Исихазм

Автор Тема: Мысленное оформление приходящих знаний  (Прочитано 2940 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1147.msg10959#msg10959

Вопрос:Alexander, Пожалуйста, очень прошу ответьте подробнее, этот внутренний нагоняй вы слышали мыслью или слышали голос?

Ответ: это был смысловой поток, близкий к развернутым мыслям. Я предпочитаю голоса не слышать и не слушать.

Наблюдая за процессом прихода знания, я понял, что, как правило, мысленное оформление мы придаем знанию сами. Мысленное оформление знаний искажает их, иногда до неузнаваемости. Чем ниже источник (напр., другие люди или бесы), тем грубее, площе и конкретнее возникающие мысли.

Впечатляют обычно первые опыты, а потом привыкаешь, но не приведи Господи делать на основе внутреннего слышания далеко идущие выводы. Другая ошибка: впадать в панический страх, когда что-то причудится или прислышится - это только усугубляет положение.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1147.msg10964#msg10964

Я полагаю, что, если не все, то многие, кто достаточно упорно трудился на молитвенном поприще, чего-то слышал и видел. Кроме того, немало людей безо всякой молитвы иногда слышат и видят, особенно дети... Тот же свт.Игнатий - борец с чувственным видением - сам имел нечто, похожее на такое видение.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1147.msg11014#msg11014

Приходящее знание (даруемое Духом) настолько превышает человеческие возможности его восприятия и выражения, что остается как бы незамеченным. Усвоение знания происходит во времени. Пример: человек благодатно помолился, а знание необходимого действия пришло позже - через несколько дней или часов. Чем чище молитва, тем быстрее происходит соприкосновение со знанием, и чем выше это знание, тем оно более многомерно - несет в себе множество (каскады, аккорды) смыслов. Поэтому-то внимающий ум должен быть неподвижным, спокойным, ясным и, конечно же, непредвзятым. Как только ум хватается за какой-нибудь смысл и начинает его раскручивать "за ниточку", превращая в мысли, так сразу молитвенное созерцание грузнеет и падает в тонкое размышление (медитацию).

Передача и осознание духовного опыта требует (наряду с самим духовным опытом) наличия очищенного и развитого ума на каждой ступени лествицы умственного восхождения-нисхождения. Пока есть провалы или узкие места, передача опыта происходит затрудненно, замедленно и очень искаженно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Мысленное оформление приходящих знаний
« Ответ #1 : 27 Январь 2014, 12:59:28 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1234.msg13222#msg13222

Видение на то и видение (если в нем есть истина), что передает в доступной форме для воспринимающего некие тайны невидимого мира и будущего. Ну не может простой человек, не вникающий глубоко в суть подвижек своей души, описать в адекватных образах то, что увидел. Скорее всего, это будут привычные ему грубые материальные образы. В любом случае - даже в тонких образах - мы имеем зрительную притчу, которую нельзя объяснять буквально, - она требует толкования. Человеку, имевшему видение, свойственно его домысливать и трактовать в рамках парадигмы, в которой он существует.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1349.msg15654#msg15654

Цитата: "Озарения" эти потом могут (опять же нечувствительно для ума), в определенной степени, оформляться в виде "понимания" тех или иных мест Писания или вообще христианского учения и выражаться словесно, а могут не оформляться и не выражаться.

Ответ: В отношении озарений, которые потом... Это "потом" указывает со всей очевидностью на разрыв в сознании (лакуну в уме), когда еще отсутствует сверхобразное (сверхчувственное) - во Мраке - видение. Посему и приходящее позже знание не является по сути озарением и вообще может быть весьма искажено вплоть до подмены. Мы знаем, что нельзя (без рассмотрения) доверять различных голосам и видениям, но и доверять знанию, всплывающему в обычном сознании (хоть и после молитвы) неизвестно откуда, следует еще меньше. Кроме того, это знание оформляется в рац. уме согласно его "проштампованности". Если этот ум забит терминологическими и смысловыми штампами из (академического) богословия, то он и покажет любую вещь - хоть самую ложную - в отраженном свете святоотеческого слова, т.е. как бы правильной.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1349.msg16250#msg16250

Цитата: Евгений, вы, наверное, имеете в виду (про ум), что ум не должен улетать в мечтаниях? Ибо я как-то полагаю, что на молитве ум должен, как-бы, очищаться... Например, вошел страстный ум - вышел бесстрастный…

Ответ:Евгений, по моему разумению, предлагает один из многих вариантов молитвы - один, но не единственный. И не самый высокий. И как станет ум "блестящим подобно утренней звезде", если он выходит из молитвы, не изменившись? Ум, полностью обособленный от озарений в безмолвной молитве, подобен израильскому народу, стоящему у подножия горы Синай. Ум, приобщенный сверхестественно (и сверхобразно) к озарениям, подобен Моисею, внимающему Богу на горе. Естественно, "нижний" ум (народ) приобщается откровениям позже - и в грубой форме. Ум "вышний" выходит из созерцательной молитвы изменившимся - светоносным, как и лицо у Моисея.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1349.msg16273#msg16273

Цитата: ...мне кажется, путаница происходит со словом "неизменяемость", употребленным Евгением. Наверное, нужно говорить о "неизменности".

