Исихазм

Автор Тема: Устремляя око в середину чрева  (Прочитано 11348 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #30 : 28 Январь 2014, 20:08:44 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.msg67093#msg67093

Вопрос: понятно что предстоит действо на тему борьбы и преображения ранее недоступных так скажем сфер..
что потом..?  станет виден свет в конце тоннеля.. ? или это выход на очередной этап..? или и то и другое  одновременно.. ?

Ответ: Так ведь первый - и большой - этап - классический. Его завершение (не абсолютное, конечно) - раскрытие сердечного пространства и освоение ума в сердце. По мере этого освоения и будут открываться низовые страсти. И на этом уровне уже должно хоть как-то проявиться внутреннее водительство - Духом Святым.

Станет виден сердечный свет, и этот свет - выход на очередной этап.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.msg67135#msg67135

Виден сердечный свет - это не визуализация света... по умолчанию.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.msg67208#msg67208

Цитата: Были, по моему, практические рекомендации, я захотел опытно узнать что это даст. Одержимости я не боюсь. Рисковать так по полной.

Конечно я не достиг очищения сердца, но я понял что его и не достигнешь пока не разберешься с пузом.
Может само слово пузо напрягает? Я думаю, прикольно.
По поводу Святого, тоже не понятно.

Ответ: Так и говорю, что выбор за Вами. Предупреждения же сделаны и путь показан. Если Вы хотите забежать вперед, оставив неочищенными тылы, то подумайте, что стоит за этим желанием: мужество или ребячество.

Полного очищения сердца не достигнешь... Видимо, его никогда не достигнешь в этой жизни, пока плоть не преображена, поскольку сердце, расширяясь, охватывает всего человека. Однако есть четкая веха на пути очищения сердца - рождение от Духа Святого. Под Его водительством и следует идти вглубь себя.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #31 : 28 Январь 2014, 20:10:09 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.msg67375#msg67375

Вопрос: Скажите пожалуйста, что означает практически на данном этапе - "благословение от Бога" и "рождение от Духа Святого"?

Я правильно понимаю - это Вы говорите об одной и той же "четкой вехе", или все же о двух разных?
Вы говорите - благословение "вполне ощутимо". Рождение от Духа тоже(если речь - о другой вехе).
Тогда какими, например, это может сопровождаться психофизическими ощущениями?

Ответ: Рождение от Духа - выход наружу, проявление духовной - божественной (по благодатному причастию) - сердцевины человека. Практически... Излагать в технических терминах практическое выражение - дело неблагодарное. Пожалуй, самое главное - появление интуитивного (сердечного) знания-переживания истины. Это знание несовершенное, оно тонкое - и легко убивается умом или окрадывается чувствами. Когда находишься в этом состоянии - и оно разрастается, - то проявляется ряд характерных психосоматических переживаний. Всегда надо четко понимать, такие переживания  могут оторваться от истинного источника, стать самодовлеющими и подмениться. Я не буду (сейчас) описывать эти переживания.

О благословении. Оно выражается по-разному. Обычный вариант, когда человек "вдруг" - по объективному стечению обстоятельств - оказывается погруженным в какую-то вещь-проблему, которую надо сделать-решить. Если перед началом такого погружения находиться в состоянии интуитивного знания-переживания истины, то можно "услышать" благословение Свыше на вхождение в проблему. При этом спрашивается согласие у внутреннего человека. Можно уловить нечто подобное и у других людей, поскольку вопрошание не совсем временной акт - и проявляется порой растянуто во времени. Я неоднократно наблюдал у людей отказ со стороны внутреннего человека, внешний же их при этом (почти) ничего не понимал. В случае согласия действие обычно разворачивается в течении нескольких дней, т.е. достаточно быстро. Чаще всего это какое-то испытание, душевное или телесное, через которое следует пройти, иногда оно длится месяцами и годами.

Сознательное вхождение в чрево означает и введение в сферу осознания глубинных подсознательных движений. Впрочем, для многих даже эмоции находятся уже вне их области сознания (т.е. подсознательны).
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.msg67393#msg67393

Цитата: Возможно я пережила пример некого благословения, когда год назад, как всегда- неожиданно, внутрь себя услышала слова -" Надейся на Бога", и на каком-то интуитивном уровне знала, что грядет нечто...

