Исихазм

Автор Тема: Способы молитвы монаха в келье и его связь со старцем  (Прочитано 3304 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11910
    • Просмотр профиля

О.Клеопа в своем ЖЖ привел перевод небольшого отрывка из новой книги архимандрита Емилиана (Вафидиса) "Трезвенная жизнь и аскетические каноны",  глава "Способы молитвы монаха в келье и его связь со старцем" (старец Иосиф Исихаст). Вот ссылка: http://m-kleopas.livejournal.com/57745.html Обещано и продолжение. Ниже привожу текст, предваряя своими замечаниями.

Этот текст можно назвать условно классическим. В том смысле, что он выражает сложившееся к настоящему времени монашеское (афонское) мнение о правильном строе молитвы. Золотое святоотеческое правило из этого строя уже изъято: явно наблюдается западание "вправо" - ничего не принимать. С другой стороны, следование этому строю молитву подается как гарантия Бога. Надеюсь, участники форума понимают, что следования даже самым лучшим правилам гарантий Бога не дают.  Здесь же правило не самое лучшее. В частности - обращаюсь к евангельским событиям - под это правило (оно образно сформулировано так у Иосифа Исихаста: И если даже явится Христос и скажет мне: «молодец, чадо моё, я пришёл тебя благословить», я ему скажу: «Христе мой, уйди, мне сейчас есть дело только до того, чтобы ум был в том, что я говорю») не подпадают ни Божия Матерь, принявшая архангела, ни Иосиф, принявший откровения во сне, ни пастухи, пришедшие к Младенцу.

Вот текст:

"Давайте теперь посмотрим, как совершается молитва. Молитва совершается различными путями. Каждый человек, в соответствии со своим характером, находит свой собственный способ, который мало-помалу изменяет. Сегодня я уверяю, что хорошо говорить молитву устами. Завтра открываю что лучше это делать при помощи языка. Я двигаю языком, произнося «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного» и держу внимание на языке. Кто-то другой открывает, что куда лучше творить молитву горлом, чтобы двигались органы гортани и ум держался там. Иной соединяет молитву с ударами сердца. Это не означает, что мы поместим свой ум в сердце, мы не будем использовать настолько технические приёмы. Важно чтобы мы нашли способ, который нам подходит сегодня, и завтра Христос нам даст другой способ, или мы его откроем сами. Это «завтра» может наступить и через месяц и через пять лет, а может и через 20 лет. Но подумайте, двадцать лет в подвиге вместе со Христом, состранствие вместе со Христом!

Во время молитвы я слежу, чтобы ничто не вошло в мой ум. Подобно тому, как линия окружности, которую я рисую, не прерывается ничем, то же самое должно происходить и с моим умом. Когда я говорю молитву, она должна быть такой будто бы я рисую некий круг, который постоянно возвращается к самому себе и никуда более. И если даже явится Христос и скажет мне: «молодец, чадо моё, я пришёл тебя благословить», я ему скажу: «Христе мой, уйди, мне сейчас есть дело только до того, чтобы ум был в том, что я говорю». И уж тем более я не буду заниматься чем-то хорошим, что придёт мне на ум, благочестивой мыслью или решением проблемы. Я не позволю, чтобы произошёл такой разрыв, потому что молитва есть постоянное единение со Христом. Христос приходит и прилепляется уму. Подобно тому, как если я положу где-то мёд, то пчела сама туда прилетит, а не я её туда сажаю, то же самое происходит и с молитвой: я помещаю мой ум в слова молитвы и Дух Святой сам приходит и прилепляется уму. Так происходит наше обожение, очень просто, без того, чтобы мы сами это понимали, и потихоньку мы видим результаты, открываем для себя опыты, радости, утешения, наслаждения, веселья. Таким образом, мы получаем полную гарантию Богообщения. Разве есть другой способ, более простой, который может нам гарантировать Бога?

Когда кто-то проводит так ночь, то днём не имеет влечения ни к разговорам, ни к спорам. И если скажешь ему: гляди! летит осёл! – то так как он будет говорить молитву, то согласится с тобой. Кто не знает, что ослы не летают? Но поскольку ум его пребывает во Христе, и ты пребываешь во Христе, для того чтобы показать единство с тобой он не будет отрицать твои слова. Произносимые же в молитве постоянно, эти слова молитвы и наш ум становятся огнь и раскалённые угли, и возлагается на них сверху жертва нашей самости, наших желаний, наших мечтаний, наших стремлений и восходит вверх дым, восходит ко Христу, и обоняет Христос жертву и радуется. Потому что чадо Его вместе с Ним."

