http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=16.msg96#msg96Вопрос: Но проходит день и молящийся с удивлением обнаруживает, что он делает "все то же самое", а его молитва движется едва в полсилы, а потом и вообще исчезает, оставляя только разочарование и недоумение, отчего это произошло.
Ответ: Это очень полезный опыт, и не только в сугубой молитвенной практике. Два движения: настойчивое повторение предыдущих действий и оставление застывшего и выхолощенного приема ради нового поиска не должны противопоставляться друг другу. Первое движение более характерно для развитой, оформленной, ставшей уже традиционной аскетики, в которой есть наставники и ученики. Второе движение ближе первооткрывателям, оно более рискованно. В наше время возможен синтез, соединение движений повторения и поиска.
Верно, знания о Боге нет во внешнем, но оно есть во внутреннем. Побудительные мотивы к совершению того или иного действия, к выполнению той или иной практики содержат в себе скрытое знание о Боге и выражаются в вере и ее делах. Наставником христиан является Господь. Он - Наставник, и Он направляет, чаще скрыто, действия молящегося. Чем больше сопротивление божественному наставничеству под предлогом следования сложившейся практике или с целью изменить ее, тем затрудненнее путь.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=22.msg124#msg124Вопрос: ***В нас есть по-моему какая-то очень глубокая и трудно осознаваемая немощь, которую надо учитывать при наших духовных усилиях.***
Ответ: Да, подвизаться так, как прежде, мы не можем: слабы и Господь не укрепляет. Время телесной аскезы ушло и брань утончилась, поэтому опыт святых отцов и подвижников буквально перенять не получается. Требуется большая осторожность, сопряженная с величайшей решимостью, без которых в умное делание лучше не соваться, чтобы вспять не повернуть или в прелесть не впасть.
Помню откровенный рассказ одного священника, который стал заниматься умной молитвой и спустя некоторое время бросил. Как только начинал он усиленно молиться, заболевала его жена, переставал - жена выздоравливала. Так и прекратил молиться. Поехал в монастырь к своему духовнику, а тот сказал, что неправильно сделал: не надо было молитву бросать. Не помог совет духовника справиться со страхом - не стал этот священник молиться, выбрав внешнее благочиние.
Очень многие сворачивают с молитвенного пути, испугавшись реальных искушений и трудностей. Еще больше тех, кто и знать об этом пути не желают. Шествующих же опасности ожидают. Хоть и протоптан святыми отцами и подвижниками этот путь, да узок и многотруден он.
Я так полагаю, что умное делание - это образ жизни христианина, включая и умную молитву. Если образ жизни не по Господу, то умная молитва в соблазн и в прелесть.