Ответ: Да, как-то так и бывает... Иногда дается и более подробное описание грядущих событий.

Вопрос: Если опуститься в "низы", то "назад" уже трудно вернуться?

Ответ: Своими силами тяжело. Если же работа сделана, то возвращение может быть быстрым (быстрым, почти чудесным образом проходят душевные и физические недомогания). Если же физическое тело сильно затронуто, то болячки могут остаться.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #32 : 28 Январь 2014, 20:11:06 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.msg67395#msg67395

Вопрос: Гнев, ненависть, подавленные желания - низы? верхи?

Ответ: Подавленные чувства находятся внизу или они вытеснены на периферию сознания. В какой-то момент они прорываются...

Вообще развитая страсть иерархична и подобна древу. Напр., гнев уже легко отследить на уровне пупка, а то, что его толкает вверх и наружу, находится еще ниже/глубже. На уровне солнечного сплетения гнев наполняется силой, на уровне сердца он прорывается струями-змеями - кипением жизненной силы, выше - на уровне верхней части груди - это кипение обретает яркий эмоциональный оттенок, словесное выражение - на уровне горла, рациональное понимание и оправдание - на уровне глаз. Если поток жизненных сил прорывается через горло в голову напрямую, то человек теряет рассудок... Подобным образом могут действовать и другие страсти, но не обязательно так.

Очищение обычно идет сверху вниз: человек отслеживает мысли, в которых присутствуют гневные нотки, затем начинает справляться с эмоциональным возмущением, затем доходит до кипения гнева в сердце, а затем... Обычно начинается подавление страстей (в т.ч. и гнева), при этом теряется и наполняющий поток жизненных сил, сами же страсти скидываются вниз, и люк задраивается, и тогда сила гнева, смешиваясь с осуждением, становится черным смоляным потоком в подсознании. Он, пульсируя, исподволь толкает и побуждает к проявлению "разрешенные" страсти и чувства: напр., он питает чувство религиозной исключительности, он наполняет ненависть к врагам партии/церкви/государства и т.п. - при видимом внешнем благочестии.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #33 : 28 Январь 2014, 20:11:32 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.msg67430#msg67430

Вопрос: Александр, можете ли вы тогда рассказать об альтернативном выходе из ситуации?

Ответ: Два решения. Первое - традиционное - бегство. Оно и приводит к постепенному накоплению низовых страстей и превращению их в убийственную подсознательную смесь, которая может прорываться либо через "разрешенные" страсти, либо неуправляемыми взрывами. И эта смесь имеет свойство заражать тихо, формируя поток родовых и коллективных грехов. И тогда человек - учитель, который в своей аскезе, убегая от страстей, очистился и достиг святости, - передает эти грехи-страсти, накопленные в подсознании, своим ученикам как родовое наследство сложившейся школы. Ученики, накапливая, передают эти страсти следующей волне уже не только в подсознательной форме, но и подыскивая для них ментальные объяснения и оправдания, находя для их культивации физические формы, сублимируя их и прочая. Так школа, формально неся имя своего учителя, живет уже по генерируемым новым правилам, в основе которых лежит не проработанная подсознательная сфера.

Второе решение. Выход из этой ситуации "простой": не становится адептом такой школы. Искать святость, а не старчиков, стремиться к освящению души, а не к священническому чину, обретать цельность, а не мечтать о монашеском облачении. Поскольку принимающий форму соглашается и с содержанием. Так современное монашество заражено родовыми грехами, и, становясь монахом по форме, человек вбирает все родовые грехи исторического монашества. И всю жизнь потратит он на их несение, а искать Бога (и творить молитву) уже будет недосуг. Придя в церковь, не глазеть по сторонам:  помнить о главном, искать только главное - Бога.