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Сразу приходит на ум, что Бог представляется некой манипулируемой вещью. Типа тягайте железо ежедневно, ешьте протеин и большие мускулы вам гарантированны. Из этой же серии. Дух же дышит где хочет Сам, а не там где звучит молитва.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

толи Бог - иной, толи люди - иные...  :-)

Колхозник

  • Сообщений: 3106
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Цитировать
Христос приходит и прилепляется уму. Подобно тому, как если я положу где-то мёд, то пчела сама туда прилетит, а не я её туда сажаю, то же самое происходит и с молитвой: я помещаю мой ум в слова молитвы и Дух Святой сам приходит и прилепляется уму. Так происходит наше обожение, очень просто, без того, чтобы мы сами это понимали, и потихоньку мы видим результаты, открываем для себя опыты, радости, утешения, наслаждения, веселья. Таким образом, мы получаем полную гарантию Богообщения. Разве есть другой способ, более простой, который может нам гарантировать Бога?

Эти слова так и резанули. Такое впечатление, что молитва тут представлена в виде хорошо раскрученной и поданной рекламы…… для самого Бога! Во она какая…..моя молитва ааа! Что даже сам Господь не может устоять и прилепляется к ней отдавая свою благодать!?.....мдяяя этот мiр ну везде свои ручонки уже запустил…даже в самое святое…

Имо раньше исихия была сокрыта от мiра …сокровенна, а сейчас становится доступной всем и это неизбежно приведет к тому, что в недрах учения о ней будут появляться все больше подобных взглядов. Печально…что даже монастырские стены не способны сдерживать этот натиск.

Любовь и гарантия несовместимы. Гарантия имо -  это порождение страха и рабства. Только от Любви Христа и нашей любви может что-то родится. Сочетание Любви Господа и наших хотелок в разных вариациях, может вызвать у Бога имо только милосердие и по нему, подачу духовного питания…. хотя Он и так всем дает его.. и даже тем, кто Его и знать не хочет.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Имо раньше исихия была сокрыта от мiра …сокровенна, а сейчас становится доступной всем и это неизбежно приведет к тому, что в недрах учения о ней будут появляться все больше подобных взглядов. Печально…что даже монастырские стены не способны сдерживать этот натиск.

Вот в том то и дело, что такой взгляд идёт из за монастырских стен. А наш форум, состоящий в основном из мирян, от таких взглядов защищён, ибо плюрализм.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11910
    • Просмотр профиля

Только хочу напомнить, что это маленький кусочек из бесед с Иосифом Исихастом. В других беседах, он, возможно, восполняет кажущиеся пробелы и уравновешивает крайности.

Правда, монашеское желание сделать из аскетики манипулятор Богом прослеживается - это можно найти и в других книгах, изданных на русском языке. 

Колхозник

  • Сообщений: 3106
  • Владимир
    • Просмотр профиля

А наш форум, состоящий в основном из мирян, от таких взглядов защищён, ибо плюрализм.

эт не защита Лёха, это запутывание врага имо.  :-D

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Сразу приходит на ум, что Бог представляется некой манипулируемой вещью. Типа тягайте железо ежедневно, ешьте протеин и большие мускулы вам гарантированны. Из этой же серии. Дух же дышит где хочет Сам, а не там где звучит молитва.
"Каждый человек, в соответствии со своим характером, находит свой собственный способ, который мало-помалу изменяет."(с) из первого поста.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Способ и техники молитвы меняются со временем, но вот это меня удивило:
"И если даже явится Христос и скажет мне: «молодец, чадо моё, я пришёл тебя благословить», я ему скажу:..."

Если явится Христос - так Он не спрашивает разрешения на благословение, мне думается. Благословляет человека и живёт в нём - как Господин.

  Если молитва есть постоянное единение со Христом, то отказ от чего-то хорошего, что придёт на ум во время молитвы, от благочестивой мысли или решения проблемы - это плохо.
  Но отвлечение от молитвы для того, чтобы попросить Христа уйти - это ведь тоже отвлечение от молитвы.
  Автор сам противоречит себе, пытаясь показать идеальный строй молитвы.

  Думаю, правильнее было бы продолжать молиться. Христос - благословит, не Христос - просто уйдёт. Ведь явившийся Христос, по словам автора, ничего не просил и ничего не спрашивал, а доводил до сведения, что пришёл благословлять.
  Странная реакция автора на отсутствие проблемы для молитвы.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11910
    • Просмотр профиля

Отделена тема "Из интервью З.Миркиной" - http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3223.0