивается земная жизнь подвижника.

***17.  Итак, мое [окончательное] мнение следующее: если человек не стяжает великое смирение в сердце и теле своем так, чтобы в любом деле не оценивать себя [высоко], чтобы [спокойно] переносить [всякое] оскорбление, во всем принуждать себя, ежедневно иметь перед лицем своим смерть свою, отрекаться от материальных и плотских вещей, то он не сможет сохранить заповеди Духа.***

Итак св. Макарий учил своих чад, что требуется от инока, приступающего к умному деланию:
Смирение
В любом деле не оценивать себя высоко
Спокойно переносить всякое оскорбление
Во всем принуждать себя (не ждать даров, а принуждать себя, не ожидая их)
Непрестанная память о смерти пред лицем своим, то-есть во время молитвы предстоять пред Господом  с памятью о смерти.
Отречься от всякой материальной и плотской вещи.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Преподобный Исаак сильно и ясно истолковал это послание в Слове 46:

+О неизбежности падений
И сие-то святой Макарий с великою предусмотрительностию и рачительностию явственно написал на память и в наставление братиям, чтобы, во время изменения в противное, не впадали в отчаяние, потому что и со стоящими на степени чистоты, как с воздухом охлаждение, приключаются всегда падения, между тем как нет в них нерадения или послабления себе; напротив же того, даже когда соблюдают они чин свой, случаются с ними падения, противные намерению собственной их воли.

+Это должен испытать каждый

Да и блаженный Марк, как изведавший точным опытом, свидетельствует о сем и в превосходном порядке излагает сие в писаниях своих, чтобы не подумал кто, будто бы святой Макарий сказал это в своем послании случайно, а не по действительному опыту, и чтобы от таковых двоих свидетелей ум со всею несомненностию принял для себя утешение во время нужды. Посему что же теперь? "Изменения, - говорит, - в каждом бывают, как в воздухе". Выразумей же это слово: в каждом; потому что естество одно, и чтобы не подумал ты, будто бы сказал это о низших и худших, совершенные же свободны от изменения и неуклонно стоят на одной степени без страстных помыслов, как утверждают евхиты , сказал он поэтому: в каждом.

+То брань, то благодать
Так бывает и в нашем упражнении: то брань, то помощь от благодати; иногда душа бывает в обуревании, и восстают на нее жестокие волны; и снова происходит изменение, потому что посещает благодать и наполняет сердце человека радостию и миром от Бога, целомудренными и мирными помыслами.

+Во время радости ожидай скорби
Он указывает здесь на сии помыслы целомудрия, давая тем разуметь, что прежде них были помыслы скотские и нечистые, и дает совет, говоря: если за сими целомудренными и скромными помыслами последует порыв, не будем печалиться и отчаиваться, не будем также хвалиться и во время упокоения благодати, но во время радости станем ожидать скорби.

+Во время падений не унывай и не расслабляйся, но трудись, и придет утешение
Макарий дает совет сей, чтобы мы не сделались совершенно праздными, оставшись без дела, и с этою мыслию не расслабели в отчаянии и не пребыли неподвижными в течении своем. Знай, говорит он, что все святые пребывали в сем деле [падении].  Пока мы в мире сем, после трудов сих бывает нам втайне и избыточествующее утешение, потому что каждый день и каждый час требуется от нас опыт любви нашей к Богу в борьбе и в подвиге против искушений. И это значит - не печалиться и не унывать нам в подвиге. И таким образом благоуспешен делается путь наш.

+ Не думай, что достиг неизменности и падений не будет
Но учит он и тому, чтобы во время радости ожидать скорбей. Когда по действию благодати внезапно бывают в нас великие помыслы и, как сказал святой Марк, бываем в изумлении при мысленном созерцании Высшего Естества, когда приближаются к нам Ангелы, исполняют нас созерцания, - тогда все противное удаляется и во все то время, в которое человек бывает в подобном состоянии, продолжаются мир и несказанная тишина. Но когда приосенит тебя благодать, и приблизятся к тебе святые Ангелы, ограждающие тебя, и при сем приближении отступят все искушающие, ты не превозносись и не помышляй в душе своей, что достиг необуреваемой пристани и неизменяемого воздуха, и совершенно изшел из этого недра противных дуновений, и нет уже более врага и злой встречи, потому что многие возмечтали это и впали в опасности, как сказал блаженный Нил. Или не думай также, что ты выше многих и тебе прилично быть в таком состоянии, а другим нимало не прилично, по недостаточности жития их; или, поелику не имеют они довольного ведения, то и лишаются подобных дарований, а ты имеешь на это право, потому что достиг совершенства святости, и духовной степени, и неизменяемой радости.

