Исихазм

Автор Тема: Душевно-сердечная молитва  (Прочитано 2780 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Душевно-сердечная молитва
« : 10 Февраль 2014, 14:38:23 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1350.msg15662#msg15662

Цитата: можно много лет подвизаться в жесткой аскезе и не иметь такой молитвы, какую имеет... простая деревенская бабка

Ответ: Можно и так подойти к сердечной молитве. Только:

1. Пригорюниться и пустить слезу со словами "Господи, Господи..." - это прием, который можно довести до технического совершенства;

2. Сентиментальные люди, будучи в деловой жизни злыми и жестокими, вполне могут по вечерам и ночам пускать слезы, оплакивая себя и... своих жертв. Яркий пример: Иоанн Грозный - он аж помянничек имел с именами убитых и замученных по его приказу;

3. Вообще это молитва душевная - на уровне душевного (эмоционального и чувственного) сердца, - и духовного очищения и прозрения она может не нести;

4. Душевно-сердечная молитва может рассматриваться как этап к молитве духовной (истинно сердечной). Когда человек подходит от черствости к душевному покаянию и размягчению, такую душевно-сердечную молитву следует приветствовать. Когда же он принимает такую молитву за последнюю истину и не желает прозревать на прямое воздействие Духа, то она становится прелестью.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Re: Душевно-сердечная молитва
« Ответ #1 : 10 Февраль 2014, 14:39:47 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1390.msg17177#msg17177

Цитата: Более поздние отцы неоднократно упоминали о случаях помешательства тех кто прибегал к образной молитве.

Ответ: Католическая практика молитвы строится на образе - и ничего, сумасшедших не больше, чем в православии. Напомню, что и Симеон Новый Богослов, говоря о первом способе (образной) молитвы, приводит ее специфический, заведомо прелестный вариант. Слабость (и недостаточность) образной молитвы много дальше и тоньше, чем опасность сойти с ума.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1390.msg17185#msg17185

Цитата: А не ослажняем ли мы братья молитвенное дело допуская ту или инную форму образов.
Молитвенное дело должно быть как можно проше,так завещали св.Отцы.

Ответ: Умное делание с молитвой отцами называются искусством искусств и художественным деланием, простота (цельность) должна быть в душе, а практика молитвы - дело непростое.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1390.msg17187#msg17187

Цитата: Я имел ввиду случай ,когда встал человек на молитву и знает четко -никаких образов .Если начнут одолевать надо взывать об этом к Господу и никаких гвоздей.

Ответ: Миша, Вы четко описали задание ментального образа - установки на определенный вид молитвы. И это образная молитва, в которой задан образ не принимать никаких образов. Просто задание образа молитвы происходит на более высоком уровне, чем приходящие - более низкие - мыслеобразы. А взывать к Господу, если одолевают помыслы, тоже образный тип молитвы.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1390.msg17198#msg17198

Вопрос: Хорошо ,тогда простой вопрос,встать на молитву ,представить себе ,что пред тобой стоит Господь ,Божия Матерь и все святые с ней ,это как допустимо.Или лучше встать особо не копаясь в собственных грехах ,правда осознавая свое внутреннее состояние и пытаться заключить ум в слова молитвы.Что правильнее по Вашему.

Ответ: Миша, для какого-то - в определенном состоянии - хорош один тип молитвы, для другого или в другом состоянии - иной тип. Предстояние перед Господом полезно всегда, а представление, что пред тобой Господь, может быть полезным в начале молитвенной практики.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Re: Душевно-сердечная молитва
« Ответ #2 : 10 Февраль 2014, 14:41:32 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2100.msg52325#msg52325

Цитата: Не совсем понял, что такое "благодатные чувства" а также - зачем их удерживать. Благодатные для кого? Так понимаю, речь не о благодати - она, даст Бог, приходит и также уходит. Не наше дело... Но чувства благодатные - думаю, что это вы о другом, в широком смысле. Зачем их удерживать - это же привязаность…

Ответ: Я бы не стал на mirnestranik'a так "нападать", поскольку вполне серьезные и важные вещи говорит. Человек не бесчувственен, и благодать Божия всяко должна проявиться и в добрых чувствах. А когда благодать уходит, что же - и добрых чувств, напр., к ближним своим, не питать - и быть бревном бесчувственным?
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2100.msg52330#msg52330

Цитата: Не знаю. Мне непонятна фраза "благодатные чувства". Может я ошибаюсь, но речь идет о чувствах-в-себе-любимом, а не по отношении к другим…

Ответ: Так и Ваша позиция верная (как мне видится). Только абсолютизировать ее нельзя. Действительно, под благодатными очень часто понимают хорошие - и насквозь эгоистические - чувства. Ну, так мы уже поднимали непростую тему эгоизма
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2436.msg72291#msg72291

Цитата:… Это и будет для вас первая точка опоры для восприятия образа Божьего внутри себя. Вера творит чудеса...Эта маленькая точка,вдруг наполняет все человеческое существо неизреченной радостью и любовью. Это чувство из точки, преображается в источник живой воды,заполняющей все тело…

Ответ: Образ молитвы, приводимый Никодимом, наверно, можно считать классическим примером чувственного разгорячения. Есть перекличка и с первым образом молитвы по Симеону Новому Богослову. Такая молитва может постепенно привести и к видениям, и к ряду ярких переживаний.

С исихастских (святоотеческих) позиций такая молитва не имеет большой цены, поскольку легко вгоняет в прелестное, опьяненное состояние, лишает трезвения, порабощает ум образами. Но элементы такой молитвы на начальном этапе могут быть использованы (и используются в практике церковной молитвы вовсю).