Безусловно, необходимой частью решения являются личные усилия и сознательная работа (молитва) над собой, о чем говорится постоянно (и  в этой теме). Только вот работа с низовыми страстями (во чреве) сопряжена с проблемой родовых грехов, а, взяв на себя кучу новых родовых и коллективных грехов, приступить к их очищению уже не возможно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #34 : 28 Январь 2014, 20:12:46 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.msg67470#msg67470

Вопрос: Но вот что по прежнему - неясно: получив благословение от Бога,
возможно  уже нисходить во чрево ИЛИ прежде такого схождения должно произойти ИМЕННО рождение от Духа Святого?
 
Ответ: Здесь та же ситуация, что и при схождении ума в сердце. При правильном раскладе такое схождение не надо особо и форсировать, оно происходит как бы само собой. Так и при движении ниже - чрево естественным образом раскрывается перед умом, обосновавшимся в сердце, без излишнего насилия...

На практике бывает всяко - и человек сам многое решает. Я делаю упор на то, что схождению вниз должны предшествовать благодатные посещения Духа и освоенность ума в очищенном сердце.

Пример, который привела Юния, в принципе, и выражает (родовую) проблему, которая для своего решения требует более глубокой проработки - схождения в (родовое) подсознание, единое для нее и ее мамы. И такое схождение... оно не просто концентрация на пупке, как и схождение ума в сердце не есть просто концентрация на области сердца.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.msg77259#msg77259

Вопрос: «В человека вторгается некая сила, и ее вторжение происходит на уровне живота (или до уровня живота). И внизу пробуждается зверь, и начинается такое...»
- и что такому человеку остается делать? когда зверь пробужден а человек не утвержден в сердцевине не очистил сердце итд...

Ответ: Две вещи. Во время приступов стараться не совершать идиотских поступков, а после приступов - избавляться (покаянием) от последствий. Это в том случае, если уже пробужен внутренний человек.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #35 : 28 Январь 2014, 20:14:43 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2858.msg106300#msg106300

Участник форума задал в личку вопрос, который выношу для общего обсуждения: как соотносятся в человеке сердце, чрево и подчревие? В свете слов:

Ответ 18, того же великого старца к тому же, на вопрос его: откуда происходит теплота и холодность и нечувствительность сердца; и о телесной брани.
 
Касательно теплоты и холодности (скажу): известно, что Господь назвал Себя огнем (см. Втор.4:24; Евр.12:29), согревающим и разжигающим сердца и утробы (см. Пс.25:2). Если это так, то диавол, напротив, – холоден, и от него происходит всякая холодность. Если же было бы иначе, то как же сказано: тогда... изсякнет любы многих (Мф.24:12), что означает: тогда, как не во время (преобладания) соперника? Если ощущаем холодность, призовем Бога, и Он, пришедши, согреет сердце наше совершенною любовью Своею не только к Себе, но и к ближнему, и от лица теплоты Его изгонится холодность ненавистника добра. Если враг иссушил источник сердечных слез твоих, то умножил в тебе телесную влагу1; но прими2 Господа в доме твоем, и Он иссушит ее, и источник слез твоих очистит, да источит оный снова мысленную воду. Желающий придти в страх Божий, терпением достигает сего: терпя потерпех Господа, говорит Писание, и внят ми и услыша молитву мою, и что же? – возведе мя от рова страстей и от брения тины (Пс.39:2–3). К этому же рву принадлежит и нечувствительность сердца. Приобрети то, чего желаешь, и спасешься о Христе Иисусе, Господе нашем.
1) В славянском переводе: «увлажнил есть подчревность твою».
2) В славянском переводе: «учреди».

Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2858.msg106379#msg106379

Если еще вспомнить, что паламизм к 19-ому веку был окончательно забыт, то до не столь давнего времени не существовало и вопроса (как его поставил и ответил на него Палама) о нетварных энергиях.

Афонитов упрекают в пуподушничестве, Симеон Н.Б. говорит о осредоточении на пупке, Гр.Палама, поддерживая и объясняя принцип сосредоточения на пупке, воюет с хулителями такой практики.

