http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.msg30386#msg30386Вопрос: полный текст, приведен здесь -
http://www.hesychasm.ru/library/thlg/ktsnv.htm .
ИМХО полагал, что приведенная выше цитата является наиболее адекватным описанием способа стяжания Ума Христова (
или процесса тут уж кому как угодно обозначить это явление ).
И если опираться на приведенную, мной цитату, то разделение на практики :
- опускание ума в сердце:
- стяжание Ума Христова;
неправильно (имхо), так как одно вытекает из другого. Поэтому повторяюсь, почему вы разделяете направления
Ответ: Не разделяю, но различаю в их единстве. Опускание ума в сердце можно рассматривать как этап на пути стяжания ума Христова, но к стяжанию ума Христова опускание ума в сердце не приводит (автоматически). Это легко увидеть из многочисленных жизнеописаний молитвенников и из их трудов. Эти молитвенники - простецы, они могут быть прозорливыми и мудрыми, но - обратите внимание - в ограниченной области. Не очень яркий (но показательный) пример наших дней - молитвенники на Кавказе, которые, будучи опытны в Иисусовой молитве, гонят откровенную пургу про ИНН, паспорта и пр.
То. что говорят всякие кандидаты и доктора от науки про молитву, хорошо для первого ознакомления, не более. Также и всякие выводы патрологов хороши только в информативном плане. Сказать (в Духе) человек не может больше, чем (в Духе) имеет. Не зная про ум Христов, таковые начинают "естественным" образом сводить его к сердцу, как и не зная об утробе, начинают ее объединять с сердцем.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.msg30397#msg30397Вопрос: Т.е. Вы понимаете соединение с умом Христовым "по благодати" как наполнение нетварными энергиями?... Попробую пояснить.
Когда речь идет об "обожении" - "наполнение нетварными энергиями" представляется вполне адекватным термином, но если не считать соединение с умом Христовым синонимом обожения, а чисто интуитивно мне представляется что это не так (хотя и не рискну настаивать), то и т.с. "условия" должны быть иными.
Обожение (наполнение нетварными энергиями), как мне кажется есть нечто более тотальное, сравнимое с обретением тела воскресения - тогда как ум Христов присутствует и в "простых Святых".
Ответ: Стяжание благодати (и ума Христова) - это процесс со своими ступенями и степенями. К примеру, если мы говорим об Евангелистах как о мужах, стяжавших ум Христов, то и находим у Иоанна Богослова большую глубину и проникновение в Слово Божие.
Уменьшение силы слова можно обнаружить в Деяниях, написанных Лукой. Евангельская сила слова, характерная для первых глав, в последствии растворяется в историческом описании событий. Этому можно найти и символическое объяснение, но можно и увидеть, что очистившийся ум человека - как верно отметил Игорь - чистая доска. Если находит сила Божия, то и ум человека становится умом Христовым по благодати, если же отходит, то... без Него не можем творить ничесоже...
Другая проблема - соединение в себе Божественного и человеского, тварного. Ибо человек и при стяжании благодати соединен с земным миром, который постоянно вторгается в человека, и в который человек должен войти, принося свет. Имея чистый и возвышенный ум, как общаться с умами неочищенными, которые могут принять, только убив и разъяв? Есть ступени восхождения, и есть ступени нисхождения и низведения силы Слова в творческом акте - таком, какой способны принять конктретные люди, в конкретном месте и времени, и таком, который вводит в вечность.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.msg30399#msg30399Вопрос: Alexander, из этого примера следует, что ум Христов есть некое подобие или вернее сказать - прообраз Божественного вдохновения. И его "обретение" есть нечто непостоянное. Но можно ли сказать, что и обожение всего человека, обретение тела воскресения - то же непостоянно? ИМХО - нет. То есть, временность принятия Божественного вдохновения на начальных стадиях, претворяется (должа претворятся) в постоянное присутствие - на стадиях более высоких.
Я верно понял Вашу мысль?
Ответ: Вдохновение, все же, это другое (хотя и вдохновение присутствует). Я не берусь дать определение. Можно говорить о силе Божией и Его знании, а значит, о премудрости... действенной премудрости. т.е. премудрости, обладающей силой созидания.