http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2441.msg72168#msg72168Вопрос:… Не приводят ли упражнения в безмолвии в сочетании с заботой о себе и семье к обнажению ума к самообольщению и самопричислению себя к избранным, ведь
«Господь оставил Себе в мире работающих Ему и радеющих о чадах Его и избрал Себе таких, которые служили бы только пред Ним» (там же)?
Появляется ли и расширяется ли «
возможность монашеского ( по сути своей) делания вне монастырской ограды (словами Александра)?
Ответ: Умное делание антиномично ( для обычного чел.ума).
Жизнь и вера христианина проявляется в его делах. Он в постоянном делании (даже находясь в "бездеятельном" созерцании). Если он не занят умным деланием, то его делание неумное. Вот такой выбор: кто не строит свои дела умно, тот строит их глупо. Посему всем христианам полагает умно и с молитвой восходить к Богу. Но участие и степень восхождения у всех разные. Хотя все должны стремиться к полному посвящению себя и трудов своих Богу.
Немногим дано обрести истинное безмолвие - единицам из избранных, - но начатки безмолвия необходимо приобретать при любых условиях.
Господь оставил Себе в мире работающих Ему и радеющих о чадах Его и избрал Себе таких, которые служили бы только пред Ним, - верные слова. Однако мы знаем из Евангелия кого избрал наш Господь на служение: некоторые из них имели семью - прежде всего, Мать Его и муж Ее - и служили только перед Ним. И первые три века - до начала монашества - такое служение продолжалось, и во времена монашества такое служение было, только за монашеством скрылось оно.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2441.msg72193#msg72193Вопрос: Алексндр, я спрашивал об исихазме, как о безмолвии без оставления всего. А вы говорите об умном делании. Правильно ли я понимаю, что смирение, чистота сердца, умное делание и оставление всего, в том числе и монашеской кеновии, являются ступенями для перехода к безмолвию?
Ответ: Я говорю и о безмолвии. Безмолвие - начало пути ума, а священнобезмолвие - вершина. Путь для всех, а до вершины доходят немногие.
Такой пример. Суфизм - от арабского "суф" - шерсть. Но никто же не будет утверждать, что суфизм - наука ношения шерстяных плащей. Так и исихазм не есть буквальное молчальничество и абсолютное отшельничество.
И где ныне - в монашеском миру - найдешь полное отшельничество? И какого монаха сразу допустят до молчания и ничегонеделания? До священнобезмолвия дорасти надо. Суть же в том, что расти можно и в миру, и в монастыре. Ведь забот в монастыре, которые отвлекают, никак не меньше, чем в миру. А в миру что мешает человеку устроить келью из своей квартиры? Если же он семейный, в семье видеть церковь, а келью устраивать в своей душе? И это начало пути, а дальше ведет Господь, если человек ищет Его. Если же не ищет, то и монастырь не поможет, и отшельничество не спасет.
Слова прп.Исаака Сирина надо понимать, прежде всего, в духовном смысле. Исихаст - в душе отшельник, а в жизни - делатель на том месте, где его Господь поставил. Когда нужно говорит, где нужно промолчит, и земную келью обустроит, и детей воспитает. Лишь бы волю Божию искал исполнить, а не свои представления о ней.