А наш форумчанин пишет, что не существовало самого вопроса. Когда наталкиваешься на такое... словно советское радио слушаешь или программу "Время" (и советскую, и нынешнюю) смотришь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #36 : 28 Январь 2014, 20:17:25 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2858.msg106456#msg106456

Ниже привожу отрывок из Триад Паламы (2 ч. I Триады). Советую всем хотя бы эту часть перечитать. В приводимом отрывке Григорий Палама объясняет, что сосредоточение на пупке (против которого восстает Варлаам) - распространенная монашеская практика его времени, которая советуется и новоначальным (идет отсылка к Симеону НБ и Никифору). И перечисляются имена современных ему подвижников, которые используют такую практику. И на этих словах прекратить споры, была ли на самом деле такая практика или она придумана.

12. Ты ведь читал «Житие» Симеона Нового Богослова, почти вся жизнь которого, прославленная от Бога сверхъестественными знамениями, была чудом, так что если бы кто назвал его творения рукописаниями благодати, не погрешил бы против правды; ты знаешь и Никифора, святого человека, который, проведя многие годы в одиночестве и исихии, а потом поселившись в пустыннейшем месте Святой горы и углубившись в занятия, передал нам извлеченный из всех писаний святых отцов опыт трезвения. Они ясно советуют начинающим как раз то, против чего, как ты говоришь, кое-кто возражает. Да только ли старые святые? Мужи, свидетельствовавшие незадолго до нас и отличившиеся силой Святого Духа, передали нам то же самое из собственных уст. Я говорю о богослове — воистину богослове и достовернейшем созерцателе истины Божиих тайн, — о прославившемся при нас достоименном Феолипте, предстоятеле Филадельфийской Церкви, вернее светильнике, озарявшем из нее вселенную; об Афанасии, который много лет украшал патриарший престол и мощи которого почтил Господь; о Ниле, приехавшем к нам из Италии, соревнователе великого святого Нила; о не уступающих ему ни в чем Селиоте и Илии; об удостоившихся пророческого дарования Гаврииле и другом Афанасии. Ты знаешь, что все они и многие другие их предшественники, современники и последователи одобряют это предание и увещевают держаться его, тогда как новоявленные учители исихии, и тени исихии не видевшие, назидающие не от опыта, а от велеречивости, пытаются опровергнуть, извратить и унизить как раз это предание, что совсем не на пользу тем, кто их слушает. С некоторыми из перечисленных святых мужей мы и лично общались, слушая их поучения. Так нежели пренебрегая ими, богатыми и опытом и благодатью, мы предпочтем других, пустившихся учить от надменности и страсти к словопрениям? Не будет того, не будет. И ты поэтому отвернись от таких людей, разумно сказав самому себе вместо с Давидом: «Благослови, душа моя. Господа, и вся внутренность моя святое имя Его» — и, вверяя себя отцам, слушай, как они увещевают всегда вводить ум вовнутрь.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2858.msg106463#msg106463

Евгений, держание ума внутри тела - общее место для всего православного подвижничества. И Вы это знаете. Григорий Палама отстаивает особый момент: держание ума именно через сосредоточение на пупке, поэтому-то он и ссылается на тех святых (Симеона НБ и Никифора), которые такое сосредоточение на пупке предлагают для новоначальных. И предыдущие положения - до приведенного №12 - о сосредоточении на пупке и чреве, о том, что дух злобы нападает на человека снизу.

10. И потом, какое место удобнее для нападающего на нас снизу злого духа, плоть или ум? Разве не плоть, о которой и апостол говорил, что до вселения закона жизни в ней не живет никакого добра (Рим. 7, 18)? Значит, ее тем более никогда нельзя оставлять без внимания. Как она подчинится нам, как нам ее не растерять, как отразить подступающего к ней духа злобы, особенно когда мы еще не умеем духовно отражать духовные силы зла, если не научимся быть внимательными и к своей внешней форме? Что говорить о начинающих, если даже совершенные мужи не только после Христа, но и прежде Его пришествия к нам придавали телу такую форму во время молитвы и были услышаны Богом. Совершеннейший боговидец Илия разрешил молитвой многолетнюю засуху, прислонив голову к коленям и таким образом прилежно введя свой ум вовнутрь его самого и в Бога (3 Цар. 18, 42). А люди, от которых ты наслышался, брат, болеют, наверное, фарисейской болезнью, почему и не хотят соблюдать и очищать внутренность чаши, то есть свое сердце. Не следуя отеческому преданию, они спешат сесть над всеми как новые законоучители; вот они и отвергают телесную форму молитвы мытаря, оправданного Господом, и других молящихся тоже подбивают ее не держаться. Потому что как говорит Господь в Евангелиях? "Мытарь не смел даже поднять глаз на небо" (Лк. 18, 13). К этой внешней форме и стремятся те, кто при молитве направляет взор на самого себя.

