http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16283#msg16283Цитата: Мир Божий всем!
Хочу поделиться своим небольшим опытом созерцания Нетварного Света…
Ответ: Спасибо, Ioan, за откровенный рассказ об Вашем переживании.
Человек, получивший такой мистический опыт, встает на особую стезю, очень узкую и опасную. Чуть уклонился в одну сторону - и близко сумасшествие, чуть в другую - прелесть. И немало мистически настроенных людей, которых сильно качает на этом пути, и даже падают они.
Требуется смиренное внимание к себе и абсолютная трезвость. Трезвение, смиренное видение себя, ровность (в другой теме использовался термин "неизменность") - вот тройное основание, без которого сорвет буйный ветер с этого непростого пути.
Обычная ошибка подвизающихся - увлечение мистическими переживаниями. Это увлечение перерастает в поиск способов и мест, чтобы добиться нужного и уже известно эффекта, что порождает зависимость от невидимых сил, стоящих позади многих необычных переживаний. Силы же эти очень разные, они привлекаются на свет, озаривший человека, и увлекают его, и дают дары, чтобы сделать проводником своих устремлений. Посему и нельзя держаться за свои переживания: имеющий должен быть как неимеющий. Устремление же к Богу возгревается, и путь к Нему открывается через видение своих грехов. Свет Божий открывает человеку глаза на себя, и предстает человек перед внутренним взором в всей своей неприглядности. И это длительное переживание, которое вначале воспринимается эмоционально, а затем становится видна дебелость (инерционность) ума и души. Так Господь вскрывает более глубокие пласты нашего существа: тупого, ленивого, безрадостного - и хочется сбежать от этого неприятного опыта в первые, эмоциональные и сильные, встречи-соприкосновения. Приходится же работать в грязных рудниках своей души.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16288#msg16288Я хочу еще добавить, что полученный мистический опыт никуда не исчезает. Если Господь найдет нужным, то и посетит в силе снова. Нужность же определяется Его милостью и нашей подготовленностью.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16334#msg16334iana, надеюсь Вы заметили, с какой осторожностью делится Ioan своим опытом, не навязывая его, не называя (заведомо) истинным... Для людей, не имевших никакого мистического опыта, ес-но, описание таких переживаний может быть смутительным. Так у нас и форум особый.
А теперь почитайте свт.Игнатия Брянчанинова, отличавшегося повышенной трезвостью и имевшего видения и мистические переживания, - из его уст - вот здесь:
www.hesychasm.ru/library/stbrianch/strannik_b.htm Не искушают такие его слова?
Очи мои смотрят, и не смотрят,— видят, и не видят: уши слышат, и не слышат; все члены мои упоены, — и я шатаюсь на ногах моих, держусь за что нибудь руками, чтоб не упасть мне, или лежу, поверженный на одр, как бы в болезни безболезненной и в разслаблении, произшедшем от преизобилия силы.Ioan делится
начальным мистическим опытом (начальным, но не малым), который - сам по себе - без его трактовки не является явным признаком прелести, как и не является явным признаком благодати. И он высказывает достаточно трезвенное отношение к этому опыту.
Вообще, тема
таких опытов очень не проста и практически находится вне публичных обсуждений, и я вельми благодарен ioan'у, не побоявшемуся сказать - и не плохо - о своем опыте, и я благодарен участникам форума, сумевшим услышать.
Насчет экстатичности Вы сильно загнули. Как помните, дело было в микроавтобусе, кругом люди: как понимаю, душевное потрясение никак не отразилось на физической дееспособности. А что чувствуют люди при Божиих посещениях и как ведут себя - читаем Библию.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16339#msg16339Путь у Ioan'а открыт, и никто (и он сам) не говорит, что его стезя прямая. Еще раз!: Ioan не заявляет, что он - праведник и в абсолюте правильно молится. Наоборот, сомневается, спрашивает и проверяет. Это скорее знак трезвого отношения к себе и своим переживаниям. Да, специфику пятидесятнической молитвы и отношения к ней можно проследить. В православии человек, получивший некий мистический опыт, будет вести себя (возможно) по-другому. Хотя... я встречал и слышал всякое.
Человек - в поиске и становлении. Бог ему Судия. Или думаете, у Игнатия Брянчанинова не было искушений, соблазнов и падений?..
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16350#msg16350Цитата: Небесспорными являются последующие действия, что и не удивительно, так как не все находятся в таких же условиях, как преп. Серафим или преп. Силуан, повторивший в этом отношении путь преп. Серафима.
Ответ: Это наша общая проблема, ибо почти все мы находимся в других условиях - в большей или меньшей степени. А раз так, то и решения - по своей форме - могут значительно отличаться от традиционных, сохраняя преемство по духу.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg27236#msg27236Цитата: Рад что попал на этот форум,
от постоянной молитвы стал (по Исихию и Диадоху "Господи Иисусе Христе") испытывать радость нисравненную и расположение ко всем, и далее покатилось - и сердце разогрело и проч... у батюшек понимания не нашел, только шокировали.. прошу молитв, у меня как переворот в сознании.
Ответ: Укрепления Вам, elm! И понимания, что путь только открывается...