http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24546#msg24546Цитата: Об отсечении воли как-то прочитала сказание о мальчике-иноке, который был болен туберкулезом и, находясь в разгаре "процесса отсечения воли", все время ловил внутри себя и гасил желания. Узнав, что медвежье сало может ему помочь, он горячо взывает к братьям-монахам: "только не давайте мне этого сала, даже если и достанете, потому что в моей душе есть желание этого сала".
Ответ: Это извращение. Практически это - тихое самоубийство - и огромный грех. Но здесь еще грех преподносится как добродетель. Участник plot, говоря о возможной безумной любви к Богу мальчика-инока, сознательно подменяет суть проблемы, поставленной Маской. И такая подмена тоже маленькое извращение, которое должно быть исправлено. Когда человек убивает себя якобы из-за безумной любви Богу, чтобы с Ним соединиться, - это покушение на жизнь, данную Им, - это самоубийство.
Со своей стороны Маска должна прекрасна знать, что развитые человеческие системы (в т.ч. аскетические - во всех религиях) имеют внутри себя крайние варианты, далекие от первоначальной цели и смысла самих систем.
И зачем обращаться к древней апофтегме. Я уже рассказывал (здесь на форуме) о милом парне, который, начитавшись таких историй, как приведенная выше, стал усиленно молиться в голодные 90-е годы. В результате организм перестроился и стал жрать самого себя. Парень исхудал и заболел туберкулезом. Я помню, как он, еще недавно веселый и розовощекий, приносил баночки с вареным горохом на трапезу. Только был уже осунувшимся, слабым и в глубокой депрессии. Слава Богу, рядом с ним оказались не те бессердечные монахи из приведенной историйки, а врачи, которые взялись за лечение и за годик подняли его на ноги.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24560#msg24560plot, мы ведь обсуждаем не поведение конкретного человека, а персонаж короткой
назидательной псевдоагиографической истории. Это назидание и образец для подражания! Что думал и как вел себя конкретный человек, поведение которого никак не вкладывается в такие повествования, мы не знаем. И не должны знать, и не должны лезть, поскольку это выходит далеко за пределы историйки.
Дается образец для подражания, в котором четко прослеживается (даже провозглашается) танатическое ядро (ублажение смертью). Это подмена и грубое извращение известного положения (и практики) подвижничества - памятования смерти и прохождения через смерть к жизни.
Итак, в этой истории мы имеем извращенный образец для подражания. Этот образчик - ничтожная часть огромной черной сети, которой пытаются уловить людей с монашеским и аскетическим настроем. Эта сеть наброшена на современное русское монашество - немало людей ей уловлено, они пребывают в истощенной тоске, пессимизме и танатизме, потому что отсекают свою падшую волю
своей же падшей волей.
Вообще термин "отсечение воли" должен быть понят в смысле отдания себя в руки Божии (возможно, через детоводителя - старца и наставника). В ином случае (это обсуждалось раньше) воля отсекается другой волей. И делается вид, что эта другая воля не замечается.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24567#msg24567Цитата: Возможно, некий танатический призыв есть и тут, хотя я его, впрочем, не вижу...
Ответ: Не в
едение малой вещи не дает возможности и увидеть вещь "большую".
Мой же пост состоял из двух частей: первая была о малом, вторая - о большом, которое и строится из малых кирпичиков. Вы же, plot, в последнем комментарии среагировали на вторую часть, "не заметив" первую.
Я прошу простить меня за намеренно жесткий тон. Его целью не является стремление обидеть.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24570#msg24570Цитата: Интересно, кстати, что в этой истории мы заранее знаем, что никакие "медицинские" средства типа медвежьего сала иноку не помогли бы и все его старания вылечиться с помощью них были бы пустым метанием. Он же предался на волю Божию и смирился с любым исходом, каким бы этот исход ни был. Он употребил эту ситуацию на то, чтобы преодолеть этот страх, это метание, и вместо этого молиться. Даже наверняка он совсем не стремился умереть. Он просто был ГОТОВ принять смерть, если на то будет воля Божия. Так я вижу эту ситуацию.
Ответ: plot, поймите, Вы предлагаете благое домысливание ситуации в рамках известной жизненной сентенции: что не делается - к лучшему. И забываете назидательный корень истории. Он в словах:
только не давайте мне этого сала, даже если и достанете, потому что в моей душе есть желание этого сала.
Не давать сала, потому что в душе есть желание сала! Т.е. не давать возможности ему вылечиться (сало - лекарство), потому что он хочет вылечиться. А все хотения должны быть отсечены. И это извращение Вы называете:
Он же предался на волю Божию и смирился с любым исходом. Мда. Это намеренное (и тихое)самоубийство, построенное на следовании идеи (т.е. идолу) отсечения воли. Какое же здесь исполнение Божией воли, наоборот, исполнение воли лукавой...
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24572#msg24572Еще раз хочу напомнить всем, мы обсуждаем не конкретного мальчика-инока, а назидательную историю, целью которой является оставить четкий умственный отпечаток образа аскетического поведения.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24584#msg24584Цитата: А других он призывает к другому. Маньяк грязь найдёт даже в Святом Писании, где Иисус призывает вырвать глаз, если он нас соблазняет. Так и что?
Ответ: 1. Отличаем назидание от трактовки. Смысл назидания этой истории отличается в худшую сторону от смысла Евангельских текстов и наставлений Господа. В частности, в конкретной области здоровья и исцеления.
2. Сама трактовка возможна (и нужно учиться толковать даже провальные и неверные места в положительном смысле, но не оправдывая вложенного греха), но строится она на ряде неверных предположений.
а) Почему-то предполагается, что выздоровление априори не возможно и лекарство не поможет. Это не так! Многие люди излечивались от болезней (и туберкулеза в т.ч), имея упование на Господа и прибегая к лекарствам (а не прибегая к идее отсечения воли).
б) Инок в душе чувствовал тягу к лечению. (Это место опять игнорируется.) Кто вложил ему эту тягу к жизни? Творец или бесы? Инок решает, что побуждение исцелиться не от Бога! И принимает вместо естественного побуждения - внимание! - противоестественное. Умереть не ради Бога, а ради идеи. Даже не идеи Бога (как у фанатиков), а идеи отсечения своей воли.
Это ловушка! Много моих знакомых попало в эту ловушку на волне религиозного подъема 90-х годов. Результат был плачевный.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24588#msg24588Антиквар очень верно сказал про инструкцию. Такие истории впечатываются в мозги несмываемым пятном. Существует целый мир внутри православия, участники которого питаются такими историями и строят свою жизнь по ним. Они обычно плохо знают Евангелие, зато хорошо знают всякие мелкие правила воюют с ветряными мельницами в духе лозунга "Православие или смерть".