11. Люди, назвавшие их омфалопсихами с явной целью оклеветать обвиняемых — потому что разве кто-нибудь из молитвенников когда-либо говорил, что душа в пупке? — не только разоблачили клеветническое намерение своих нападок, но и показали сами о себе, что они оскверняют добродетельных, а не исправляют заблудших, и пишут не ради исихии и истины, а из суесловия, и не для поощрения трезвения, а чтобы от трезвения отвлечь]. И самое это делание и мужей, усердно принявшихся за него, они всячески стараются унизить уже за одно отвечающее ему внешнее действие. Такие и сказавшего, что "закон Твой посреди чрева моего" (Пс. 39, 9), и прорекшего к Богу, что "чрево мое как гусли возгласит, и внутренность моя — словно стена медная, которую Ты обновил" (Ис. 16, 11), легко могут назвать килиопсихами (κοιλιοψυχους, "чреводушными") да и вообще извратить всех, кто в телесных символах запечатлевает, именует и разыскивает умные, божественные и духовные вещи. Разумеется, этим они не нанесут святым никакого вреда, наоборот, станут для них поводом новых благословений и еще большего приумножения небесных венцов, а сами останутся вне священных завес, не будучи в силах взглянуть даже на тени истины. И велика опасность, что люди, которые не только отошли от святых, но и пошли против них в своих речах, поплатятся за это вечным наказанием.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #37 : 28 Январь 2014, 20:19:44 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?PHPSESSID=3114e09f76b6eb4a587e1992688866ce&topic=2858.msg106605#msg106605

прозелит, когда мы говорим, что ум спускается в сердце, это не означает, что он находится в некоем внутреннем пространстве груди. Это означает, что он находится в пространстве внутреннего человека, которое в некоторой степени сопряжено с грудью. Кроме духовного сердца, которое вообще выпадает из этих координат, поскольку находится (как бы) неизмеримо глубже и уже не принадлежит ни нашему времени, ни нашему пространству, есть еще различные, назову их так условно, душевные околосердечные оболочки. Одну из них - эмоциональную - очень часто принимают за духовное сердце. Эмоциональная оболочка уже много ближе к физическому сердцу и груди, на нее в некоторой времени уже распространяются и физические координаты (сверху-снизу, справа-слева). Еще более грубая околосердечная оболочка сопряжена с известным эффектом теплового разжжения, она еще ближе к физическому пространству тела.

Нелепо было бы считать, что к духовному (сокровенному) сердцу мы можем обратиться только из одной точки физического тела. Не это ли нам пытаются неции навязать на форуме? Вообще, к духовному сердцу мы можем обратиться, нисколько не обращаясь ни какому из мест физического тела. Как и верно другое, (стоя умом) в любом из мест физического тела, мы можем обратиться к Богу и войти в Царствие Его, которое внутри нас есть.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?PHPSESSID=3114e09f76b6eb4a587e1992688866ce&topic=2858.msg106611#msg106611

прозелит, если уж обращаться к самым ясным источникам, то Евангелие нам четко указывает (без всякой вычурной символики), что Господь вынашивался в чреве (под сердцем) и родился из пречистых ложесн!

И Сам Господь говорит нам: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

У груди (в контексте обсуждаемой темы) нет сердцевины. У груди есть середина. Сердцевина есть у человека. И она сопряжена с серединой груди, но не обусловлена этой серединой. Если Господь взращивался во чреве Матери, то где была духовная сердцевина?

