Какие источники я оспариваю ?
Под аскетическим "круговом", "вращательном" движении ума имеется ввиду то, что ум возвращается внутрь себя, к созерцанию вещей внутренних, обычно невидимых. Забывается, отвлекается, и снова, понуждаемый нашей волей (а потом - и привычкой) - возвращается к безвидному, внутреннему.
Кажется же, что все другое находится в исступлении, в экстатическом движении и вращается сам храм. Ведь благодаря естественным и всевозможным обращениям [в разные стороны] и постоянным движениям, которые заставляет претерпевать зрителя повсюду присутствующее многообразие зрелищ, свое впечатление он переносит воображением в созерцаемое»
Здесь вращение
многообразия зрелищ, что прямо противоположно внутреннему, безвидному. Единственное, что можно перенести "воображением" (допустим, метафора языка, потому что как можно перенести в безвидное - в созерцании внутреннем не используется воображение, а вера) в созерцание - это ощущение величия и движения в нём, в этом величии.
Но и тут, описывающие внутреннее, говорят об общей статичности, посему остаётся только ощущение величия. Но оно уже никак не соответствует никакому "круговому движению".
Как видите, я каплю вникнул. И сделал это в самом начале, прежде чем что-либо вообще сказать.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?PHPSESSID=8bc54dfb12a3187fa8b27b5047fdce19&topic=1223.msg12999#msg12999У Паламы о круговом движении ума говорится так:
ум не как зрение, которое видит все прочие видимые вещи, а себя не видит. Он и во всем прочем действует, рассматривая, что ему необходимо — Дионисий Ареопагит называет это прямым движением ума, — и к себе самому возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая, что Дионисий называет круговым движением ума. Второе-то и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия], через которое он превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом. Василий Великий говорит, что «ум, не рассеивающийся по внешнему...» — стало быть, он может выходить вовне! а выходя, нуждается, конечно, в возвращении, почему Василий и продолжает: «...возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит» как бы неким надежным путем. Ведь круговому движению ума, говорит незаблуждающийся созерцатель умопостигаемого неба Дионисий, невозможно впасть в какое бы то ни было блуждание.
К аскетическим описаниям "круговое движение многообразия зрелищ" не относится никаким боком. Аскетика созерцания - это о внутреннем. Во всяком случае то - что я помню в обсуждениях на форуме.
Оно может относится к неким богословским описаниям круговых движений ума. Или внешнему мистицизму, я не знаю... Некое экстатичное головокружение.
Пожалуй, единственное, о чём можно сказать в подобии с вашим приведённым описанием - это о истинном видении умом, как результате. Но и тут проблема: там некое экстатическое движение и впечатление. Как это увязать с истинным видением концентрированного (в действии) ума, отказывающегося раз за разом от мишуры бегущих вокруг него образов ? Опять к противоположности приходим.
Проповедь на освящение храма, направленная к простому народу, зачастую и не знающему, что такое аскетика - она и есть проповедь на освящение храма. Возможно, очень возвышенная проповедь.