Исихазм

Автор Тема: "и многие тела усопших святых воскресли"  (Прочитано 7894 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

"...и   гробы  отверзлись; и  многие  тела усопших  святых   воскресли  и выйдя из  гробов  по воскресении Его, вошли во  святой  град и явились  многим ."( Мф.27:52-53)

Наверное, это одно из мест в Евангелии, в которые наиболее трудно поверить современному человеку, даже считающему себя верующим. Яд скептицизма поднимается из глубины души...
Но речь не об этом.
Меня интересуют два вопроса:
1) Как я понимаю, в Писании об этих святых, их именах, дальнейших судьбах, больше ничего не говорится. А говорится ли о них что-нибудь в Предании или в каких-то ранне- или позднехристианских источниках?
2) Было ли это воскресение лишь на какой-то отрезок времени, а затем святые снова усопли или же с ними произошло что-то иное? И есть ли что-то на эту тему в христианском богословии?
Заранее спасибо

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

"и многие тела усопших святых воскресли"
« Ответ #1 : 11 Август 2006, 19:11:55 »
У немецкой монахини и визионерки Анны Катарины Эммерих (1774-1824) - она беатифицирована в 2004 г. - говорилось об этом. Я читал давно - кажется, она говорила (опираясь на свои видения), что воскресшие святые после некоторого времени покинули город и вернулись в свои гробы. Впрочем, могу и ошибаться. Некоторые моменты ее откровений нашли место в фильме Гибсона "Страсти Христовы".

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

"и многие тела усопших святых воскресли"
« Ответ #2 : 12 Август 2006, 04:06:52 »
А у меня - категорический вопрос. Кого могли иудеи считать святыми?
Был ли у них вообще институт святых до появления в 18 веке хасидизма с его почитанием якобы святых старцев-цадиков?
Я не пытаюсь оспорить слова Евангелиста, но не является ли этот отрывок позднейшей вставкой?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

"и многие тела усопших святых воскресли"
« Ответ #3 : 12 Август 2006, 07:13:19 »
Цитата: Леонид
А у меня - категорический вопрос. Кого могли иудеи считать святыми?
Был ли у них вообще институт святых до появления в 18 веке хасидизма с его почитанием якобы святых старцев-цадиков?
Я не пытаюсь оспорить слова Евангелиста, но не является ли этот отрывок позднейшей вставкой?


В оригинале Евангелие от Матфея было написано на древнееврейском, затем переведено на греческий, а еврейский оригинал утрачен. В древнееврейском скорее всего стояло слово "цадик" - праведник. Слово "кадош" ("святой") в ветхозаветной традиции употреблялось только по отношению к Богу и Божественному ("святой храм", "святая гора"). Однако уже в самом раннем христианстве (в посланиях апостолов) начинает употребляться греческое слово "агиос" - "святой" не только по отношению к Богу, но и по отношению к христианам. То есть "агиос" - уже не просто праведник, но человек прямо причастный нетварной святости Бога. Поэтому позднее при переводе Евангелия Матфея на греческий и было использовано слово "агиос".

Это конечно только моя гипотеза. Возможен и другой вариант: представления о святости христиан возникли уже в первые годы зарождения христианства, так что даже в древнееврейском оригинале Евангелия в этом месте стояло слово "кадош". Это конечно уже было  значительным изменением ветхозаветной традиции. Но поскольку древнееврейский оригинал пока не найден, ответа на эту загадку мы не знаем.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: "и многие тела усопших святых воскресли"
« Ответ #4 : 19 Ноябрь 2010, 01:35:54 »
Лев.11:44 "освящайтесь и будьте святы, ибо я свят"
Числ.11:28 "Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!"
Иеремия 1:5 "..я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя"

http://www.eleven.co.il/article/13724
"В раввинистической литературе эпитет «святой» по отношению к человеку применяется с осторожностью. Согласно мидрашу, ангелы хотели при сотворении Адама воспеть ему хвалу как святому созданию, но когда Бог наслал на него сон, они поняли, что Адам смертен, и отказались от своего намерения (Быт. Р. 8:10). Согласно мидрашу, патриархов не называли святыми до их кончины (Ялк. Иов 907). Однако Талмуд называет святым того, кто следует словам законоучителей (Иев. 20а). Во власти человека освятить себя, и если он делает это, хотя бы и в малой мере, он в гораздо большей мере освящается свыше (Иома 39а). Человек может освятить себя, добровольно воздерживаясь даже от того, что не запрещено ему законом, но является морально предосудительным (Иев. 20а). Святость человеческих дел предполагает Божью помощь (Лев. Р. 24:4). Человек, готовый пожертвовать своей жизнью, но не отказаться от своей религии и не нарушить Божьи законы, совершает акт освящения Имени (см. Киддуш ха-Шем). Этот акт воплощает высший идеал раввинистического иудаизма (Бр. 61б)."