Хуже нет начетнической догматизации молитвенного опыта. Возможно, поэтому святые отцы и не проповедовали особо вслух свой опыт, чтобы из него быстро не сотворили очередную профанацию с огромным набором запретов.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #38 : 28 Январь 2014, 20:21:17 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?PHPSESSID=3114e09f76b6eb4a587e1992688866ce&topic=2858.msg106630#msg106630

1. Вопрос о земном покаянии - в рамках этой темы - преждевременный, поскольку под "чревом земли" понимаю то, что еще дальше и глубже, чем чрево человека. И мое мнение нисколько не учение. Лучше назвать текст так: эссе или символическая зарисовка. И не нахожу, чтобы он входил в противоречие...

2. Утверждении ума в сердце проходит в несколько этапов, и на любом из них можно застрять, приняв временное, душевное, еще неочищенное за бесконечное, духовное и чистое... Проблема (я ее называю постоянно) еще в том, что порой под сердцем понимается невесть что. Успокоенный и дисциплинированный ум, справившись с поверхностными страстями-эмоциями, может сойти или втиснуться в околосердечное пространство души. Это зачастую и происходит на умно-сердечном этапе молитвы. И тогда, по мнению горделивого ума,  он уже в сердце, и сердце молчит... а благодати не было и нет - и сердце не просто молчит, а ссыхается. Или наоборот, что бывает много чаще, вокруг ума начинают кружить эмоции или еще более грубые (кровяные) силы, и эти кружения также принимаются за сердце. И даже то, что называю "огненным крещением", полностью не преобразует качества ума и души, но открывает и развивает это преобразование. 

3. О схождении в чрево и о том, когда оно происходит. Все хорошо и стройно лишь в умственных схемах. Я считаю (и получал на это неоднократно внутренние и внешние подтверждения), что, не утвердившись в сердце и, самое главное, не взыскав сердечную благодать, которая никак не есть кровяное разгорячение и не эмоциональное возбуждение и не абстрактная тишина, сходить в чрево умом преждевременно, поскольку опасно. Когда ум по-настоящему утвердиться в сердце, то он может, одновременно пребывая в сердце, обращаться в другие места (в чрево). И находясь в чреве, он будет пребывать в духовном сердце - под его защитой и под защитой невидимых ангельских сил. Без помощи Божией битва в чреве чревата поражением. Я говорю это на основании своего опыта. Осторожно предположу, что Палама, говоря несколько раз о круговом движении ума, который через силу, исходящую из глаз, направленных на пупок, возвращается в сердце, имел ввиду необходимость этой постоянной связи, в которой главенствует (напоминаю, духовное, а не физическое) сердце и в которой участвует чрево ради победы над силой мысленного зверя на пуповине живота.

Однако на практике все бывает иначе. Есть люди (их не много, но не так уж и мало), у которых начинает спонтанно подниматься мощная низовая энергия (кундалини). И намного больше людей, у которых с их страстями, сопряженными со чревом, творятся страшные вещи. И эти страсти сами волокут ум в чрево! И им приходится противостоять именно в чреве. И красивые схемы рассыпаются, и запреты на спуск ума в чрево - для таких людей - бесполезны и даже вредны. Ум-то уже там. Какое тут самочиние... И тогда подвижник зарывает себя по пояс в землю или залезает на столп или дерево, лишь бы победить своего зверя.

Цитата: И ещё)) что скажете:
Есть существенная разница – спуск в подсознание и вхождение в ад. В текущей ветке форумчане писали, что, возможно, есть иные входы (кроме центра груди). Я полагаю, что есть, но это – совершенно иные входы. Например, в коллективную животную (растительную) природу. И еще один – последний: это вход в ад. Локализацию его я не знаю (хотя в восточной аскетике он – на подошвах ног). Но найти входы мало. Ведь во ад сходят победоносно, во славе. А не как натовский миротворец.

Ответ: Да, есть отличие. Но это другая тема. О спуске в ад. Обычно в ад не входят победоносно. Чаще ад затягивает сам, а человек пытается выкарабкаться из него. Или человек умом входит в него смиренно - по Божьему благословению, - и тогда много претерпевает в аду ради очищения себя и других.

И наконец, о κοιλία (слова Господа: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.) Вот такой перевод κοιλία нашел я: 1 . живот (брюшная полость), желудок, внутренности; 2 . чрево, утроба. Посему чрево - вполне адекватный перевод, да и под утробой чаще принято понимать внутренности на уровне чрева.