+Во время благодатного утешения  вспомни свое недавнее падение
Напротив того, рассмотри лучше в себе нечистые помыслы и те неблагоприличные образы, какие утвердились в уме твоем во время обуревания, в час смятения и беспорядочности помыслов, незадолго до сего восставших против тебя в слепом омрачении; подумай, с какой скоростию и уклонился ты в страсти, и беседовал с ними в омрачении ума, не устыдился и не ужаснулся Божественного видения, дарований и даров, какие приял ты. И знай, что все это к смирению нашему навел на нас Божий Промысл, который о каждом из нас промышляет и устрояет что кому полезно. А если превознесешься дарованиями его, оставит тебя и совершенно падешь в том, в чем будешь искушаем одними помыслами.

+Устоять – не  добродетели твоей дело
Наконец, знай, что устоять - не твое и не добродетели твоей дело, совершит же это благодать, которая носит тебя в дланях руки своей, чтобы ты не приходил в боязнь. Сие вложи себе в мысль во время радости, чтобы не превознесся помысл, как сказал отец наш святой; и плачь, и проливай слезы, и припадай при воспоминании о своих грехопадениях во время попущения, чтобы избавиться тебе этим и приобрести чрез то смирение. Впрочем, не отчаивайся и в помыслах смирения умилостивлением соделай простительными грехи свои.

+Бог хочет перемены ума
Наконец, Бог хочет изменения в мысли. Мысль делает нас и лучшими и непотребными. Ее одной достаточно, чтобы безмощными поставить нас пред Богом, и она же говорит за нас. Благодари и в молчании исповедуйся Богу в том, что столько немощное и способное к уклонению получил ты естество, и - при содействии благодати, до чего иногда возвышаешься, - каких сподобляешься дарований, и в какой мере бываешь превыше естества; когда же бывает попущено, - до чего снисходишь и приобретаешь ум скотский!

+Посмотри старик на свой блуд
Содержи в памяти бедность естества своего и скорость, с какою последуют в тебе изменения, как сказал некто из святых старцев. "Когда, - говорит он, - приходит к тебе помысл гордыни, говоря тебе: "Вспомни свои добродетели", ты скажи: "Посмотри, старик, на свой блуд"". Разумел же тот блуд, каким, во время попущения, искушаем бываешь в помыслах, что с каждым устрояет благодать, или вводя нас в брань, или являя нам помощь, когда что для нас полезно.
Смотри же, как легко чудный сей старец выразил эту мысль. Когда, говорит, приходит к тебе помысл гордыни о высоте жития твоего, скажи: посмотри, старик, на свой блуд. Из сего явствует, что старец сказал это человеку высокой жизни. Ибо невозможно, чтобы таким помыслом тревожимы были люди, кроме стоящих на высшей степени, в житии, достойном похвалы. Явно же и то, что страсть сия возрастает в душе после сделанной добродетели, чтобы лишить душу делания оной. А если угодно, и из одного послания того же святого Макария можешь научиться, на какой степени стоят святые и что попущается на них для искушения их в этом. Послание же сие есть следующее.

+О послании Великого Макария к чадам своим
Авва Макарий пишет ко всем своим чадам возлюбленным и ясно научает, какое о них Божие Домостроительство во время браней и благодатной помощи, потому что Божией премудрости благоугодно сим обучать святых, пока они в жизни сей, в борении с грехом за добродетель, чтобы взор их во всякое время возводим был к Богу и при непрестанном устремлении взора к Богу возрастала в них святая любовь Его, когда непрестанно будут они стремиться к Богу от смущения и страха уклонения, и утвердятся в вере, надежде и любви Его.