Ответ: Евгений изложил более мягкий вариант прочтения неизменяемости, который, похоже, ближе к "неизменности" - как у Igor'я.

Неизменность есть знак вечности и неподвижности, и опыт приобретения молитвы-нити исключительно важен. Молитва-вопль может совершить прорыв во внутреннее - к сердцу, но закрепить успех, развить его и не скатиться вниз не возможно без молитвы-нити.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1349.msg16281#msg16281

Вопрос: Можент быть речь идёт о полной безОбразности? Когда никакие образы прошлого или будущего не допускаются? Соответственно зашёл без всяких образов и вышел без них
.
Ответ: БезОбразность не есть простое отсутствие образов, лучше понимать безОбразность как превосхождение образа - сверхобразность.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1349.msg16299#msg16299

Цитата: У Ареопагита хорошо сказано: "....

Ответ: А теперь сравните сказанное о Моисее у Ареопагита со сказанным о нем в Библии, чтобы соединить прекращение всякой познавательной деятельности у Моисея (по Ареопагиту) с активнейшим общением Моисея с Богом (по Библии).
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1349.msg16300#msg16300

Цитата: Наверно, существует. Мне трудно об этом судить, так как я сам по этому (а не по другому) пути (отчасти) прошел. То есть через большое правило ("Псалтирь за раз" я до сих пор считаю самой удачной основой большого правила), будучи чтецом в храме и при том, что по этому пути меня подтолкнули и направили другие.

Если говорить, так сказать, чисто теоретически, исходя из истории развития восточной аскетики (а она все-таки эволюционирует и развивается), это путь более древний. Основой подвига древних (до 6-7 вв.) подвижников было, что называется, ежедневное "поучение в Писаниях".

Ответ: Опять-таки, ежедневное "поучение в Писаниях" в качестве большого правила - способ не единственный, но один среди многих; не самый древний, поскольку и до него христиане весьма продуктивно молились; и наконец, этот способ говорит о закрепившемся разрыве между образом христианской жизни и аскетической (молитвенной) практикой. 

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Мысленное оформление приходящих знаний
« Ответ #2 : 27 Январь 2014, 13:02:04 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1533.msg21967#msg21967

Я согласен с Елена К., подвижники и молитвенники могут использовать разные термины для описания одного и того же явления или для описания разных явлений могут использовать схожие термины. Обычное дело. И последующее убийство молитвенного опыта рациональным догматизирующим умом с обязательной унификацией и систематизацией - дело обычное. Так и табличка, созданная Еленой К., - вещь полезная для ума, но превращать ее в очередную системку, особенно при организации своей молитвы, не нужно. 


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1533.msg21969#msg21969

Цитата: Александр, сейчас ведь время книг. И попытки составить глоссарий, чтобы более-менее осознанно читать отцов и Добротолюбие, имхо, вполне обоснованы.
Зачем сразу относить их к "убийству рациональным догматизирующим умом с обязательной унификацией и систематизацией"…

Ответ: Sергий, обратите внимание: прежде всего я отметил полезность, а затем уже предупредил об опасности.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1692.msg29404#msg29404

Цитата: …вариант, основанный на личном опыте, на личном откровении.

Ответ:… О личных откровениях. Задиктованные откровения - верный знак разрыва между принимающим и силами, их передающими. Знания более высокие приходят без слов, и только позже могут быть оформлены в слова с неизбежным огрублением и искажением.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1829.msg36253#msg36253

Еще добавлю. Дионисий (участник форума) излагает правильную схему. Однако, как у любой схемы, есть недостаток и у этой: она схватывает ментальными обручами реальный опыт, и некая существенная часть опыта, порой иррациональная, легко теряется.
Пример.
***Истинное смирение это результат честного познания самого себя и видения своего истинного положения перед Ним.***

Истинное смирение больше (глубже) сказанного. Так про истинное смирение хорошо сказал прп.Силуан...