Есть те, кто сразу, стремительно и бесповоротно решаются — полностью предаться Богу, уповая на Него во всем. Восхищаюсь их горением по Богу, но понимаю, как часто этому предшествуют многие годы тяжелейшей и мучительной борьбы с самим собой.И неудивительно, ведь речь идет о сдаче, о капитуляции своеволия. О кресте, по слову святых отцов.
Знаю совсем немного, о том пути, когда продвигаются постепенном, малыми шажками, к полному преданию себя Богу.
Сначала стремятся хоть как нибудь услышать Его, призвать Его: вслушиваются, беседуют с Ним, дверяют всё Ему, советуются, ждут ответа. И пусть еще почти не воспринимают Его присутствие, но делают всё это так, словно воспринимают. В это время бывает легко принять по ошибке ответ, исходящий от собственного тела/души/ума — за Его ответ. Но прельщения не будет, если сохранять трезвость и при том стремиться всей крепостью услышать Его и исполнить. Прелесть - от гордости, если же с самого начала помнить всегда про само-умаление (наставлений предостаточно), и не приписывать себе никаких плодов, то беды не будет.
Иное дело наступает, когда с молитвой открывается внутрьсердечное пространство, а в нем - образ Божий, в котором и начинают быть с Ним Самим. Тогда начинается постоянное общение, тогда можно вслед за схим. Сепфорой сказать, по ее сущностному наставлению:
«Господи, Ты мое сокровище, Ты мое счастье.
Ты мой покой, Ты моя жизнь вечная.
Передаю себя в волю твою.
Сам со мной живи, и Сам говори.
Отдай себя и Он будет жить с тобою,
И говорить будет с тобою.»
Но и тогда всё происходит постепенно. Учатся внимать, собеседовать, советоваться, слышать ответ. Напитываются Им, разумеют яко благ Господь. Какой Он покой, и сокровище, и счастье, и вечная жизнь — не со слов других, но уже из каждого мгновения в собственном опыте. Его неизреченные Любовь, Доброта, Милосердие, Терпение, воспринимаемые напрямую, рождают те же качества, в оттаивающей от окаменения душе.
Оказываются в колыбели Господа, в Его любящих объятиях, в Его ладонях. Ум погружают в Него, и все помышления. И лишь потом, вкусив Его, — по настоящему начинают предавать Ему волю. Происходит же это далеко не сразу, с нерешительностью и опасениями, с падениями и отступлениями, с утратами восприятия Его присутствия... ведь наши составы сдаются крайне неохотно, и не без боя.
Это сокровеннейшая и интимнейшая жизнь — с Жизнью. Неудивительно, что немногое сказано о ней, и порой сказано прикровенно. Но простота и безыскусность этого пути так прекрасны и действенны, что притягивают и книжников, сытых по горло кульбитами и хитролживыми увертками своего рассудочного ума ))