http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=385.msg2091#msg2091Вопрос: Довольно много уже лет назад меня стал беспокоить такой прилог: в храме во время службы стал обращать внимание и раздражаться, если рядом кто-то слегка пришепетывает губами…Стали раздражать, всякие там, сопения, пыхтения, чавкания и т.д и т.п. В конце-концов, я стал молиться практически непрестанно, а весь этот хоровод звуков превратился в постоянные, непрекращающиеся наваждения! Отдых можно было получить только полностью уединившись, а пребывание в окружении людей превратилось в пытку. Интересно, что если резко перестать молиться, то все также резко стихает. Но стихает только на некоторое время.
В течение года я дошел до полного изнеможения. Вот такая ситуация.
Что скажете, братия?
Ответ: Брань длиною в 1 год не такая уж большая. Изнеможение... это как к нему отнестись. Мне кажется, до полного изнеможения еще не близко Из своего опыта я вынес, что полезно относиться к себе родному, погрязшему в бранях (и болячках), с легкой иронией, ибо эгоизм любит все драматизировать и истощаться. Итак, ирония над собой снимает половину проблемы
Вторую половину проблемы можно разрешить серьезным отношением к деланию.
1. О повышенной чувствительности (до невыносимости) к различным внешним раздражителям при молитве говорят многие подвижники. То сосед по комнате храпит, то бабки в храме суетятся, то в носу чешется, то ноги болят, то комары кусают... При молитве иногда возникает гиперчувствительность, когда что-нибудь мешает, отвлекает внимание, отнимает силы.
К примеру, этот форум почитывает человек, которому "повезло" еще больше Вас: он на службах в храме часто падал в обморок - бабульки ахали, прыскали водичкой и отводили на скамеечку. Ничего, не прошло и двух лет, как проблема исчерпалась: обморочных состояний на службах не стало. Надо было всего лишь не сбежать от своего позора и продолжать посещать службы.
Мы знаем, что старец Силуан (подробностей не помню), будучи опытным в делании, не любил звуков и одевал шапочку при молитве.
Вывод. Другие успешно проходили (и проходят подобную брань), значит и мы пройдем.
2. Возможно, при повышенной чувствительности к звукам Вас мучает неправильная концентрация. Вместо того чтобы сосредотачиваться на внутреннем, какая-то часть вашего сознания цепляется за внешний раздражитель, который становится непроизвольным источником концентрации. Ум боится потеряться, не находя (не умея найти) устойчивости в еще не раскрытом внутреннем пространстве, и цепко держится за внешнее.
В этом случае следует учиться искусству перенесения внимания от одного объекта к другому, разотождествления себя с объектом, привлекающим внимание, и отвлечением внимания от внешних объектов внутрь себя.
Сие удобно делать в одиночестве. Например, на прогулке, встречая глазами текст рекламного плаката, "вдруг" посмотреть на него глазами ребенка, не умеющего читать, и увидеть на миг (больше по времени вряд ли получится в начале) набор непонятных букв и бессмысленную картинку. Если немного потренироваться в этом разотождествлении, можно увидеть, что смысл, вложенный в рекламу, почти мгновенно, но уловимо, (как бы) несется от рекламного щитка (газеты, витрины и т.п.) и пропечатывает наши мозги. Если потренироваться подольше, то можно научиться проходить мимо рекламной грязи, как бы не замечая ее. Это я рассказал об одном из современных вариантов борьбы с помыслами.
Другой способ. При концентрации на физическом органе (обычное дело для новоначальных, о чем уже на форуме говорили), ощущается приток крови, жжение, покраснение, напряжение, и др., - то, что может быть болезненным. Боль притягивает внимание и помогает сосредоточению, а внимание усиливает боль. Если отвлечь внимание в сторону, то и молитва теряет свою интенсивность. Можно научиться, не теряя молитвенной сосредоточенности, переносить внимание за (вглубь, внутрь) физическое место сосредоточения. Освоив (чуть закрепившись) умом это новое место, можно (как бы) посмотреть из него на болезненное место внешнего физического сосредоточения, Такой внимательный и отрешенный взгляд способен растворить боль и снять зажатость. Точно также можно "победить" (в себе) сопение и пыхтение людей в храме - пройти через неприятное восприятие и посмотреть изнутри и отрешенно ( в этой отрешенности есть сила) на то, что раньше мучило почему-то, а теперь воспринимается равнодушно.
Конечно, надо также учиться держать нить молитвы, не отвлекаясь на "комариные" укусы.
3. При совместной молитве в храме выстраивается и совместное мысленное (чувственное и пр.) пространство. При единомысленном предстоянии происходит маленькое чудо, когда проблемы, подобные Вашей, просто исчезают в очищенном пространстве совместной молитвы. Обычно единомысленного (единодушного) предстояния нет.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=385.msg2093#msg2093Цитата: На данный момент уже 16…
Ответ: Чем 16 лет отличается от одного года, - только застарелостью. Уже легкое прикосновение Духа омолаживает нас - и нет долгих лет, казалось бы, бесплодной брани. И нужен всего один лишь плод - Его касание.