http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=872.msg8589#msg8589Цитата: Таким образом, совершаем мы волю Божью или нет узнаем по подаваемой нам обильно благодати Божией или, наоборот, по ее отсутствию, когда идем против Его воли.
Ответ: я думаю, не так все просто.
Когда человек еще не знает благодати, а Бога уже ищет, то волю Божию он может почувствовать только в своем неусыпном желании найти Его.
Когда благодать приходит, то по прошествии какого-то времени она покидает человека. Это оставление может быть подобно убеганию воды из негодного сосуда, а может быть и благословенным - чтобы человек с удвоенной силой стал искать Царство Божие несмотря на безблагодатную сухость и тяжесть в душе.
К человеку может прийти и не благодать, а некая другая сила, дарующая различные переживания, и вот уже начинается поиск этих состояний.
К человеку может прийти благодать и зажечь в нем чувство слез, покаяния, сердечной радости... Но поскольку нет еще очищения, а только предочищены ум и душа, то эгоистические чувства начинают паразитировать на добрых переживаниях. И тогда развивается духовная гордость, появляется чувство избранности.
К человеку может прийти благодать, а он возьмет и оттолкнет ее, потому что внушил себе, что недостоин благодати, и будет искать только недостоинство, полагая, что это и есть истинная благодать.
Цитата: Благодать предвосхищает дела, только надо уметь ее услышать.
Ответ: Это верно. Господь говорит:
без Меня не можете делать ничего. Но далеко не каждый голос, который "звучит" в нас, - благодатный.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=872.msg8612#msg8612Вопрос: Вопрос в том, как пройти между этими Сцилой и Харибдой, ибо налететь что на ту, что на другую - равнозначно духовной смерти. Как же не удариться в ту или другую крайность?
Ответ: Этот путь к схеме не сведешь. Царский путь, мы об этом не раз говорили: не отклонять и не принимать.
Если не отклоняем, то легко впадаем в прелесть, когда какое-то ощущение почитаем за благодать, услышанный внутренний голос принимаем за ангельский, тем более что вначале развивается именно чувственное видение.
Если только не принимаем, то легко впадаем в прелесть (распространенную ныне) другого порядка: чувство недоверия к себе принимаем за истину и голос благодати, дебелое и инертное состояние (ощущение отсутствия ощущений) почитаем за безмолвие чувств, страх впасть в прелесть вырастает "до небес" и, угнездившись в душе, становится суперпрелестью. Жизнь становится постоянным кошмаром и беспрерывным бегством от других и от себя, от своих переживаний и заканчивается унынием или озлоблением.
Есть один внешний критерий, по которому можно судить в какой-то степени о правильности выбранного пути, - это плоды жизни. Здесь только помнить надо, что эти плоды созревают не сразу, и вначале они могут быть вообще не видны, а вот сухих сучьев и колючек - в достатке. Если человек (после бурь и потрясений) приходит в согласие с собой и умиряется, к нему приходит понимание, глубина и широта взглядов, мысли становятся более чистыми, взгляд - доброжелательным, сердце - любящим и милосердным, то он - на верном пути. Но и на верном пути будут неоднократные проверки: насколько искренне покаяние, насколько глубоко смирение, насколько приобретено понимание...
Я неоднократно встречал православных людей, которые слышали голоса, имели видения, обладали особыми дарами. Среди них был известный (до сих пор почитаемый - о нем написаны книги) священник, уже давно почивший, и иеромонах, в последствии попавший в младостарцы. И я понял, что такие люди не могут быть судимы "толпой" - многими душевными людьми, имеющими на все "свое", не поверенное духовным опытом, мнение.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=872.msg8639#msg8639Вопрос: «Я неоднократно встречал православных людей, которые слышали голоса, имели видения, обладали особыми дарами. Среди них был известный (до сих пор почитаемый - о нем написаны книги) священник, уже давно почивший, и иеромонах, в последствии попавший в младостарцы. И я понял, что такие люди не могут быть судимы "толпой" - многими душевными людьми, имеющими на все "свое", не поверенное духовным опытом, мнение.» - всю эту цитату объясните пожалуйста, глубже, я к сожалению не понимаю.
Ответ: Смысл цитаты - в словах ап.Павла (1Кор. 15): Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.