Преемники Аарона считаются святыми, освященными для храма. А Лука говорит о Симеоне и Анне, что на них был Дух, т.е. прямо указывает на святость, хотя Анна не может священствовать. Впринципе, не важно, каким словом писано. Факт вполне реальный, тем более, что упоминаются детали. Ввиду вознесения Илиина и того, что воскресли они "по воскресении Его", складывается мнение, что воскресли окончательно (справились до крестной жертвы - могут быть так помилованы ввиду события). Ирина, святая, после смерти 1 раз была воскрешена, после чего ее живую похоронили, но в житии говорится только об ее исчезновении. Только о Марии прямо говорится, что воскресла и вознеслась. Милость видится в том, что не имущие Духа всегда умирают после оживления, а святая нет. Потому что она очень чиста и скрыто преображена, а неочистившиеся будут в общем порядке изменены вместе с миром. Феофилакт пишет, что не знает, должно ли это принимать или нет.
много цитат с.о.:
http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=78.0
там пишут, что большинство отцов определяли эти события в пятницу, вместе с землетрясением и раздранием завесы

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: "и многие тела усопших святых воскресли"
« Ответ #5 : 19 Ноябрь 2010, 01:39:27 »
еще я читал, что гробы отверзлись в пятницу, а воскресли они потом, после воскресения Божия

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: "и многие тела усопших святых воскресли"
« Ответ #6 : 08 Ноябрь 2012, 22:23:22 »
Цитировать
26
1 И когда сказал это Енох, пришел другой муж, худой и умильный, несущий на плечах своих знамение крестное. И увидев его, все святые сказали ему: "Кто ты, ведь облик твой как у разбойника? И что такое это знамение, которое несешь на плечах?" Отвечая же им, он сказал: "Правильно говорите, что я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - Творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!" И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: "Аминь говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю". И дал Он мне знамение крестное, сказав: "Неси это, идя в рай. Если не позволит тебе внутрь войти ангел - страж рая, покажи ему знамение крестное и скажи ему: послал меня Иисус Сын Божий, который ныне на кресте распят". Когда же сотворил я это и сказал ангелу - стражу райскому, тотчас отверзши врата, он внутрь ввел меня и посадил меня по правую Сторону рая, сказав, чтобы я смотрел, как войдет весь род человеческий и отец Адам со всеми детьми своими святыми и праведными, которые узнали Господа Христа, на кресте распятого".
2 Услышав все эти слова разбойника, праотцы и пророки сказали единым голосом: "Святый Господь всемогущий, Отец вечный, Ты - Отец милосердный, честь и щедрость ученикам, Отец милости райской. Ты нас снова привел в вечную жизнь, ибо здесь душам нашим жизнь вечная.
27
1 Вот божественные тайны святые, которые услышали и увидели мы, Харин и Лентий, братья родные. Более не можем мы беседовать об иных таинствах Господних. Ибо свидетельствуя это, сказал нам Михаил первоархангел:
2 "Идите с братом в Иерусалим, в молитвах возглашайте и славьте воскресение Господа нашего Иисуса Христа и тех, кого из мертвых Он с Собою воскресил, и ни с единым человеком не беседуйте, но будьте как немые, пока не придет срок, когда слово даст вам Сам Господь исповедать Божество Свое". И поведал нам эти тайны архангел Михаил, и завещал нам идти за Иордан в место наилучшее и изобильное, и там находятся многие, кто с нами воскресли в свидетельство Иисуса Христа Господа нашего, ибо на три дня только отпущены мы из мертвых. Когда же мы воскресли из мертвых, пребывали в Иерусалиме в великую пасхальную ночь Господню, с живыми родственниками своими, в свидетельство Господа нашего Иисуса Христа. И были мы крещены в святой Иорданской воде, и каждый принял ризы белые. Через три дня после великой ночи Господней те, кто с нами воскресли, были покрыты облаками и переведены за реку Иорданскую, и стали никому не видимы. Вот какие тайны Божества Своего завещал нам исповедать Господь. Воздайте Ему хвалу, исповедь и покаяние творите, и помилует Он весь род ваш. Мир вам от Самого Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя всех нас. Аминь".
3 И потом встали они, когда написали все на разные листы папирусные. Харин листы папирусные, на которых писал, отдал в руки Анне, Каиафе.и Гамалиилу; также и Лентий листы папирусные, на которых писал, отдал в руки Никодиму и Иосифу. И тотчас преобразились Харин и Лентий, стали совсем белые, и потом не стало их видно. Письмена же их оказались одинаковы, ни в чем не различны, ни в единой букве.
(Евангелие от Никодима)
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́